Из дневника 31 мая 2016, вт
Про четыре животных в От.5 сказано, что они исполнены очей спереди, сзади и внутри (стихи 6 и 8). Про колеса подле этих животных в Иез.1 сказано, что ободья у них вокруг полны глаз (стих 18). Ни про животных этих исключительно интересных вообще, ни про глаза их в частности говорить сейчас не буду (когда-то у нас с Николаем Михайловичем был разговор про них часа на полтора, помнится), но черкану в нескольких строках про один интересный персонаж китайской мифологии - про Гуаньинь. Это та, которая бодхисатва, т.е. существо, достигшее уже просветления, но умышленно не делающее последний шаг, чтобы превратиться в Будду и достичь нирванны. Им жалко остальных непросветленных и они дали слово, что останутся на этом пороге, пока все человеческие существа не достигнут просветления, и будут им помогать в этом. Буддисты говорят, что от стараний постичь нужды столь многих людей ее голова раскололась на одиннадцать частей. Будда Амитабха, видя это, наделил ее одиннадцатью головами, чтобы слышать крики страдающих. Тогда Гуаньинь попыталась дотянуться до всех нуждающихся в помощи, но обнаружила, что ее руки разрываются на части. И вновь Амитабха пришел на помощь и дал ей тысячу рук. Так вот, к чему я это себе для памяти записываю: на ее статуэтках, когда она изображается со множеством рук (бывает, однако, что изображают ее всего с двумя руками), на ее ладонях изображены глаза - чтобы она видела как можно больше и лучше, где и кому именно нужны ее помощь и сострадание.
Поэтическая строчка недели для меня: "Знал бы Ирод, что чем он сильней, тем верней, неизбежнее чудо".
Видно, я выписал какую-то свою норму на нынешний период. Вот не пишутся стихи, и все тут. Что-то наподобие того, что было у индейцев-носильщиков, которые шли-шли, а потом резко остановились, положили ношу и сели на землю. Европейцы спрашивают: «В чем дело? Пошли скорее дальше». А те: «Мы шли слишком быстро, теперь надо, чтобы наши души догнали нас».
В 30-томном издании сочинений и писем Чехова письма занимают 12 томов! Четыре с половиной тысячи писем! У меня всего лишь двухтомник его переписки. Начинаю перечитывать.
Прочитал в ДН дневники Эмиля Чорана (http://magazines.russ.ru/druzhba/2001/5/choran.html). Он пишет, что «вспоминая Лорку, Хорхе Гильен говорит об интеллектуальном возбуждении, охватившем Испанию к 1933 году. Три года спустя дело кончилось катастрофой. Любая интеллектуально плодоносная эпоха предвещает исторический катаклизм. Никогда противоборство идей, жаркие споры, охватившие целое поколение, не ограничиваются областью духа: такое кипение не сулит ничего хорошего. Революции и войны — это дух, пошедший в разгон, иными словами, победа и окончательный упадок духа». Это согласуется с идеей Миши Громова о том, что твореское мышление и мышление выживания ходят по разным колеям. Если это верно и если продолжить мысль, то если полностью отдаться творческим доминантам, выживание ставится под угрозу.
Эмиль Чоран сообщает потрясающую историю: «Эли Визель, еврей из Сигета, с севера Трансильвании, рассказал мне, как два года назад вернулся в родные места. В городе ничего не изменилось, только евреев там больше не было. Перед нацистской депортацией они зарыли в землю драгоценности и деньги, у кого что было. Он сам закопал золотые часы. Приехав в Сигет, он устроился в гостинице, а ночью отправился искать свои часы. Нашел, посмотрел на них, но взять не смог. У него было чувство, что он — вор. Город, его город, превратился в призрак, ему не встретилось ни одного знакомого лица, он был единственным, кто выжил в прошедшей бойне». Кстати, Визель Эли — это американский еврейский писатель, который родился в Румынии, в годы войны был узником Освенцима и Бухенвальда. Лауреат Нобелевской премии мира (1986). Это ведь какое чувство причастности себя к целому, в этом случае - к народу! На противоположной стороне этого чувства - эгоизм, осколочность бытия, отколотость от единства, когда возьмешь не только свои старые золотые часы, но и чужие драгоценности прихватишь, да побольше.
Людовик XVI записал в дневник под датой, с которой началась его агония: «Ничего особенного». Почти никогда не узнаешь начало больших изменений в своей жизни, находясь внутри момента начала изменения.
