Комсомольская путевка

Выйдя из института на Тимирязевскую улицу, Олег повернул в сторону ближайшего скверика и подошел к скамейке, где его ждала Оля. Оля окончила институт раньше и уже работала в одной из районных библиотек Москвы. Они были знакомы со школы и твердо решили пожениться. Только ждали, куда распределят Олега.
- Ну что? - спросила Оля.
Олег вздохнул, вынул из бокового кармана красную книжечку и протянул ее Оле. Сейчас будет весело, мрачно подумал он.
- Что это? - спросила Оля, разворачивая книжечку, - комсомольская путевка? Совхоз "Красный хлопкороб"? Голодная степь? Как это понять, Олег, тебя ведь пригласили в аспирантуру? Я попросила папу, и он выделил тебе место. Ведь мы решили остаться в Москве. А как же свадьба? Наши родители купили нам кооперативную квартиру, а ты уезжаешь?
- Мы уезжаем, - поправил ее Олег, - мы уезжаем.
- Но ты ведь хотел стать ученым? Разве для этого надо ехать в Голодную степь?
- Оля, я должен понюхать порох. Понимаешь? В Голодной степи разворачивается грандиозное строительство, туда подвели воду, это - миллионы тонн хлопка, который так нужен стране. Это стратегическое сырье, это ...
- Остановись, мы не на комсомольском собрании. А обо мне ты подумал? Что я буду делать в Голодной степи? Я не поеду.
- А жены декабристов ехали в Сибирь.
- Я еще тебе не жена.
- Оля, неужели наша дружба и любовь рухнут перед первой же преградой? В конце концов, это же не навсегда. И там, наверняка, есть библиотека. Оленька, - он нежно обнял ее, - ну, пожалуйста, не заставляй меня отказываться от моей мечты. Представь себе, молодой совхоз, нет ни твоих, ни моих родителей. "Паренек с московскою гитарою и девчушка в мамином платке бродят тесной парою, неразлучной парою от столичных улиц вдалеке... " Мы поженимся в Москве, съездим в свадебное путешествие на Юг и - за работу.
Оля спрятала залитое слезами лицо у него на груди. Вопрос был исчерпан.

Самолет приземлился в маленьком аэропорту города Янгиер, что означает новая земля. Остались позади слезы и уговоры, угрозы и скандалы. Ни Олины, ни Олега родители не смирились с его странным решением. Двое таксистов подошли к парочке, но узнав, что им нужно в совхоз "Красный хлопкороб", отошли. Тогда Олег подключил Олю. После того, как Оля набавила цену, их согласился взять водитель самосвала.
- В кабине мы вполне поместимся втроем, - сказал он, - я везу уголь в Хаваст и высажу вас на перекрестке с дорогой, ведущей в совхоз "Красный хлопкороб". Вам придется пройти по прямой дороге 10 километров. Ребята вы молодые, вещи оставьте в камере хранения, потом заберете.
Когда они вышли из машины, уже начинало темнеть.
- Это дорога к совхозу "Красный хлопкороб". Только нигде не сворачивайте.
Олег расплатился, они закинули за спину рюкзаки и зашагали по пыльной дороге.

Когда в 9 вечера показался поселок, уже взошла луна.
- А я уже думала, так и заночуем в степи, - сказала Оля, - как я устала.
Они прибавили шагу и ступили на узкую улочку, вдоль которой тянулись одинаковые стандартные одноэтажные дома.
- Как тихо, - заметила Оля, - здесь что, нет собак? И в окнах темно. Сейчас только девять вечера. Неужели все уже спят?
- А что еще им делать? Кто-то смотрит телевизор, а другие легли, - сказал Олег, - люди здесь встают очень рано, и трудятся пока не жарко. Пошли дальше, где-то должна быть гостиница.
Улочка привела их на небольшую площадь, в центре которой стоял памятник. Полулежащий раненный красногвардеец передавал винтовку своему другу, держащему в левой руке полковое знамя. Олег осветил фонариком надпись: "Борцам революции, павшим в борьбе с басмачеством". 
- Олег, вон там кто-то есть! - показала рукой Оля, - пойдем скорее.
 
