Серебряный век и метафизика

                "Торжественный, гранитокрылый,
                Он охранял наш город сонный,
                В нем пели молоты и пилы,
                В ночи работали масоны".
                Николай Гумилев.

Серебряный век обусловлен ярчайшим экстремизмом и духовным поиском. Экстремистов в конце XIX - начале XX веков хватало везде: и среди монархистов (В. Розанов, черная сотня), среди социалистов (большевиков и эсеров), хватало и атеистов (футуристы, богоборцы) и тем более было не мало православных традиционалистов, масонов (Керенский), еретиков (М.Горький, Г.Распутин) и сектантов (хлысты, скопцы, хасиды и др. иноверы). Проявление интереса к каббале и спиритизму у Вл.С.Соловьева дало отпечаток на мистическое сознание и мировоззрение культуры того времени.
Противостояние трех культур: русско-православной, реваншистско-неоязыческого и иудео-еретического дало как и столкновения с враждебностью откровенной, так и иногда и совмещению не совместимого. Вот например богоискательство было связано с каббалой и оккультизмом, а также и иудаизмом. Богостроители же с атеистической точки зрения объясняли богословие и делали опору на старообрядчество и ересь катар, богомилов, молокан и хлыстов в том числе.
Противостояние в большей степени касалось между иудаистскими силами и антисемитскими организациями. Несмотря на то, что среди революционной интеллигенции было не мало евреев, антисемитских настроений тоже было полно (Хлебников, Клюев, Есенин). Это и было оплотом того, что Октябрьскую революцию 1917 года можно было назвать консервативно-социалистической.
Особенно повлияла поездка французского оккультиста и масона Папюса в Российскую империю. Он побывал у нас три раза: в 1901, 1905 и 1906. И был приближен к императорской семье. Николая II можно назвать популяризатором окуультизма в Российской империи, в особенности мартинизма и масонства. С этого момента и можно считать, что в Россию полились водопадом разного рода тайные общества и мистические организации, практикующие каббалу, спиритизм, шаманизм и др. практики.
Ощущается мистицизм и в творчестве писателей и поэтов того времени. Начиналось все духовными стихами Клюева, в которых ощущалось влияние старообрядчества и исихазме, потом нарастал гомоэротизм, характерный для творчества замечательных авторов Кузмина, Цветаевой и того же Брюсова. Масонские мотивы наблюдались и у Николая Гумилева, для которого был характерен также и мазохизм, и у М.Волошина, и опять для Брюсова масонская тема не была чужой. Наверняка черный маг и поэт А.Кроули виделся во время своего прибывания в России, потому что такие темы, как эротизм, эзотеризм и политический экстремизм были характерны и для Кроули, и для Брюсова, и для Маяковского (хотя последний не увлекался эзотеризмом, а эротизма в его поэзии ни на грош, только романтизм).
В конце концов Серебряный век закончился. Теория проверяется на практике в нашем XXI веке. Этот век можно именовать бронзовым.
Но во всех случаях родство бронзового и серебряного веков очевидно и невооруженным глазом.


Рецензии
Доброго всего, Евгений!
Я не знаток в обобщении пристрастий и направлений. Но каждый из перечисленных Вами поэтов и писателей самовыражался. Другое дело, как мы, спустя век, воспринимаем их творчество. Всякого рода оккультизм процветает и в наше время, да ещё какими махровыми цветами. Однако, одно дело читать и изучать, совсем другое следовать, подражать и пропагандировать.
С уважением Наталия

Добрая Добрая   02.07.2016 11:23     Заявить о нарушении
Многоуважаемая Наталья!
Все, что я хотел написать в этой статье - лишь оценка творчества и поиск каких-нибудь корней. Это была оценка творчества писателей и поэтов, которых я перечислил в данное статье. В следующий раз напишу статью, где будут литературные истоки Серебряного века.
С уважением, Евгений.

Евгений Евстифеев   03.07.2016 12:15   Заявить о нарушении