О философии Книги Перемен и Книги УФС

   

                Первоначала вещей просты и плотны.
                Лукреций.

                Самое мудрое – число.
                Пифагор.

                Числа есть знаки скрытых смыслов.
                Книга УФС.

Книга Перемен (И цзин) является величайшим произведением Китайской традиционной культуры, которое, по И. Кобзеву, по значимости в сфере Дальневосточной культуры сопоставима с ролью Библии в Западной культуре. «И цзин», другое название «Чжоу и», является уникальной по степени совершенства гадательной (мантической) системой созданной на основе бинарно-триадной арифметики. Она сопровождается обстоятельными комментариями, представляющими собой сочетание логики, философии, абстракций, афоризмов, притч и иносказаний. Кроме того, по мнению китайских ученых, она является уникальной календарно – астрологической матрицей созданной даосскими гностиками, которая является более универсальной, нежели подобные системы античных и библейских ученых. По древним легендам утверждается, что в ней закодирована полная структура и динамика мироздания. Однако по даосской традиции считается, что беспредельное, неуловимое, неисчерпаемое Дао и его законы нельзя полностью передать словами в силу его невыразимости.
 
По А. В. Нестерову, обобщенное понятие дао находится вне языковой формы передачи информации, а в сфере образов и подсознания. Поэтому с целью преодолеть эту сложность бытия и была создана системная композиция элементов множеств  на основе группирования по 3 и по 6 субэлементов, взаимодействия между которыми по определенным правилам, позволяют моделировать принципы обменов в реальной и представимой действительности. Тем самым появилась возможность оценки текущего состояния рассматриваемой ситуации, и прогнозирования ее возможных перемен. К настоящему времени многое из накопленного опыта толкования системы было утеряно и может быть вновь воссоздано или переинтерпретировано на основе современной картины мира в сопоставлении с принципами «И цзин».

Никто достоверно не знает, откуда возник принцип триадности лежащий в ее основе. Предполагается, что представления о скрытой триадности основ мира могли возникнуть в древности на основе косвенных признаков: устойчивость при опоре на две ноги и копье, простейший шалаш на основе трех палок, три сустава пальца руки и т.п. С другой стороны это могло возникнуть на подсознательном уровне, как архетип, отражающий триадную структуру генетического кода.
 
Книга УФС создавалась независимо от Книги Перемен на основе непосредственного субъективного обобщенного опыта. Исходной задачей была популяризация квантовой физики и оценка возможности применения ее принципов к различным аспектам действительности. Известно, что квантовая физика основана на представлении о скрытой волновой природе мира, которая наглядно моделируется простейшим маятником и который имеет три характерных положения: среднее и два крайних. Именно на основе этого была принята логика с включенным третьим и все остальное следующее из нее.

Возможно, даосы тоже наблюдали маятник и вывели из него принципы двойственности, как чередования противоположных света и тьмы, тройственности, великого предела (Тай цзи) и понятие о дао, как объединяющем все. По квантовой физике мир квантован, то есть имеет четкие рамки, основанные на константах и законах сохранения, придающих ему форму. Это легко моделируется на основе логики триад с включенным третьим, соединяющим противоположности в единый процесс. Основные понятия китайской философии вытекают из триады маятника. Среднее, почти неуловимое положение маятника – это равновесное совершенное дао, крайние положения – это пределы, в которых происходит мгновенный переход движения в противоположность, то есть инь в ян и наоборот, а весь процесс в целом – это тоже дао. Весь этот процесс отражен в триаде УФС: инь – дао – ян, в которой, по «Дао дэ цзин», превращение в противоположное есть действие дао (40-й чжан), которое в свою очередь рождает два, два рождают три, а три рождают все сущее (42-й чжан) и которое  всеобъемлюще и повсюду (34-й чжан).

