Легендарные суда ММП

    Товаро-пассажирское судно - пароход "Ястреб"

    Я знаю пароход "Ястреб" только по фотографиям, которые имелись в музее Мурманского морского пароходства, да ещё по рассказам таких знаменитых капитанов, как Михаил Гансович Каск и Василий Иванович Игаун, с которыми мне посчастливилось работать на судах пассажирского флота ММП. Этот легендарный пароход за свою долгую жизнь (74 года) почти 20 лет трудился в Мурманском морском пароходстве и пройти мимо этой легенды пассажирского флота было бы непростительно...

    Пароход был построен в 1890 году в Дания на верфи Гельсингер в г. Эльсинор. Первоначальное название «Ястреба» - «Боре-2». Судно имело одну паровую машину вертикального тройного расширения, которая могла развить мощность в 880 инд.л.с. Длина судна — 55 м., ширина — 9 м осадка — 4 м. Водоизмещение -1150 тонн. Скорость хода — 12 узлов. Запаса угля — 85 тонн хватало, чтобы совершить плавание дальностью 1050 миль. На борт  «Боре-2»  мог принять до 107 пассажиров.

    Владельцы «Боре-II», делая заказ на строительство парохода, намеревались использовать его на прибрежных линиях между островами Финляндии и Швеции. При этом они хотели получить некоторые преимущества перед конкурентами, для чего в заказе предусматривалось приспособление парохода к плаванию во льдах. Конечно, «Боре-II» не был ледоколом, но форштевень ледокольного типа и усиленный набор корпуса в носовой части позволяли ему плавать и тогда, когда лед становился непреодолимым препятствием для обычных пароходов.

    В 1906 году «Боре-II» обслуживал туристско-экскурсионную линию между финскими портами Або и Ханко и столицей Швеции Стокгольмом.
3 октября 1915 г. «Боре-2», имевший две палубы, был куплен «Финским пароходным обществом», а уже с 15 февраля 1916 года был призван по военно-судовой повинности и зачислен в состав Балтийского флота для использования в качестве военного транспорта.

   16 марта 1916 года «Боре-2» был мобилизован в Балтийский флот в качестве посыльного судна. На судне было установлено вооружение: два 105-мм орудия и два пулемета. Также была установлена и судовая радиостанция.
После мобилизации в Балтийский флот «Боре-II»  был переименовали в «Ястреб». Он находился в Гельсингфорсе, где нес сторожевую и дозорную службу. Иногда перевозил военные грузы и личный состав. Вскоре «Ястреб» принял участие в Великой октябрьской социалистической революции.

    25 октября 1917 года «Ястреб» вышел из Гельсингфорса. Получив в Фридрихсхавне оружие и патроны, он взял курс на Петроград и прибыл в город к вечеру, где встал у набережной Васильевского острова и начал разгрузку.
После победы Октября и разгрома мятежа Керенского — Краснова «Ястреб» возвратился к месту постоянного базирования в Гельсингфорс, где и зимовал. Весной обстановка потребовала срочного перевода кораблей из Гельсингфорса в Кронштадт, чтобы уберечь их от захвата немцами. Пришлось выходить в море, невзирая на достаточно крепкий лед. В этой широко известной операции, названной впоследствии Ледовым походом Балтийского флота, «Ястреб» принимал активное участие. Прочность его корпуса допускала противоборство со льдом до полуметра толщиной. Однако мощность машины была для этого недостаточной. Чтобы как-то выйти из положения, «Ястреб» спарили с посыльным судном «Руслан». Они работали вдвоем: «Ястреб» шел на льды, а «Руслан», упираясь своим форштевнем в гакаборт «Ястреба», подталкивал его.
«Ястреб», «Руслан», пароход «Аркона» и восемь подводных лодок первыми из третьего отряда покинули Гельсингфорс. Командовал «Ястребом» Николай Николаевич Баргузин, избранный на эту должность после революции экипажем корабля, а ранее служивший на «Ястребе» штурманом.

    Шесть суток отряд пробивался через льды толщиной более полуметра. В отдельных местах встречались почти метровые ледяные поля. «Ястреб» шел головным, ломая лед, «Руслан» подпирал его сзади. Следом за ними шла «Аркона», раздвигая своим широким корпусом пробитый «Ястребом» коридор, по которому двигались подводные лодки.
Ледовый поход закончился благополучной проводкой. А «Ястреб» получил еще одно задание - отбуксировать в Петроград знаменитую подводную лодку «Пантера».
В конце лета 1919 года «Ястреб» зачислили в Петроградский Ледокольно-спасательный отряд. Зиму 1919/20 года он стоял в Петрограде под парами, отапливая несколько других судов. В кампании 1920 года использовался как база отряда. Ледокольно-спасательный отряд в условиях того времени оказался не столь уж необходимым соединением. Поэтому руководству дивизий траления сравнительно легко удалось убедить командование флота в том, что «Ястреб» целесообразно передать в Минную оборону. Во время траления там просто-таки задыхались без плавбаз.
Начиная с апреля 1920 года «Ястреб» почти непрерывно находился в море вместе с тральщиками, работавшими к западу от Шепелевского маяка и в районе камней Хайлода. На нем держал флаг командир дивизии траления.

