Смертельно опасно

Участник конкурса рецензий на театральный спектакль для школьников СПбГАТи (РГИСИ). Диплом 3-ей степени


ОНИ ВСЕГДА ПРЕВРАЩАЛИ ЗАЛ В ЧАСТЬ СЦЕНЫ: ЕСЛИ КТО-ТО КУДА-ТО БЕЖАЛ, ОН БЕЖАЛ ЧЕРЕЗ ЗАЛ, И ВСЕГДА АКТЁРЫ ОБРАЩАЛИСЬ К КОМУ-ТО ИЗ ЗРИТЕЛЕЙ.



  Когда входишь внутрь Учебного театра, обращаешь внимание на то, как устроена сцена. Она небольшая, причем по своему устройству очень напоминает римский амфитеатр: сцена полукруглая и вокруг, также полукругом, сиденья. На сцене была кафедра с небольшим выступом в середине – туда поднимались актеры, когда что-то пели или громко говорили.

  К микрофону, который располагался в центре прямо перед сиденьями, подошла Галина Бызгу – режиссер начинающегося спектакля. Она предупредила всех находящихся в зале, что смеяться вовсе не возбраняется, а, даже наоборот, можно и нужно. Потом она ушла, и свет в зале погас.
Начался спектакль.

  На сцену выбежал смешной человечек в пестром наряде – Панталоне. Сделав круг по сцене, уткнувшись в какую-то книгу, он остановился на выступе кафедры и протараторил, зажмурившись: «Если будет полный зал, попаду я в сериал». Поднял глаза в зал, театрально вскрикнул, увидев этот самый полный зал, и начал говорить со зрителями. Собственно, весь разговор состоял в том, что зал смеялся, а он в это время повествовал о своей статистике. Ноль живых принцев в конце сказки («Прям как Оскаров у Ди Каприо!»), единица («Один – я – один на сцене!»), 11 полосок на его жилетке (после этого у меня в голове он воспринимался «11полосочным» и никак иначе), 56 и 65 – числа, которые очень трудно объяснить («56 и 65! Ну!.. Ах, математический юмор, не понимаете!..), 366 умирающих каждый год принцев: 365 каждый день и еще 1 от дизентерии («Очень смешно! Принцы умирают! А-ха-ха!») и так далее.

  Потом были исполнены несколько песен: песня «Мы начинаем спектакль… ТУРАНДОТ!!!» и еще две песни (песня, которую пели только мужчины и песня, которую пели только девушки), начался сюжет спектакля. Что удивляет, так это то, что представление современное. В смысле, звучит современная музыка, актеры танцуют в стиле, который представляет собой гибрид джаз-фанка и дафт-панка, почти все песни исполняются с помощью зачитывания рэпа. В первом акте было много звуковых и световых эффектов. Вообще, можно охарактеризовать первый и второй акты так: первый – шумовой, второй – музыкальный.

  Сам сюжет не просто нравится, он… поражает. Жестокосердная китайская принцесса Турандот (Латышева Вера), хладнокровно обезглавливающая своих поклонников… Безумно влюбленный принц Калаф (Федор Климов), рискующий жизнью ради дочери монаршей особы… Долгий путь Принца к сердцу Принцессы через дебри ее гордости и презрения!.. Актеры сыграли свои роли настолько хорошо и правдоподобно, что иногда мне казалось, что я там, с ними! Они всегда превращали зал в часть сцены: если кто-то куда-то бежал, он бежал через зал, и всегда актеры обращались к кому-то из зрителей. Например, Труффальдино (Белякин Дмитрий) - начальник евнухов сераля Турандот, всегда обращался к девушкам с претензией, что он им нравится. Это выглядело еще смешней за счет того, что он ради этого приостанавливал действие.

  Кстати, некоторые из героев «Турандот» у автора этой сказки Карла Гоцци были классическими итальянскими масками театра «Дель Арте»: Панталоне, Труффальдино, Бригелла и Тарталья. В театре на Моховой они также присутствовали, но отличие было в том, что они творили, что хотели.

