Цикл Попрошайки

Цикл Попрошайки

Мальчик

Он был в белых кроссовках, вполне приличной куртке, будто нарочно разорванной по бокам, так, что висел клочьями синтепон. Чёрный спутанный чубчик прожигал бойко-увёртливый и в то же время загнанный взгляд.
— Пода-ай-те на хлеб, — дежурно пропел он мне вслед.
— Пойдём, куплю тебе хлеба, — обернулась к нему.
Пошёл. Молча давим подошвами гравий. Прикидываю, сколько осталось денег. Ну, буханку хлеба, шоколадку куплю...
— Тёть, а вы что мне правда собираетесь хлеб купить? — с удивлением спрашивает малец.
— Да. Ты же просишь, — отвечаю, соображая, что денег хватит ещё и на банку консервов.
Уже на подходе к киоску почувствовала, что мальчишки рядом нет. Оглянулась: быстрым пружинистым шагом он возвращался на паперть.

Бригада грузчиков

Их было четверо. Грязные, всклокоченные, на чёрных плутоватых лицах — снегири носов и живописные сивушные синяки. Бодро, как-то споро-артельно приступали к приходящим.
— Мать, подай, чёнить, три дня не ели, — стенкой наехали на меня. Молча прорвалась.
Иду со службы одна, припозднилась. Опять атакуют. Остановилась, глянула: ух, какие бравые! И вдруг свесела вырвалось громкое:
— Мужики!.. — они все враз подтянулись, приосанились: ну сейчас тётка одарит их. — Какая бы хорошая из вас получилась бригада грузчиков!
Немая сцена...

Хромой

...Был он худой и совсем негрязный. Просил жалобно, как-то заискивающе-страдательно глядел в глаза. Замызганная трость в руке, хромает.
— Пойдёмте, я куплю вам поесть, — позвала за собой. Засеменил рядом:
— Только не бегите так, быстро не могу — протез.
 Забывшись, я скоро приударила вовсю — торопилась на работу. Оглянулась — чешет мужичок, старается не отстать. Опять рядом идём. И вдруг мне показалось — не хромает он совсем. Поймав взгляд, снова прихрамывать стал. У меня закралось сомнение, вот-вот попрошу задрать штанину и протез показать. Ладно, неудобно. Дошли до киоска. Мужик требовательно, по-хозяйски оглядывал, что покупаю ему, давал советы. Как в ресторане заказывает, подумалось невольно.
С пакетом продуктов хромой резво влез в маршрутку. Трость покатилась по мостовой.

Сапоги не по сезону

Нет, и после хромого я не зареклась. Бог нам всем Судья...
Курточка на ней была короткая, старенькая юбка, синие резиновые сапоги — не по сезону. Она грела дыханием свои багровые маленькие руки, переминалась с ноги на ногу и вытирала рукавом нос. Она не просила, просто безучастно стояла на стылой паперти — немой укор человечеству.
— Пошли, что-нибудь тебе куплю.
Она опустила голову, пошла покорно. По дороге я расспросила её. Мать спилась, отчим бьёт...
— А потом я из окна выпала, травма, — и она, сняв шапку, доверчиво заголила прядку светлых волос: под ними виднелась сизая металлическая пластинка. У меня перехватило горло. Помолчав, спросила:
— Инвалидность не дают?
— Обещают. Да у меня и паспорта-то нет, отчим сжёг...
Набрав продуктов, я вышла на улицу. Девушка так и стояла, съёжившись на ветру, она явно стеснялась своего вида, своей жизни. Она не улыбнулась, не обрадовалась дешёвым конфетам. Обронив тихое «Спасибо, тётенька», вновь побрела в промозглую темноту.
Спаси её, Господи!


Рецензии