Диалоги о Пушкине. Вопрос 34

                «Вы – демон»
           Кому Пушкин посвятил стихотворение «Что в имени тебе моем?»

Каролине - Розалии-Текле Адамовне Собаньской, урождённой Ржевуской, во втором браке Чиркович, в третьем – Лакруа, с которой поэт познакомился еще в Киеве в 1821 году, куда с разрешения «Инзушки» ездил,  как и в Каменку.
В Одессе они вновь встретились и совершали частые прогулки по морю.
Пушкин стал завсегдатаем салона Собаньской – женщины не только красивой, но и коварной, помогавшей своему шефу и любовнику Яну  Витту, с которым  Пушкин познакомился в Одессе в 1824 году, «приглядывать» за поэтом.

Еще в Одессе, в июле 1823 года Пушкин познакомился с братом Каролины – А.А.Ржевуским, который вместе с живущими в Одессе поляками старался приблизить к себе Пушкина, но поэт интереса к ним не проявлял.
 И все же...
имя Собаньской не исчезает из биографии поэта, да и петербургским полякам удается сделать то, что не сумели одесские – Пушкин посещает в 1828-30 годах петербургский салон Собаньской, где, опять же, встречает А.Мицкевича, с которым познакомился в Москве в салоне Зинаиды Волконской в 1826 году, и других представителей петербургской колонии поляков.
Именно здесь Мицкевич ещё раз удивляется гениальности Пушкина, который при многих пробелах образования, особенно в области философии, сумел так много сделать для литературы.
5 января 1830 года, в воскресенье, Пушкин записывает в альбом Каролины стихотворение «Что в имени тебе моем?» и подписывается на левой стороне листа по просьбе владелицы альбома Alexandre Pouchkine.

Чувства ли, или иные мотивы все же возымели силу – Каролина сумела увлечь поэта; об этом – несколько писем поэта к ней, фрагменты из коих – вниманию читателей: «... Я предпочитаю не говорить, а писать вам... искренние слова в вашем присутствии превращаются в пустые шутки. Вы демон, то есть тот, кто сомневается и отрицает, как говорится в Писании ... я испытал на себе всё ваше могущество. Вам обязан я тем, что познал всё самое судорожное и мучительное в любовном опьянении, и всё самое ошеломляющее в нем. От всего этого у меня осталась лишь слабость выздоравливающего, одна привязанность, очень нежная, очень искренняя, и немного робости, которую не могу побороть...» (ориг. по-французски).

4 февраля 1830 года. Петербург.
«...Сегодня 9 годовщина дня, когда я вас увидел в первый раз... меня прельщает ... одна лишь мысль о том, что когда-нибудь у меня будет клочок земли в Крыму (неразб.?) Там я смогу... бродить вокруг вашего дома, встречать вас, мельком вас видеть...»
Об этой связи, судя по письму кн. П.А.Вяземского к жене, было известно свету (Петербург, 7 апреля 1830 г. «Собаньска умна, но слишком величава. Спроси у Пушкина, всегда ли такова...»).
Век спустя Анна Ахматова напишет, что «Послание к Собаньской» – единственное объяснение пушкинских любовных писем Каролине. Пушкин отлично понимал и отдавал себе отчет о характере взаимоотношений с Каролиной:

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом...

Однако вряд ли поэт знал о том, что Каролина была не только агентом Витта, бросившем ее в 1836 году, но и Бенкендорфа – с 30-х годов. Видимо поэтому в объемном дневнике Собаньской не нашлось места для воспоминаний о Пушкине; мысль, что, прочитав о любви, вспомнят и еще кое-что, очевидно, останавливала.
А ведь именно знакомство с Пушкиным приобщило ее, как и многих других, к вечности.
Не зная, но возможно предчувствуя тайную жизнь Каролины, поэт писал: «... Ваша душа некоторое время еще продержится..., а затем исчезнет, и никогда, быть может, моя душа, ее боязливая рабыня, не встретит ее в беспредельной вечности».
Поистине... Память о ней умерла вместе с телом, затерявшись в лабиринтах Монпарнасского кладбища Парижа.

P.S.Фотографии из Интернета. Спасибо авторам.


Рецензии
Мы идем к дню рожденья поэта,
Шаг за шагом нас Нелли ведет
Успевая сказать нам при этом,
Что не знал иль не помнил народ...

Все ответы так ясны и полны,
Что в предверии этого дня
От читателей шлю я поклоны
И особый привет от меня.

Николай Шурик   05.06.2016 00:53     Заявить о нарушении
О, Николя!
Спасибо за ночные стихи,однако же в это время лучше и здоровее бай-бай.
О, Николя!
Зачем сидите за стихами,
Когда давно пора бай бай?
А за прикрытыми очами
Уже витает дивный рай...

Нелли Мельникова   05.06.2016 07:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.