Глава 32. Захват Киев Града князем Владимиром..

 "ГЛАВА 32. ЗАХВАТ КИЕВ ГРАДА КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ."

Не надо бояться своих явных врагов, нападающих на нас, нам лучше остерегаться наших друзей, которые  нам льстят!

10 июня 980 года молодой князь Владимир подошел к Киеву. Это   известие  застало  Ярополка Святославовича в одной из комнат его терема,  родового поместья Родня, близ Киева. Он лежал на каменном полу в одних полотняных штанах, с обнаженным торсом, разбросав руки, и не шевелился. Страшная  июльская жара мешала думать. Рядом с ним, тяжело дыша и изнывая от жары, лежала его любимая борзая. Всего три дня назад ему донесли о том, что его младший брат, захватив  Полоцк,  и уже подходит к Киеву. Сведения были не точные и противоречивые и  на  уровни слухов. Посланные лазутчики и разведка до сих пор не вернулась. В городе Киеве паника. Повсюду бродят слухи о  жестокости князя и несметном количестве его войска. Какие-то приезжие купцы сорят деньгами и призывают к мятежу. Чтобы  точнее оценить обстановку и не искушать судьбу,  он принял решение перебраться с дружиной из мятежного города в хорошо укрепленную крепость своего родового гнезда Родня.

Собака  первая услышала чьи-то шаги и залаяла. Она приподнялась на передние лапы и вытянула морду и, глядя на дверь, сердито зарычала. За дверью уже слышались торопливые шаги. Воевода  Блуд, его правая  рука вошел в комнату в сопровождении нескольких знатных бояр, первого витязя Варяжко, посадского  Воибора Негочевича, воевод  Жирослава Титовича и  Рагуила Добрынича  и  тысяцкого  Мирошки  Несдинича, витязя Василия Буслаева.
Блуд был похож на огромную бочку, ибо отличался необычайной прожорливостью; он в любой момент готов был, разразится гневом,  от чего у него вздувалась шея, и глаза выкатывались из орбит. Борзая терпеть не могла воеводу и при его появлении разразилась еще большим лаем.

- Новгородцы, бесы, бесы поганые , - повторял воевода на ходу,запыхавшись - они уже в граде Киеве!

- Говорил же я, говорил же я, вашей светлости,  дать им бой на подступах к граду. Их в два раза меньше нас! Мы бы одной младшей дружиной повергли в бегство этот скот, но  теперь поздно - весь Киев за них! Он почти рухнул перед князем на колени и промолвил  дрогнувшим голосом:

- Вы видели, бояре, видели, как  горожане и наши ратники радостно, толпами встречали новгородцев?

- Покарай, покарай  неблагодарных горожан, государь, за их предательство! - почти кричал он.- Они бегут, точно стадо испуганных баранов…

- Покарать! - воскликнул Ярополк в гневе.

- Кого? Родного  брата? Своих подданных?  Хватит,  воевода, наслушался твоих советов. На моей совести уже есть смерть  одного  брата. Ты желаешь, чтобы я сгубил еще и второго брата? Не бывать этому! Потом подумав немного, твердо произнес:

- Никакой войны, будем договариваться! Хватит нам междоусобных войн. Да будет так! С этими словами, не терпящий возражения, он грозно посмотрел на своих соратников и удалился. Слова конунга произвели на бояр ошеломляющее впечатление. Но возразить никто не посмел.

Старший  сын храброго Святослава был под стать своему отцу человеком с достаточно сильным характером, чтобы  внушать уважение и страх. Властный, честолюбивый, решительный  и жестокий он  всегда стремился к деспотической системе правления. Он не пытался  смягчить участь своих подданных, видя в простолюдинах рабов бояр. И  в тоже время старался всячески ограничить права и привилегии знати. Именно поэтому  горожане так восторженно принимали  другого внука Святослава, надеясь, что хуже  уже не будет и использовали любую возможность, чтобы избавиться от Ярополка.

А в это время князь Владимир, облокотившись на нагретые камни башенного зубца крепости, созерцал  город и его окрестности и предавался радостным размышлениям. Над его головой проплывали перистые облака и легкий киевский ветерок нежно ласкал волосы и лицо. В двадцать лет,  наконец,  сбылась его мечта - он  князь почти   всей Руси.  И имеет полное право  на всей ее территории вершить  суд,  объявлять войну, собирать дань,  заключать иностранные договора.

Один волхв – астролог предсказал ему по звездам,  что в   возрасте между  двадцатью и двадцатью восьмью годами он совершит самые выдающиеся свои деяния и тем самым прославит  свое имя.