В небольшом двухэтажном здании светилось одно нижнее окно. Они подошли. Над дверью под маленькой тусклой лампочкой висел лозунг "Через четыре года здесь будет город сад!" Дверь была заперта. Они постучали, в ответ послышалось ворчание собаки.
- Они могут смотреть телевизор и не слышать, - сказал Олег и направился к окну. В слабо освещенной комнате перед телевизором сидел в халате старый узбек. На небольшом столике стоял чайник и пиала. А на экране телевизора с деревянной, наскоро сколоченной трибуны, перед огромной аудиторией рабочих и дехкан выступал первый секретарь ЦК Узбекистана Рашидов. Похоже, это было открытие Голодностепского канала. Рашидов подошел к шлюзу и, вращая ручку, поднял заслонку. Под восторженные крики рабочих и дехкан поток воды хлынул в русло новенького канала. Ликующие вопли "Слава Рашидову" доносились даже через закрытое окно. Олег решительно постучал в стекло, мужчина у телевизора встал, подошел к окну и стал всматриваться в вечернюю улицу. Потом он открыл окно и по-узбекски спросил:
- Кимсуз?
Хорошо, что я знаю несколько узбекских слов, подумал Олег, но он, наверняка, говорит по-русски. Только сейчас он понял, что окно закрыто решеткой.
- Агроном из Москвы, приехал по комсомольской путевке. Откройте, пожалуйста.
Узбек что-то тихо сказал про себя, этих слов Олег не знал, но по тону решил, что это узбекский мат. Звякнули ключи и короткий коридор привел их в комнату, где с экрана по-прежнему улыбающийся Рашидов повторял: "Рахмат, катта рахмат!" Узбек с сожалением выключил телевизор и сказал:
- Замечательный фильм, я вам подарю кассету. Вы хотите есть?
По-русски он говорил вполне сносно, хотя и с небольшим акцентом. На столике появились еще две пиалы и две лепешки.
- Надо было сначала позвонить, - сказал он и представился, - Бахтиер Абдурахимович Абдурахимов, директор совхоза. Можете меня просто звать директор. Угощайтесь. Надо было сначала позвонить. Да вы совсем еще дети!
- Никакие мы не дети, - решительно сказал Олег, - я окончил Московскую Сельскохозяйственную академию. Меня зовут Олег. Моя жена Оля - выпускница библиотечного института. Вот наши комсомольские путевки.
- Майли, хуш келибсиз, - сказал директор, - это значит...
- Можете не переводить, - сказала Оля, - мы прошли пешком 10 километров. Я хочу лечь. - Да, конечно, - сказал директор, - идите за мной.

На втором этаже он открыл комнату.
- К сожалению, только одна кровать. А вы, правда, муж и жена?
- Показать вам брачное свидетельство? - Олег полез в рюкзак, - вот, пожалуйста.
- О, так вы еще и молодожены! Когда-то и я со своей молодой женой, вот так же...
- Мы очень устали, - сказала Оля, - спокойной ночи. А почему тут у вас нигде не светятся окна?
- Да, да, - не отвечая на вопрос, заторопился директор, - отдыхайте. После завтрака обсудим. Тут есть кухня, в холодильнике продукты, берите не стесняйтесь. Хайрли тун. Все.

Утром начали устраиваться, разложили вещи. Олег побрился. В большой кухне стояла электрическая плита и холодильник. Оля приготовила завтрак на троих.
- Меня не предупредили о вашем приезде, - сказал директор, накалывая на вилку жареную картошку, - я свяжусь с центром, надо посоветоваться, что с вами делать. Сдайте мне, пожалуйста, ваши паспорта на прописку.
- Я видел у вас во дворе автомобиль, - сказал Олег, - я ненадолго съезжу посмотреть поля. У меня есть водительские права.
- На поля нельзя, - сказал директор, - здесь недалеко урановый рудник и часть местности заражена. Должны приехать дозиметристы и определить границы совхозных угодий. Нужны специальные костюмы. Вы хотите иметь детей? Значит, надо поберечься. Первое ваше задание будет другое. Тут у нас своя техническая библиотека, привезли книги, а разложить их некому. Идемте.
В большой комнате на втором этаже стояли книжные стеллажи. Часть книг была расставлена по полкам, много книг лежало на полу.
- А где ваш библиотекарь? - спросила Оля
- Я вас зачисляю на зарплату со вчерашнего дня, - не отвечая на вопрос, сказал директор, - обоим по сто рублей в месяц. Принимайтесь за работу. Если нужны дополнительные книги, составьте список. По средам сюда приезжает Рахим, он привозит продукты и почту. Что у нас за день сегодня? Понедельник. В среду передадите ему список книг и продуктов. Пожалуйста, из дома не выходите, особенно вечером, сюда часто наведываются койоты. Все.
- Тут, в основном, литература о хлопкоробстве, - сказала Оля, - я думаю, мы за неделю справимся. Товарищ директор, а почему вчера было везде темно в домах? 
- Торопиться не надо, - снова не ответил на вопрос директор, - приступайте к работе.
- Сначала надо подмести и вытереть пыль, - сказала Оля, когда он ушел.
- Действуй, - сказал Олег, - а я выйду на улицу, может кого-нибудь встречу.