По философии даосизма мир возник из ничто (у цзи), как Единое (Тай цзи или Великий Предел), ставшее двумя – землей и небом, между которыми возник человек, сочетающий оба качества вещества и духа. Так обосновывается возникновение принципов  триграмм (гуа) и удвоения полярных начал, как чередований света и тьмы, лежащие в основе «И цзин». По другой версии вначале был первочеловек Пань гу, разделившийся на два начала мать и отца которые состояли из трех составляющих, а вместе они породили еще 6 начал и далее все сущее. Возможна и третья комбинированная версия возникновения принципов «И цзин» на основе признаков симметрии.

Во всех версиях присутствует двоично-троичная восточная логика, существенно отличающаяся от европейской. В любом ее варианте осмысление мира идет от человека как исходной и конечной точки осмысления действительности.  Это означает, что все перемены в окружающем наблюдаются и исследуются посредством сознания человека, находящегося в центре мира. Следовательно, Книга Перемен, прежде всего, инструмент исследования сознания-разума человека в процессе взаимодействия его с окружающим и с самим собой.

Далее, земле присвоена категория инь с обозначением прерывистой чертой – –, а небу категория ян и обозначение сплошной чертой — и тогда сознание человека становится набором сочетаний инь – ян. Эти категории являются чисто условными и зависят от конкретной ситуации, но в этом заключен очевидный смысл, поскольку небо континуально (непрерывно), а земля, состоящая из песчинок, дискретна. Написание черт идет от земли к небу против вектора гравитации, как растут растения. Мысль человека способна перемещаться в любом направлении и это обуславливает многообразие сочетаний гуа, которое, тем не менее, не является бесконечным, а находится в комбинаторных рамках существующей и воображаемой реальности по линейным, колебательным и циклическим траекториям. При этом сфера неба охватывает землю и моделируется кругом, а плоскость земли моделируется квадратом, сориентированным по странам света, что и служит основой пространственных и логических представлений «И цзин». Время в этом условном пространстве идет по часовой стрелке, а перемены в обратном порядке, поскольку их приносит будущее. Мысль человека способна перемещаться в обоих направлениях и даже быть одновременно в трех состояниях времени. Поэтому при Великом Гадании (да бу) использовались приемы Трех Перемен, то есть три мантические технологии. Отсюда видно, что нумерологического и статистико – геометрического подходов  к изучению закономерностей «И цзин» явно недостаточно и нужно сопоставление с другими логическими системами.

Комбинаторика «И цзин» строится на основных сочетаниях по 8 триграмм (ба гуа), которые, видимо, возникли из пространственной логики деления квадрата вписанного в круг по серединам сторон и диагоналям, то есть по восьми частям света. В современном упрощенном представлении сплошной черте соответствует 1 или «да», а прерывистой 0 или «нет».

На основе этого первоначально было создано 8 сочетаний триграмм (ба гуа) по версии деления Тай цзи: 111 цянь (небо – отец), 011 кунь (земля – мать), 101 мэнь (гром – 1-й сын), 001 кань (вода – 2-й сын), 110 чэнь (гора – 3-й сын), сунь 011 (ветер или дерево – 1-я дочь), 100 ли (огонь – 2-я дочь), 000 дуй (озеро – 3-я дочь). По версии разделения первочеловека получаем другую последовательность ба гуа с теми же названиями: 111, 000, 001, 010, 100, 110, 101, 011. Далее следует соединение триграмм в гексаграммы по определенным правилам на основе круга и квадрата. При этом каждая гексаграмма имеет свой статус, складывающийся из статуса нижней триграммы, относимой к внутреннему миру, и верхней, относимой к внешнему миру. Кроме того, в гексаграмме каждая черта тоже имеет свою значимость по отношению к гексаграмме в целом. Они делятся на «уместные» (равновесные) и «неуместные» (неравновесные), старые и молодые, сплошные черты управляют прерывистыми и т. п.