И вот его юношеские грезы становятся явью. Матерь всех городов русских у его ног, есть храброе войско, огромная власть на бескрайной территории, любовь женщин. Нет, и в самом деле, впервые со дня рождения  он ощущал столь полно счастье  жизни. Голова кружилась,  словно он  опьянел, но опьяняли  его собственные мысли, этот с детства знакомый ласковый киевский ветерок с Днепра и бескрайний горизонт  с родным небом… Князь бросил взгляд вниз. На улицах города царило веселье. Толпы народа двигались к княжескому дворцу. По всем дорогам,  ведущим к граду, устремились потоки людей из окрестных близлежащих поселений. Размышление князя прервал грубый бас тысяцкого Путяты:

- Какие приказания будут, ваша светлость? Каган обернулся и строго произнес:

- Никаких грабежей и беззакония. Это вам не Полоцк.  Усильте охрану ворот и наблюдение за  крепостью  Родня. Отдыхать и  в любую минуту быть готовыми отразить  атаку неприятеля. Завтра, возможно,  дадим бой…

- Но какими силами, государь, нас вдвое  меньше? - пробормотал воевода взволнованно. Лицо его побагровело и приняло растерянный вид.

- И  ты так считаешь, Угоняй? - спросил князь еще одного тысяцкого.

- Я просто в этом уверен, это безумие! - решительно  произнес  он, покусывая, рыжие усы.
- А твое  мнение, посадник? - спросил с ухмылкой каган Воробья.

- Испуганному глазу и мышь – гора! Я, как прикажет ваша светлость! -  ответил хитрый новгородец.

Князь Владимир не стал больше утруждать себя и выяснять мнение  других бояр. Он  знаком  подозвал к себе своих соратников и, указав перстом на веселящих внизу горожан,
тихо произнес:

- Вот наше многократное превосходство перед  Ярополком! Отдайте им все, что мы взяли в граде Полоцке и сформируйте  из них ополчение. И немного помолчав, добавил:

- Кто владеет Киевом и сердцами своих подданных, тот владеет Русью! Он, как будто только сейчас, открыл  эту простую для себя истину. В глубоком раздумье он, покинув своих военачальников  и начал спускаться вниз по крутой башенной лестнице. В этот момент он был прекрасен, горд, невозмутим!

Должен заметить, уважаемый читатель, правление князя Ярополка Святославича никогда не было спокойным. Киевляне его не жаловала . И на это были свои причины. Сначала от Киевского княжества отпали вятичи и радимичи. А в 977 году началась усобица между сыновьями Святослава. 

У Ярополка был воевода по имени Свенельд, которому он бесконечно верил и к которому прислушивался. Это был старый и могущественный боярин. Он ходил в походы еще с дедом Ярополка, князем Игорем и с отцом - князем Святославом.

Однажды сын Свенельда по имени Лют отправился на охоту и оказался в землях древлян, которыми владел князь Олег Святославич. А Олег и сам в это время был на охоте. Увидел он, что чужак вторгся в его владения, рассердился, напал на Люта и убил его.
Когда Свенельд узнал о смерти сына, то возненавидел Олега. И стал требовать от Ярополка: "Пойди на своего брата и захвати земли его". Ярополк послушался своего боярина, собрал дружину и пошел войной на брата. Олег же во главе войска вышел навстречу Ярополку. И началась сеча, и победил в сражении Ярополк Олега. Олег со своими воинами бежал с поля битвы в город. Через ров перед городскими воротами был перекинут узкий мост. Испуганные воины Олега устроили на мосту давку, стали теснить друг друга и сталкивать в ров. И Олега в ров столкнули, а сверху на него попадало много людей с конями, и кони давили людей. Так и погиб князь Олег Святославич. Ярополк же, захватив город и узнав о страшной гибели брата, горько оплакал его, ибо не желал смерти Олега. Весть об этих событиях вскоре донеслась до Новгорода. Князь Владимир тогда в страхе бежал из русских земель, а Ярополк прислал сюда своих посадников, чтобы они управляли Новгородом. Так Ярополк присоединил владения братьев к своим землям. В дальнейшем он заключил союз с другими князьями (в частности, с полоцким князем Рогволодом). В 978 г. одержал победу над печенегами, а затем привлек к себе на службу печенежского князя Илдея. В том же году заключил новый договор с Византией. Вел дипломатические переговоры с Римом.

Но Владимир не собирался отдавать власть Ярополку. За год Владимир собрал войско из варягов, и в 978 г. вернулся в Новгород, а посадников Ярополка выгнал. И отправил Ярополку весть: «Владимир идет на тебя, готовься с ним биться». Так князь Владимир оказался у стен Киева.


Рецензии