Воля

В О Л Я

     Слово «воля» не так часто услышишь в разговорной речи. Вот и я стала вспоминать: когда я впервые услышала это слово? Память вернула мне то, что долго хранила.  Как сейчас, я увидела картинку.
     Весна, солнце обсушило землю-матушку и травка выпростала зелёные ростки из-под прошлогодней травы. В один из дней моя бабушка пригнала на пригорок козу с козлятами. Соседи тоже выпустили за ворота свою скотину. Животные ни сколько травку щиплют, сколько разминают застоявшиеся в тесных хлевах ноги, бодаются, козлятки и ягнятки взбрыкивают, бегают наперегонки. И мы, ребятня, наконец-то сняли с себя зимнюю одежду, надоевшие кирзовые сапоги (это были пятидесятые годы прошлого столетия) и, кто в ботинках, а кто уже в сандалиях, бегали по пригорку резвясь, визжали, хохотали. Весенняя радость клокотала в наших жилах. Наконец-то и мы вырвались из зимнего заточения! Даже люди взрослые и старики, которые тоже собрались на обочине дороги, без всякого осуждения поглядывали на нас. Моя бабушка, глядя на нас, развела руками и сказала: «Что им? Какая у них забота? Волюшка!»
     Соседи соглашаясь, закивали головами. В этот день нас не одёргивали, не грозились наказанием, дескать, один день в году пусть порезвятся…
     Вот такое понимание этому слову осталось в моей памяти. Гораздо позже я стала видеть различные оттенки этому слову.

     «Воля – это как бы энергетическая сторона нашего сознания, способность реализовать наш свободный выбор и доводить начатое дело до конца».
               Е.В. Золотухина-Аболина «Страна Философия»

     Воля – как свобода выбора:
     «Любовь и воля – вещи несовместимые». «Воля птичке дороже золотой клетки». «Какими воротами не запирай коня, он на волю рвётся». Меньше ошибается тот, кто всё делает по своей воле. А о тех, кто совсем «удержу не знает», говорили: «Вольно собаке и на Владыку брехать».
      Воля – это характер:
     «На войне побеждает тот, у кого крепче воля». «Добрая воля сильнее рассудка». «Безвольный, что бездольный» «Лакомка овца к соли, а коза – к воли».
     Есть и теневая сторона у этого слова:
     «Воля и добрую жену портит». «В неволе и белый свет немил». «Чего ему боле, коли дали дурню волю?» «Железная воля – не всякому доля».
     Какая же польза от воли?
     «Ветер становится чист, когда он вольно гуляет на просторе». Счастье в том доме селится, в котором хозяева всё делают по доброй воле». «Лучший цветок – в поле, а человек на воле». «Воля и труд дивные всходы дают». «Где воля – там и путь». «Своя воля царя боле». «В опасности воля дороже вдвойне».
     Мудрые люди советуют:
     «Рукам воли не давай». «Не давай воли языку во пиру, а сердцу – во гневе». «Кто много детям воли даёт, грустная старость того ждёт». «Потчевать можно, неволить – грех». Дескать, воля волей, а меру знай!

                ***


Рецензии