Обедали они вдвоем, директор куда-то уехал. Наверное, советоваться.
- Ты кого-нибудь встретил? - спросила Оля.
- Никого.
- Странно.
- Более чем странно. Это похоже на высадку на Марс. Я зашел в пару домов. Никого. Если он не даст машину, я завтра пойду на поля пешком. Не нравится мне все это.

На следующий день Оля продолжала наводить порядок в библиотеке, а Олег, повесив через плечо свою сумку, отправился на поля. Он вернулся к обеду. Мрачно сел за стол. Расстелил газету и высыпал на нее содержимое сумки.
- Что это? - рассматривая желтоватые кристаллы, спросила Оля. 
- Соль.
- Где ты нашел?
- За поселком. Все вокруг бело. Как зимой. Ты поняла?
- Нет.
- Голодная степь долго была без воды. На ней ничего не росло. Провели канал и землю стали поливать. Не жалели воду. А под землей находятся соли. Пока не было воды, соли, можно сказать, спали. При поливе они проснулись. Растворившись в грунтовых водах, они поднялись к дневной поверхности. Это называется засоление земель. На засоленных землях ничего не растет.
- Ничего-ничего? А как же совхоз?
- Никакого совхоза нет. То есть здесь построили совхоз, но после засоления земли, совхоз закрыли, а люди разъехались.
- Так зачем нас сюда направили?
- Наверное, совхоз по-прежнему числится, как работающий. Дает хлопок и перевыполняет план. Надо сматываться.
- Без паспортов?
- Скажем, что потеряли.
- Но без паспортов не дадут билеты на самолет.
- Поедем поездом. Завтра же соберемся и вечером незаметно уйдем.
- Как опять пешком?
- На шоссе нас кто-то подберет.
- А как же библиотека?
- Сделаешь, что успеешь...

- Оля, пора.
- Который час?
- Одиннадцать.
- А я так сладко спала. Ты что в своем уме? Это же второй этаж!
- Я с вечера приставил лестницу. Ты ведь знаешь, он на ночь внизу запирает дверь. Хорошо, что решетки только на первом этаже. Где твой рюкзак? Осторожно, дай руку.
Они тихонько спустились вниз. На земле их ждала собака. Получив свою порцию сосисок, она тут же уселась и с деловым видом стала ужинать.
- Подожди, я лестницу отнесу на место, тогда он не сразу догадается, что мы ушли.
Тяжелая лестница не поддавалась, а потом неожиданно с треском упала вниз.
- Оля, загляни в его окно, он услышал?
- Нет, не услышал. Он смотрит телевизор.

Олег отнес лестницу и подошел к окну. В слабо освещенной комнате перед телевизором сидел в халате директор. На небольшом столике стоял чайник и пиала. А на экране телевизора с деревянной трибуны, перед огромной аудиторией рабочих и дехкан выступал первый секретарь ЦК Узбекистана Рашидов. Это было открытие Голодностепского канала. Рашидов подошел к шлюзу и, вращая ручку, поднял заслонку. Под восторженные крики рабочих и дехкан поток воды хлынул в русло новенького канала. Ликующие вопли "Слава Рашидову" доносились даже через закрытое окно.
- Так. Ну, с богом, - сказал Олег, - все. И они зашагали в темноту.
- Посмотри сколько звезд, - сказала Оля, - в Москве их почти не видно.
- Лучше гляди под ноги.
- Ну что, ты понюхал порох?
- Понюхал.
- Значит, эта поездка была не зря?
- Не зря. Жаль что, место, которое мне предлагали в аспирантуре, уже, наверное, занято.
- Не занято.
- Откуда ты знаешь?
- Я попросила папу это место подержать. Я знала, что мы вернемся.

Директор выключил фильм про Рашидова и потянулся к телефону.
- Рахим, ты еще не уехал?
- Так ведь, Бахтиер Абдурахманович, вы сказали - утром.
- Я передумал. Поедешь сейчас. По дороге ты нагонишь двух детишек, возьми их и отвези в аэропорт. Кому это в голову пришло посылать сюда детей? Если будут совать деньги - не бери. Я тебе заплачу. И еще, зайди сейчас ко мне и возьми их паспорта. Все.

После этого короткого разговора директор порылся в своем столе, нашел два открепительных талона и не спеша стал их заполнять. "В связи с изменением профиля совхоза, писал директор, направляются за новым назначением..." Оба талона он аккуратно вложил в паспорта, потом подумал и добавил в каждый паспорт по сто рублей.


Рецензии