По А. В. Нестерову (3. стр.50) на основе модели маятника и разделения по принципу удвоения можно представить связь Дао и Тай цзи с 5-ю стихиями или первоэлементами (земля, вода, дерево, огонь, металл). Великий Предел, начав двигаться, порождает ян, и когда ян достигает предела, наступает покой и рождается инь, а когда инь достигает предела, снова наступает покой и далее снова противоположное движение. При этом полное колебание маятника в интервале 0 – 2; складываются из покоя и 4-х движений, то есть 0, 1, 2, 3, 4, являющиеся пятью стихиями, причем нечетные – ян, а четные и 0 – инь, в чем скрыто соединение двойки и тройки. Чередование биполярного движения и покоя и есть модель динамики Дао.
 
Таким образом, возникает сложная система, организованная по шести уровням, на основе 8-ми базовых триграмм, которая образует 64 комбинации признаков, а  в целом объединяет 384 черты переменных полярных признаков. В целом эта система отражала принцип последовательного усложнения на основе попарного удвоения: 2, 4, 8, 16, 32, 64, в которой 3, 6 и, возможно, 9 являются сквозными связующими элементами, придающими ей природную и логическую устойчивость.  Считается, что подобная система охватывает все основные ситуации, которые складываются в виде стихии образов, предчувствий и логических связей  в сознании человека и могут служить основой прогнозирования.
 
В основе УФС субъективное представление о волновой природе мира, моделируемой маятником. При этом образ мира (ОМ), аналог Тай цзи, есть единое целое, состоящее из двух субстанций вещества (материи) и поля (сознания-разума), или материальнодинамическое и мыслединамическое состояния,  общими для которых являются три комплементарных понятия энергия, масса, информация и эмоции, ментальность, интуиция (ЭМИ комплексы). Условным понятиям инь – ян соответствуют понятия векторности явления, причем рассеивание, хаотизация, спонтанная образность – инь, а концентрация, упорядочивание, ритмика  – ян. Тогда динамическое равновесие для вещества и грань меры смыслов для разума являются моделями динамики Дао (покоя, устойчивости, равнозначности).

Вещество пассивно и состоит из протонов, нейтронов и электронов, и есть антивещество из трех противоположных частиц, которые образуют многообразие атомно-молекулярных структур. Вещество по степени связи на макроуровне существует в 4-х энергетических состояниях твердое, жидкое, газообразное и плазменное или земля, вода, воздух и огонь за которыми скрыто, присутствует единый эфир. На микроуровне им соответствуют 4 энергетических взаимодействия: сильное, слабое, электромагнитное, гравитационное, за которыми предполагается единое взаимодействие.  Если  принять, что в условной системе стихий УФС индикатором воздуха является дерево, а металл является скрытой стихией (эфиром), то пять стихий УФС станут аналогами пяти первоэлементов.

Сознание активно и бывает позитивно и негативно (добро-зло, правда-ложь) и состоит из познания, любви и творчества, которые образуют многообразие форм восприятия мира и поведения людей (структур ВСЛ).  Сознание по степени связи мысли существует в тех же, но уже информационных состояниях: земля, вода, воздух и огонь за которыми скрыто, присутствует единое счастье, аналог эфира. В целом имеем две подобные последовательности пяти стихий, в которых 2 и 3 являются сквозными и показывают, что на этом уровне система «И цзин» и система УФС полностью соответствуют друг другу.

По УФС выделено 6 фундаментальных принципов динамики реальности применимых к любым вещественным и полевым явлениям: подвижность, относительность, неопределенность, дополнительность, эволюционность и синхронность, которые соответствуют уровню гексаграммы «И цзин», в качестве отдельного категорийного элемента. При этом подвижность или изменчивость включает механическую и мыслединамическую составляющие. Относительность включает пространственную и мысленную масштабность. Неопределенность отражает невозможность одновременного знания статических и динамических характеристик сложного явления. Дополнительность включает существование двух противоположных комплементарных форм реальности (вещества и поля) с их динамикой. Эволюционность включает в себя взаимовложенное всеединство, изоморфизм (подобие форм и процессов), коэволюцию и заключается в  поэтапной направленности изменений реальности, которая носит случайно – закономерно – плановый характер. Синхронность – это всеобщая синхронизация всех явлений действительности, когда мегазакономерности (солнечные и галактические) управляют макро и микроявлениями.
 
