Разбор по Мал. 4, 4-6
Мал.4:5 «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного». Фраза «Я пошлю», «Я посылаю» встречается еще семь раз в еврейском Ветхом Завете, вот два из таких упоминаний: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил» (Исх.23:20), «чтобы внимать словам рабов Моих, пророков, которых Я посылаю к вам, посылаю с раннего утра, и которых вы не слушаете» (Иер.26:5). Она же встречается в Мал.3:1: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною». Учитывая, что еврейское mal;;k может означать «ангел, посланец, посол, вестник». Илия - Божий вестник, посланец или ангел, с помощью которого Бог хочет ввести Свой народ в приготовленное ему место.
Мал.4:6 «И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». Один из признаков отступления от Бога - эгоизм, когда каждый сам за себя, ставит свои интересы выше интересов ближних, вплоть до того, что не свою жизнь за ближнего полагает, а отнимает у ближнего жизнь для спасения своей жизни (Иез.5:10; Лев.26:29; Вт.28:53; 4Цар.6:28–29). Соответственно, признаком возвращения к Богу будет изменение отношений между людьми. Как правило, сначала изменение детско-родительских отношений к лучшему происходит по инициативе родителей, сначала у Малахии упомянуто об обращении сердец отцов к детям. Детям сложно проявлять инициативу в этом вопросе, как и всякой подчиненной стороне.
Лук.1:17 «и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». Я всегда понимал этот текст как говорящий о том, что внутри семей отцы и дети станут относиться друг к другу нормально, отцы станут духовно заботиться о детях и т.п. А контекст ведь - об отношении современников Иоанна Крестителя к Богу. Так что отцы здесь, скорее всего, — патриархи, а дети — потомки патриархов, современники Иоанна. Т.е. понимать следует так: «возвратить сердца патриархов /в частности, их отношение к Богу/ современникам Иоанна и Иисуса». Это сразу согласуется с «и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». И такое употребление слов «отцы» и «дети» встречается в контексте Ев. от Луки - в Лук.3:8, а в книге Малахии - в 2:10. При этом в Мал.4:5-6 речь идет в первую очередь о восстановлении мира в семьях, а Лука, похоже, трактует это место по-новому. Такое бывает - когда новозаветные авторы трактуют ветхозаветные тексты не буквально, а аллегорически, образно, вкладывая в них смысл, который, кажется, на поверхности не лежит. Если же Лука все-таки пишет о внутрисемейных отношениях, тогда странно, почему он говорит только о возвращении сердец отцов детям и не упоминает возвращения сердец детей отцам. Почему у Малахии сказано о конфликте поколений: возможно, старшее поколение не одобряло браков молодых с язычницами. А молодые из-за этого злились на пожилых.
05.06.2016
Свидетельство о публикации №216060501161