    Легко можно представить досаду тральщиков, когда в самый разгар тральных работ — в середине июня — поступило распоряжение передать «Ястреб» Главному управлению морского транспорта (Мортран). Первым в заграничный рейс готовился четырехмачтовый барк «Лауристон» (впоследствии широкоизвестное многим поколениям моряков учебно-парусное судно «Товарищ»). Его трюмы загружали железнодорожными рельсами. Отплытие намечалось на август. В качестве буксира определили «Ястреб». Первый коммерческий рейс судна под советским флагом прошел точно в намеченные договорными обязательствами сроки. Обратно барк вернулся также на буксире у «Ястреба».

    2 января 1922 года «Ястреб» возвратился от Мортрана в Минную оборону. С началом кампании он продолжал трудиться на тралении фарватеров в качестве транспорта — базы для двенадцати тральщиков.
31 декабря 1922 года в память о дне, когда V съезд РКСМ принял решение о шефстве над Красным Флотом, «Ястреб» переименовали — он стал называться
 «16 октября». Название это, правда, просуществовало недолго. К нему даже привыкнуть не успели.

    В соответствии с декретом о национализации флота судно было окончательно передано Мортрану. Ему возвратили прежнее имя — «Ястреб». Некоторое время он находился в составе Балтийского пароходства, а затем был передан в Черноморско-Азовское пароходство, где было очень мало судов, пригодных для коммерческой эксплуатации. Переход на Черное море, продолжавшийся почти два месяца, начался 15 июля 1924 года. «Ястреб» принял груз, адресованный в Гамбург, и вышел в море. Переход «Ястреба» с Балтики на Черное море был первым рейсом советского судна вокруг Европы.

    «Ястреба» поставили на линию Одесса — Николаев. Это самый спокойный район Черного моря, где старому судну можно было без риска плавать. В то же время это и самый ледовый район, в котором могли пригодиться ледокольные качества «Ястреба».
В январе 1929 года, например, в северо-западной части моря установились сильные морозы. Реки и лиманы покрылись сплошным льдом. Суда, находившиеся в это время в море, вмерзли в лед и стояли, ожидая помощи. Среди них был и «Ястреб», но он сумел преодолеть льды и самостоятельно добраться до порта назначения, хотя ему понадобилось больше недели, чтобы пройти Бугско-Днепровский лиман. То же самое случилось и с пароходом «Ильич», работавшим на линии Одесса — Константинополь. Он тоже стал жертвой холодов, вдобавок лед затащил его на мель у Цареградского маяка. На помощь ему послали буксир «Сарыч» и только что выбравшийся из лиманских льдов «Ястреб». После шестидневной работы они сумели снять пароход с мели и отбуксировать его в Одессу.

    С течением времени Черноморское пароходство пополнилось новыми судами. Миновала пора, когда приходилось держаться за каждое судно, отслужившее свой срок. Но настала пора освоения морей Северного Ледовитого океана. С 29.07.29 г. «Ястреб» входит в состав СГК Совторгфлота НКПС и передается Северному Морскому пароходству. 1 сентября 1930 года в результате навигационной аварии «Ястреб» затонул в губе Ковда  на Белом море. 7 июля 1931 года силами Беломорской партии ЭПРОНа судно было поднято и после аварийно-восстановительного ремонта в 1934 году введено в строй.        В Мурманское пароходство «Ястреб» был передан в 1940 году. Использовался как товаро-пассажирский пароход в Баренцевом, Белом и морях Северного ледовитого океана.

    С началом Великой отечественной войны «Ястреб» был отмобилизован на Северный флот в качестве посыльного судна и зачислен в состав службы связи флота. Позже, приказом Командующего Северным флотом посыльное судно «Ястреб» было зачислено в состав Беломорской ВМБ вместе с призванными, переоборудованными и переименованными буксирными пароходами «Кострома» (РТЩ-48), «Сакко» (РТЩ-49), «Ванцетти» (РТЩ-50), «Север» (РТЩ-51), «Барбюс» (РТЩ-52), «Экспортлес-18» (ТЩ Т-892), «Экспортлес-19» (ТЩ Т-893). В состав Беломорской ВМБ вошел и морской погранотряд НКВД Архангельского военного округа в полном составе.
2 февраля 1944 года «Ястреб» из посыльного судна был переоборудован и переквалифицирован в судоподъемную плавучую базу.
С января по июнь 1945 года «Ястреб» ремонтировался. После ремонта он поднял две немецкие подводные лодки.

    До января 1946 года он участвовал в подъеме и разгрузке затонувших и потерпевших аварии кораблей и судов. В 1947 г. судно было восстановлено и уже как товаро-пассажирский пароход вновь  «Ястреб» передали в состав Мурманского государственного морского пароходства, где он работал на местных линиях, перевозя пассажиров и грузы на побережье Кольского полуострова.
25 апреля 1959 года «Ястреб» был превращен в несамоходную плавучую базу для обеспечения базирования атомного ледокола «Ленин». Он был прообразом судов АТО, созданных впоследствии. Но судьба «Ястреба» закончилась трагически. 16 января 1962 года во время сильного шторма он затонул у причала в Мурманске. Только летом 1963 года, после подъема, «Ястреб» был отправлен на слом и разделку на металл. Так закончилась судьба знаменитого «Ястреба», который прошел очень долгий и славный путь на четырех морях: Балтийском, Черном, Белом и Баренцевом.
Вячеслав КИСЛЯКОВ.  Капитан-наставник СБМ.


Рецензии