Далее по УФС выделены другие размерности, включающие 7, 8, 10, 12 и более признаков, которые могут быть увязаны с системой Книги Перемен, хотя такая задача и не ставилась. Изложенного материала вполне достаточно чтобы показать, что обе системы имеют в своей основе практически одинаковый метод обобщения  системных признаков на основе натурального числового ряда и группирования по два, по три и по шесть. Вместе с этим Книга Перемен является образной системой или интуитивно-логическим формализованным методом познания реальности, а Книга УФС является системным описанием конкретной окружающей действительности и представлений о ней. Упрощенно, различие «И цзин» и УФС, есть различие между техникой рисования и картиной, которая могла быть создана с помощью этой техники.

По-видимому, основной загадкой Книги Перемен является не особенности ее алгоритмов и их интерпретации, а вопрос, почему даосские мистики остановились на гексаграмме, состоящей из 6-ти черт и на 64-х их сочетаниях.  Если формально следовать логике удвоения полярностей, то систему можно продолжать до бесконечности, но они остановились именно на тех количественных уровнях, которые являются необходимыми и достаточными для соответствия действительности, в том числе и ее скрытых аспектов.

Книга Перемен и Книга УФС являются системными технологиями, предназначенными для практического использования, но каждая в своей сфере применения. По Книге Перемен, знающий технику прочтения гексаграмм, может определить точку (гексаграмму) настоящего момента и, зная следующую за ней, понять предстоящее. Поэтому при работе с гексаграммами важны четкая формулировка вопроса, формализованность ритуала, сконцентрированность на вопросе и интуитивная готовность к восприятию ответа, безотносительно к его результату. Результатом, чаще всего, является не конкретный факт, а направление размышлений (медитации) и создание интуитивной готовности к переменам.
По книге УФС возможен анализ любой конкретной ситуации на основе четко сформулированных принципов и законов, основанных на фактах реальности, которые обосновывают выбор более эффективного решения исходя из дальних и ближних перспектив с оценкой достоверности исходной информации и правильности результирующего синтеза. Упрощенно, «И цзин» это обобщенная техника работы с подсознанием или интуицией для всех ситуаций, а УФС техника оценки каждой конкретной ситуации и в разных ситуациях она разная.
 
По мнению А. В. Нестерова Книга Перемен является категорийным классификатором, с помощью которого можно упорядочить представления о любом сложном многофакторном процессе, в геометрии пространственно-временной логики перемен. Он считает, что в создании Книги Перемен проявилось принципиальное отличие китайской логики познания от европейской, поскольку европейская логика основана на изучении одного объекта, а китайская не менее двух. В более общем виде европейцы стремятся более изучать структуры, нежели процессы или противопоставлять мир « вещей» миру «процессов».  Кроме того эта логика предполагает наличие четырех фундаментальных принципов: единого мироздания, всеобщей полярности, принцип равновесия (уместности) и замкнутой цикличности.
 
Значимость «И цзин» для современности в том, что это универсальный гармонический классификатор (матрица классификаций), созданный на интуитивных ощущениях скрытых архетипических универсалий мышления и поэтому любая классификация может считаться достоверной, если она соответствует основным принципам «Книги Перемен». Это означает что на основе очень простых и наглядных принципов « И цзин» можно создавать вполне современные классификации для любых областей знания, где накоплена информация, позволяющая осуществлять группирование по определенным принципам.

Например, на основании представления генетического кода в матрично-тензорной форме и в сопоставлении с Книгой Перемен С. В. Петуховым была предложена бисексная алгебра являющаяся новым обобщением понятия числа, основанная на чередовании четных и нечетных  комплексных чисел. Ее главная особенность в том, что она позволяет генерировать ряд матриц, в которых каждая последующая содержит, в скрытом виде, всю информацию о предыдущих поколениях этой матрицы, тем самым математически моделируя генетическую эволюцию.