На днях прочитал «Историческую поэтику духовности» А.Маркова, а потом встретил рецензию Ольги Балла на нее Раз уж так совпало, высказался в ЖЖ Ольги: «Как раз на днях прочитал эту книгу. Мне очень не понравилась: такое ощущение, что читаешь даже не черновик чужой, а какие-то заметки на салфетке. Выглядит очень небрежно. Ладно писать такие рабочие наброски для себя, но пускать это в печать? Почему не причесать и не придать цельности, не заполнить лакуны?»
Очередное эссе у Эпштейна (http://mikhail-epstein.livejournal.com/194506.html) - о причине несчастья России. И причина эта, по М.Э., - в величине пространства и соответствующем чувстве собственного величия. Вот о чем просил Россию А.С. Хомяков в 1839 году:
"Гордись!" - тебе льстецы сказали:
"Земля с увенчанным челом,
"Земля несокрушимой стали,
"Полмира взявшая мечом! <...>
"Красны степей твоих уборы,
"И горы в небо уперлись,
"И как моря твои озеры..."
Не верь, не слушай, не гордись!
Трудно чувствовать землю своей и нести за нее ответственность, когда ее столько и ты на ней не хозяин в чистом виде. И вот как Э. завершает заметку: «Вот почему не слишком счастлива эта земля - она растерзана своими просторами и одержима духом пустоты, который не выносит никакого жизнеустроения на определенном месте. Как сказал бы Гегель, "абстрактная идея беспредельности уничтожает всякую жизненную конкретность". Пьянство, воровство, коррупция, лень, ложь, насилие — это лишь многообразные формы запустения и отвлечения от конкретного труда жизни: нет твердого понятия о собственности, о реальности, о правде, о свободе, об индивидуальности, о гражданском долге, о человеческом достоинстве. Все это расплывается в абстракции великого пространства, которое никто не может чувствовать своим, ибо оно, как призрачный горизонт, отступает от каждого реального места, предает его, сметает в ничто. Великое и неопределимое "там" (там, в столице, там в Кремле, там, на небесах) торжествует над "здесь" и требует от него новых и новых жертв». Конец цитаты. Торжество «там» над «здесь», как это верно! «Там» решат, «там» лучше знают, «оттуда» помогут, «тамошним» отвечать - это все формулы отречения от готовности работать и делать дело «здесь».
Перед приемом пищи, при взгляде на нее и мысли о ней - выделяется желудочный сок, причем, если не ошибаюсь, с особым составом для особой пищи, соответственно тому, что видишь или о чем думаешь. Наверное, есть что-то подобное и перед принятием пищи духовной.
В одной из книг Леви приводится мысль о том (привожу неточно, по памяти), что дети на родителей похожими не будут. Те качества, которые родители считают достойными и культивировали их в себе, в детях они, скорее всего, не увидят. Помню, что в контексте в книге мысль эта не разъяснялась. Я говорил об этом как раз на днях с женой, и тут бац - Леви публикует очередной постинг в ЖЖ. Осмелился и спросил его о той фразе. А он взял и ответил. Ответ был таким: Три рода причин делают это искомое и жаждаемое маловероятным. 1) Генетика. Непредсказуемые врожденные задатки, разброс наследственности - большая эволюционная родовая программа пробных нащупываний адаптационной изменчивости - т.н. прогредиентный сбалансированный полиморфизм. Каждый ребенок генетически ДРУГОЙ, и по природе должен быть таковым, в ту или другую сторону. Никто не знает, как у него перекомбинируются гены, половина из которых от мамы и нескончаемого ряда ее неизвестных предков, а другая половина от папы. Как решать это уравнение с неизвестным числом неизвестных, как обращаться с этим котом в мешке? Жить с ним радостно и весело - единственное трезвое пожелание, ничего не гарантирующее. 2) Ограниченность родительских воспитательских возможностей. Каждый ребенок попадает в ДРУГУЮ, в СВОЮ ОСОБУЮ информационно-воспитывающую среду, контролировать которую, управлять которой родители реально могут лишь в весьма ограниченной, а в нынешнее время в ускоряющеся-ничтожной мере. Один интернет чего стоит. 3) Ограниченность и воспитательская тупость самих родителей - непонимание ребенка. Хотят как лучше, а делают как всегда, то есть хуже и хуже некуда. Об этом и пишу в книгах, с весьма небольшим КПД, но хоть с каким-то. Вот, в основном, и все.
Свидетельство о публикации №216060400909