Профиль Пушкина в Крыму

  Источник вдохновения – Коктебель – страна голубых холмов, небольшой уютный посёлок на берегу Чёрного моря, прямо у подножья древнего вулкана Карадаг.  Существует открытка с видом посёлка, изданная в Феодосии в 1910 году, на которой написано: «Коктебель. Гора профиль Пушкина». В путеводителях 1911 и 1914 годов также указывается, что это «профиль Пушкина». Наклони голову вправо, и ты увидишь классический профиль. Александр Сергеевич Пушкин путешествовал в этих местах и был удивлен похожестью мыса на свой профиль».
  Морской путь из Феодосии в Гурзуф (Юрзуф) поразил поэта настолько, что стал для него истинным источником вдохновенья.  Прямо на палубе корабля и в первые дни пребывания в Гурзуфе была написана элегия «Увы, зачем она блистает», закончены в рукописи стихи «Мне вас не жаль года весны моей», здесь же был сделан черновой набросок стихотворения «Зачем безвременную скуку», была начата поэма «Кавказский пленник» и завершена обработка элегии «Погасло дневное светило», которую литературоведы   считают началом нового периода в творчестве Пушкина.
  Алексендр Сергеевич писал брату: «Ночью на корабле написал я Элегию, которую тебе посылаю; отошли ее Гречу без подписи. Корабль плыл перед горами, покрытыми тополями, виноградом, лаврами и кипарисами; он остановился в виду Юрзуфа. Там прожил я три недели. Мой друг, счастливейшие минуты жизни моей провел я в семействе почтенного Раевского. Я в нем любил человека с ясным умом, с простой, прекрасной душою; снисходительного, попечительного друга, всегда милого, ласкового хозяина. Свидетель Екатерининского века; человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привяжет к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества. Старший сын его будет более нежели известен. Все его дочери — прелесть, старшая — женщина необыкновенная. Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался — счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение — горы, сады, море; друг мой, любимая моя надежда увидеть опять полуденный берег и семейство Раевского».
    Некоторые крымские стихи поэта вскоре стали романсами. Элегия «Увы, зачем, она блистает»,  вдохновив Александра Алябьева, явилась  одним из первых примеров содружества музыки и пушкинского стиха. Как тут не вспомнить слова великого  Петра Чайковского: «Пушкин силою гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки» и Сергея Рахманинова:  «Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они как сёстры-близнецы».  Действительно, слово Пушкина совершенно  по-особому открывается в сочинениях композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи. И вот уже почти два столетия эти гениальные плоды совместного вдохновения звучат со сцен театров и концертных залов, став неотъемлемой частью мировой культуры.  А мы, крымчане, гордимся, что наша благословенная земля тоже стала местом рождения этих шедевров.

                (ко дню рождения А.С.Пушкина, 06.06.2016 г.)


Рецензии