Записки частного лица. автобиография. часть 2

                Рассказ "ПЕРВЫЙ ЗАРАБОТОК"

 
                С малых лет я любил распевать песни.

   Мама, ведя домашнее хозяйство, была портнихой на дому и часто за рукоделием пела песни. Голос у нее был красивый, ясный и звонкий. Я как младшенький сынок крутился постоянно возле нее и незаметно для себя стал ей подпевать. От нее мне достался оптимизм по жизни и желание петь песни, даже если я нахожусь в одиночестве.
 
   Не менее любимым занятием было чтение стишков перед взрослыми. По словам мамы читал я звонким голосом и с выражением, что доставляло удовольствие и мне, и окружающим.
 
   Когда мне исполнилось четыре года, родители впервые взяли нас с братом в путешествие. Мы должны были побывать в городе Ярославле, где проживала старшая сестра отца тетя Гутя, затем вместе семьями следовать дальше в село Новоградское Костромской области.

   Там проживала их мама Мария Алексеевна с младшим сыном Серафимом. У тети Гути (Августина – полное имя) было два сына – мои двоюродные братья – Владимир и Михаил.
    И хотя они были старше нас на 2-4 года, все равно мы все четверо дружно играли с местными деревенскими пацанами в футбол на улице да ходили купаться на небольшую речку Темзу, протекавшую за околицей деревни по низменной местности. Запомнилась расположенная на холме полуразрушенная церковь святого Илии.

   От той поездки, первой в моей короткой еще жизни, я получил огромное удовольствие и впечатления на всю жизнь.
 
   До станции Поворино ЮЗЖД мы добирались на колдуне, так в народе прозвали небольшой паровоз, который тянул за собой вагоны для пассажиров времен еще гражданской войны.

   Поворино – это крупная узловая станция на Юго-Западной железной дороге. От нее пути расходились на все четыре стороны большой страны – Советского Союза. На станции Поворино мы пересаживались в пассажирский поезд, следовавший до Москвы.

   Ехать до столицы предстояло 15 часов в плацкартном вагоне обычного поезда. Что мог делать 3-4- летний ребенок, попав в пассажирский вагон общего пользования? Правильно, вы угадали – обследовать его от и до, что я и делал со своим старшим братом Виктором.

   Подойдя к вагонной нише (секции) я говорил: «Здравствуйте, как вы поживаете?» В ответ на вопрос, заданный малышом (от горшка два вершка) одни пассажиры улыбались и отвечали: «Хорошо, мальчик». Другие приглашали отведать съестное, если они обедали во время моего визита.

   Были и такие, кто брал меня на колени и, улыбаясь, спрашивал: «Мальчик, как тебя зовут и куда путь держишь?» Получив от меня ответ, спрашивали дальше: «Сколько тебе годиков. Читать, считать можешь?».
«Нет, – отвечал я. – Считать и писать не могу, зато стишок могу рассказать или спеть вам песенки».
 
     Естественно пассажиры просили меня это сделать. Читал стишки я звонким голосом с дикцией, возможно какие-то буквы не выговаривал и тогда люди по-доброму смеялись и аплодировали мне, угощая конфетами, печеньем и пряниками.

    А были и такие, что давали мне денежку. И так, пройдя весь вагон, мы с братом возвратились к своим родителям. Наши тюбетейки были полны гостинцев. Это был мой первый в жизни гонорар-заработок, которым в то время я очень гордился, получив похвалу от своих родных.

    Однажды на обратном пути из Москвы в Поворино в вагоне мои родители познакомились с демобилизовавшимся сержантом. Он ехал домой до станции Серебряково и его место было в одной секции с нашими местами.
 
    На станциях, где стоянка поезда была продолжительной (до получаса), он брал меня на свои плечи и мы ходили по перрону от конца до головы нашего состава, заходили в привокзальный буфет, где мне покупалась большая плитка шоколада «Аленка» и бутылка сладкой воды «Ситро» или «Лимонад».

    Братишка завидовал мне, но что я мог поделать, коль солдатик выбрал меня. Брат утешался тем, что отец ему тоже покупал мороженое. Мне эти эпизоды запомнились на всю жизнь, и своих родных детей в разные годы их детства брал на плечи, что доставляло им неописуемую радость.

    Много ли надо ребенку для полного счастья?

                продолжение следует....


Рецензии