  Но были и такие герои, которые принадлежат исключительно «Турандот». Например,..
Альтоум (Воронин Георгий) – император китайский, отец Турандот, страстно желающий выдать ее замуж, но до определенного момента терпевший ее капризы. Он добрый, любит свою дочь и желает ей счастья, хотя ему вовсе не нравится то, как она себя ведет с потенциальными будущими мужьями. Когда Турандот после того, как Калаф отгадал все ее загадки стоит на своем и отказывается выходить замуж, Альтоум срывается и довольно громогласно объясняет ей, что так поступать нельзя, что надо выполнять свои обещания. Чтобы примириться с дочерью, он приносит ей леденец.
Адельма (Мария Мясникова) – принцесса татарская, любимая невольница Принцессы. Она влюблена в Калафа и все ее действия в спектакле были направлена на то, чтобы «отбить» принца у Турандот. В итоге для нее все закончилось не так уж и плохо – замуж за принца она, конечно, не вышла, но зато получила паспорт Российской Федерации, а вместе с ним - Свободу.

  Зелима (Ольга Афанасьева) – другая невольница, шепелявит, но у нее аналитический склад ума, что делает ее выше в глазах Турандот и придает ее словам больший вес.
  Скирина (Мария Срогович) – мать Зелимы, жена Бараха. Она жизнерадостна, весела, любит сплетничать и петь.

  Барах (Клычков Игорь) – мудрый, предусмотрительный человек, который никогда не предаст своего друга: «Убей лучше меня!» - кричит он в порыве помочь Калафу. В том же порыве он берет себе второе имя – Хассана – и так жонглирует этими именами, что можно запутаться какое имя у него настоящее, а какое – выдуманное.
Тимур (Житков Дмитрий) – престарелый царь Астраханский, отец главного героя, овдовевший и потерявший сына. От этого он страдает и просит только сохранить жизнь Калафу. На моменте пыток больше всего жаль именно его, ведь он ничего не понимает, и может выдать своего сына.

  Бригелла (Житков Дмитрий) – начальник пажей, у которого и пажей-то, собственно, нет. Ходит в морской тельняшке и смешит зал своим исполнением песен и танцев.
Олегр (Дидик Андрей) – студент по обмену, которого не было в сказке Гоцци. Он хипхопер, на котором лежит исполнение музыки на контрабасе и, наверняка, именно он отвечает за рэп.

  Мудрец Мудрецов (Антон Момот) – он просто мудрец. Загадывает загадки и курит электронную сигарету, которая не дымит (потому что из Китая). Он всегда занимается своими делами, пока идет основное действие. Хотя были и такие сцены, где он действител¬ьно делал что-то важное. Например, однажды он пытался силой мысли и даром ясновидения узнать имя принца. Но в самый напряженный момент в зал ворвался гонец «Со срочным донесеньем!» и, выскочив на сцену, тут же получил ногами в грудь от Мудреца. Потом этого бедолагу увозили со сцены в продуктовой тележке постоянно роняя.

  И вот, наконец, – гордая Турандот и принц, испортивший статистику Панталоне, тем фактом, что не окончил свою жизнь на плахе.

  Принцесса Турандот. Как говорилось ранее, она безжалостно передает своих поклонников, которые не смогли разрешить ее загадки, в руки безумно любящего свою работу палача. Более того, их не хоронят в земле, а вывешивают головы на каменной стене, как устрашение следующим дерзким личностям. Но глубоко в душе она тоже может любить, жалеть… Кроме того она служит непоколебимым авторитетом для своих рабынь, которые пытаются во всем быть похожей на нее (даже одеваются почти также).


  Принц Калаф. Добрый юноша, который после войны не смог стать императором и скитался по свету, пытаясь прокормить себя и своих родителей. Его находчивость, ум и целеустремленность помогают ему во всем, и он, преодолевая все препятствия, берет в жёны придирчивую принцессу.


Не думаю, что этот спектакль может оставить кого-то равнодушным, поэтому вы должны его увидеть!
Соня Белоусова, 9 класс,
студия журналистики «Золотое КРЫЛьцо»,


Рецензии