Я вижу лето

 – Хочешь посмотреть, по каким книгам в наше время учат детей? – однажды спросила подруга Майя и показала цитату из учебника истории.
   Речь шла о Спарте. «Воспитание детей было очень суровое. Чаще всего их сразу убивали. Это делало их мужественными и стойкими».
– Ничего себе фокус. Как из труса сделать храбреца? Убить его – и конец делу. Интересно, какие ещё перлы есть в том учебнике?
– Я это из интернета взяла. Полностью учебник не читала.
– Можно как-нибудь изучить на досуге, – иронизирую. – Узнала бы много интересного не только о спартанцах, но и о наших современниках, которые пишут книги для детей.
– По-моему, и так всё ясно. Там дальше речь идёт о качестве образования спартанских детей: «Их учили не кричать во время порки».
– Бедные дети!
– Отец не бьёт тебя, Ник?
– Нет. Он противник физических наказаний. Может, конечно, шлёпнуть в шутку, но это максимум.
– Мой меня тоже не трогает, зато на брате отрывается на полную катушку, садист. Брательник уже его ненавидит. У моего отца греческие корни.
– Интересно! Ты мне раньше этого не говорила.
– А зачем? Неважно, какие у человека корни. Главное – кто он внутри. Удивительный народ мои предки. Мне кажется, я когда-то жила в Афинах. Обожаю этот город. Каждый год с родителями туда ездим – нам нравится. А пару дней назад видела странный сон.
– Рассказывай!

– Приснилось, что я была девушкой по имени Лето. В пятнадцать лет меня выдали замуж за человека, которого звали Никанор. Он был гораздо старше, умён, привлекателен. Я решила, что мне повезло с будущим мужем. Мы заключили брак. Но вскоре выяснилось, что супружеская жизнь совершенно его не интересует.
   Никанор постоянно уходил куда-то. Я думала, он ходит к женщине, но однажды узнала, что муж подружился с философом Диогеном.
– Это который в бочке жил?
– Да, тот самый. Знаешь, как мой тогдашний муж с ним познакомился? Началось с того, что афинские хулиганы разбили жилище философа. У мужа были хорошие связи в городе, и он приказал сделать ему новую глиняную бочку. Диоген был счастлив. Так они и подружились. С тех пор муж словно забыл о том, что у него есть жена. Вскоре я поняла, что новый друг настраивает его против меня. «Зачем тебе эта девица, – спрашивал Диоген, – если все потребности можно удовлетворить естественным путём?» И показывал пример – прямо на афинских улицах.
– Пошляк!
– Да нет, просто непосредственный. Довольствовался малым. Делал, что хотел. Ему нравилось так жить. Однажды моему терпению пришёл конец. Я пришла на Афинскую площадь и разбила вторую бочку, которую муж выхлопотал у горожан. Диоген прибежал, стал плеваться и размахивать палкой. Я оттолкнула его и получила удар по голове.
– А как на это отреагировал твой муж?
– Никанор заявил, что я сама во всём виновата. Нечего было в бочку лезть. Да я и сама это понимала.

   Происшествие сыграло мне на руку. Никанор стал внимательнее ко мне, и вскоре я забеременела. Через девять месяцев у нас родился сын, которого муж назвал Платоном – в честь другого знаменитого философа. Мы были очень счастливы, но недолго.
  С раннего детства маленький Платон показывал, что у него есть характер, и не желал никого слушаться. Иногда он приводил нас в отчаяние. Однажды терпение мужа лопнуло, и он отдал сына Диогену на воспитание.
   Я ужасно переживала, что у меня отняли моего мальчика. Но вскоре с ним произошли разительные перемены. Будучи сам хулиганом по натуре, Диоген расположил к себе ребёнка и творил с ним чудеса. Платон полюбил его больше, чем нас, родителей. Я ужасно ревновала, но сделать ничего не могла.

   Шли годы. Однажды Платон заявил, что не хочет больше нас видеть:
– Почему, сынок?
– Надоело слушать бред, который вы говорите. Лишь Диоген меня понимает.
– Пусть идёт на все четыре стороны, – в сердцах сказал муж, – и больше не возвращается.
   Сын молча пожал плечами и ушёл. Где он жил, мы не знали. Я готова была на всё – лишь бы увидеть его. Спросила Диогена, но он стал ругаться, и я ушла ни с чем.

   Через пару лет в Афинах появился опасный грабитель. По описаниям это был мой сын. Никто не мог его поймать.
   Как-то вечером я завернулась в плащ и отправилась туда, где видели разбойника. Он напал на меня сзади, ударил ножом и стал обыскивать. Ничего не найдя, сын оставил меня умирать и убежал.
   Очень странно было смотреть на себя со стороны. Утром моё тело нашли и передали мужу для погребения.

– И всё это тебе приснилось?
– Да, сон был очень яркий, цветной. Когда проснулась, долго не могла прийти в себя.
– Возможно, именно так всё и было.
– Какая разница? Всё равно доказать ничего невозможно.
– Зачем что-то доказывать, Майка? Важно, как ты чувствуешь.
– Иногда мне кажется, что брат когда-то был моим сыном, а отец – мужем. Поэтому у них такие сложные отношения – даже до ненависти доходит. Мы с мамой в шоке от их взаимной грубости.
– Может, их потому и свели в этой жизни, чтоб они простили друг друга. Когда это случится, вам всем будет легче.
– Откуда ты знаешь, Ник?

   Я только пожала плечами и заметила:
– Какое нежное имя – Лето! Наверно, ты была красавицей.
– К сожалению, нет. Большой нос, тяжёлый подбородок. Только глаза и волосы красивые. Сейчас я гораздо лучше.
– Несомненно, – улыбнулась я. – Знаешь, Майка, ни за что не хотела бы перевоплотиться в гречанку. Мне как-то ближе спартанские девушки – с их внутренней свободой и любовью к природе. А ещё больше нравятся итальянки. С детства обожала разглядывать картины эпохи Возрождения. Каждая из них – как маленький праздник, как моё любимое лето.


Рецензии