Эта геноматрица позволяет представить весь процесс эволюции жизни в виде эволюции самокопирующихся бинарных систем, и находится в основании новой науки – матричной генетики. Установлено, что последовательности ДНК несут в себе несколько вариантов генетической музыки связанной с пифагорейским музыкальным строем. Предполагается, что именно в генетическом коде скрыты физиологические основы эстетики пространственных и звуковых пропорций, ведущих к понятию красоты и гармонии.  На основе подобного подхода, возможно, рассматривать матрицы генетического кода, как стихотворные формы, что может стать основой нового направления в искусстве, называемого «Геноартом».

Другим примером использования системы « И цзин» является создание Е. Н. Антоновичем  философии триединого синтеза (ФТС), в качестве нового структурно-геометрического метода исследования процессов познания и развития. В его основе принцип удвоения полярных начал и создание генодрева взаимосвязанных дуально-симметричных матриц противоположностей наподобие диаграмм Великого предела, только разграниченных на основе  принципа симметрии. По мнению автора, эта философская система позволяет наглядно отображать структуру и динамику любых материальных и идеальных явлений, тем самым упростить и формализовать описание сложных, прежде всего философских и социальных проблем. ФТС – это еще один универсальный метод воплощающий единство познания и развития как динамики противоположностей.

Таким образом, Книга Перемен очень перспективна для выявления скрытых закономерностей на начальном этапе научного поиска, поскольку позволяет канализировать (направить) мысль исследователя в направлении единых простых числовых и полярных закономерностей лежащих в основании мироустройства. С другой стороны она является превосходным методом самоисследования своего внутреннего мира.

В отличие от нее Книга УФС является методом расширения сознания человека путем передачи систематизированной информации по основным направлениям современной мысли и понимания основных известных принципов мироустройства и реальной жизни. Тем самым она является очередной версией «Книги обо Всем», наподобие трудов Плиния-старшего, Б. Грасиана, М. Монтеня, М. Веллера и других. Она позволяет обычному человеку осознанно ориентироваться в многообразии окружающего, определяя для себя главные сферы интересов. Кроме того это метод, позволяющий каждому внимательному читателю, составить собственное мнение об окружающем или свою УФС и тем самым стать более свободным в своей жизни. Любая системность упорядочивающая жизнь ведет к упрощению и освобождению сознания для наиболее интересного в ней.
 


                Список литературы.

1)Антонович Е. Н. Универсальный метод ФТС. nasledie.ru
2)Антонович Е. Н. Философия триединого синтеза как теория и методология познания процессов действительности. www.terrahumana.ru
3)Еремеев В. Е. Символы и числа Книги перемен. М. Ладомир.2005
4)Мельников Г. А. Книга УФС. 2014 – 15 proza.ru
5)Нестеров А. В. Парадоксальная логика Книги Перемен. https://pravo.hse.ru/
6)Петухов С. В. Петухова Е. С. Матрично-тензорная интерпретация таблиц древнекитайской «Книги Перемен» и генетического кода. Геноарт. lah.ru
7)Петухов С. В. Метафизические аспекты матричного анализа генетического кодирования и Золотое сечение. trinitas.ru
6)Щуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга перемен» / Вступительное слово А. И. Кобзева. М. Вост. Лит. 1997

 
 


Рецензии
Никто достоверно не знает, откуда возник принцип триадности лежащий в ее основе.
В Дао Дэ Цзин есть фраза (передаю по смыслу)
"Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все
сущее".
Может отсюда?

Василевич Анатолий   11.12.2017 18:21     Заявить о нарушении
Возможно и так, а может это следует из триадного деления мироздания в Китае на Небо, Землю и Человека. Однако полагаю, что за этим скрыто присутствует троичность сознания человека, основанного на встречной альтернативной работе двух полушарий мозга, которые из двух противоположностей восприятия создают объемный образ мира. Благодарю за рецензию с Новым Годом!С уважением, Геннадий.

Геннадий Мельников   05.01.2018 16:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.