Под небом Греции из Золотой коллекции

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств действует выставка «Под небом Греции». Новая экспозиция создана в рамках Года Греции в России, и это уже вторая экспозиция, посвященная Элладе из «Золотой коллекции», недавно мы рассказывали о фотовыставке, посвященной горе Афон, жизни, быту монахов греческого мастера Костаса Асимиса. На этот раз цель выставки была показать влияние античной культуры на европейскую и русскую живопись. Она о том, как мифы, легенды древних греков стали неотъемлемой частью и архитектуры, отразились в оформлении  интерьеров,  посуды, мебели и т.д.
Тематически экспозиция делится на три части: «Культура и мифология Древней Греции и её преломление в европейском и русском искусстве», «Художественная коллекция ставропольских купцов Алафузовых», «Архип Куинджи и его ученики». Купцы Алафузовы и художник начала ХХ века Куинджи выбраны не случайно – они были греками, к тому же именно в купеческом особняке был в свое время заложен музей изобразительных искусств. Для каждой части выставки отведены отдельные залы музея. Хронологический подход позволяет показать, как вдохновленное античными образцами формировалось художественное искусство Европы и России. И естественно, у каждого экспоната есть своя история. О ней можно узнать не только у экскурсовода, прочитать тут же на специальных табличках, но впервые музей использовал новые современные технологии. Ноу-хау  заключается в том, что экспонаты оснащены QR-кодами. И любой, у кого есть мобильный телефон с фотокамерой, может поднести гаджет к QR-коду и высветившаяся информация расскажет об истории её создания или биографии автора. Для этого надо только, как рассказала замдиректора Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Елена Бондарева, установить специальную программу для распознания.
В первом зале представлены предметы периода архаики, живопись, скульптура античного времени. Эти экспонаты – слепки с древнегреческих оригиналов,  однако есть и подлинники - античные  керамические изделия Северного Причерноморья, посуда, глиняные светильники (есть даже с рожками) 5-6 вв. до  нашей эры,- они были подарены в 60-х годах ХХ века Эрмитажем. Тут можно познакомиться с небольшими терракотовыми скульптурами Афродиты и Деметры, амулетами (египетским фаянсовым амулетом с изображением Гермеса  1 в. до н. э., амулетом-бюстом из египетского фаянса), бесцветными стеклянными бальзамариями периода Босфорского царства, чашами из Пергама и Фанагории. Также много терракотовых фигурок дев и жен – по-видимому, домашних оберегов-божков. Знаменитые античные амфоры и кувшины, покрытые черным и красным лаком, производят совсем иное впечатление, когда их смотришь что называется  «живьем». На одной из амфор изображена чернофигурная сцена «Дионис и менады», рисунок завораживает пластикой и деталями. В этом же зале – знаменитая «Танцующая менада» Лисиппа (2 полю 4 в. до н.э.), придворного скульптора Александра Македонского. Это слепок с оригинала, но сделан с таким мастерством, что передает воздушность, летящую походку, прозрачность длинной туники, которая не скрывает стройность и гармонию изгибающегося в танце тела жрицы Диониса, обутой в легкие сандалии. Здесь же и надгробный барельеф, и бюсты древнегреческих философов и поэтов. С ними соседствуют гравюры, воссоздающие фрески титанов эпохи Возрождения: «Геракл, одолевший Немейского льва» А. Шустова,  (начало 19 в.), знаменитая Дельфийскую Сивиллу (с оригинала Микеланджело выполненная итальянцем Фабри 18 в.) и др.  Напротив, на стене картина маслом В. Измайловича «Похищение Европы» конца 19 в. – великолепная копия Паоло Веронезе, рядом – да подлинника Анжелики Кауфман (немецкой художницы, прославившейся портретами царской семьи и придворных, конец 18-начало 19 вв), изображающие муз истории «Клио» и театра «Мельпомену». Чудесная небольшая картина-подлинник Джулио Кариони 17 в. изображает «Детский хоровод» - танцующих шаловливых амуров, а под нею – слепок со скульптуры флорентийца  Донателло «Амур с тамбурином» (14 в.). Еще одна удивительная по экспрессии, редкая статуэтка из бронзы – «Амазонка» на мчащемся коне, которая собирается метнуть копье, Франца фон Штука.  Это – подлинник, которому позавидует любой именитый музей мира. Франц фон Штук (1863-1928) - немецкий живописец и скульптор, сын деревенского мельника, стал одним из лидеров символизма в европейском изобразительном искусстве рубежа XIX-XX веков. Его знаменитые картины «Сфинкс», «Люцифер», «Пан», «Раненая амазонка», «Юный Бахус» - повлияли не только на художников, но и на поэтов… Иметь в Ставропольском музее такой экспонат – большая ценность. В отдельном стеклянном выставочном шкафу представлены также замечательные западноевропейские произведения декоративно-прикладного искусства. Они небольшие, но поражает искусство, с каким выполнены «Сатир с пантерой», «Меркурий на колеснице» (работа на морской раковине), «Вакханка», «Амур с дельфинами».
В следующем зале работы, которые  раньше принадлежали меценатам и собирателям живописи, почетным гражданам города купцам Алафузовым. Это и живописные полотна А.Мещерского «На реке», картины Шарля Перонне «Улица в Каире» и «Мечеть», декоративные скульптурные группы детей, предметы немецкой посуды. В следующем зале можно познакомиться с полотнами Льва Лагорио «Итальянский горный пейзаж», несколькими пейзажами А. Шильдера,  Юлия Клевера («В парке Гатчинского дворца» 1894), картиной Генриха Семирадского «Сократ застает своего ученика у гетеры» (1875), восхитительной «Дианой» Оскара Гофмана, которая ночной порой собирается на охоту,  «Видом Судакской бухты» Айвазовского (1879). Некоторые работы не выставлялись много лет, в том числе копия с картины Гвидо Рени «Раскаяние ап. Петра» предположительно работы Марченко,  2 работы неизвестных авторов (копия с картины Мурильо) «Мадонна с младенцем» и «Мадонна в кресле (копия с оригинала Рафаэля).  Эти и другие картины, мебель, часы, другие предметы  искусства – из коллекции Алафузовых, причем небольшая ее часть. Как писал краевед и историк Г.Прозрителев: «В доме Алафузовых была устроена прекрасная  художественная галерея, где демонстрировались полотна известных мастеров Европы и России». И что важно, эта галерея была доступна не только узкому кругу лиц. Ее могли посещать гимназисты, общественность. Что с нею стало, это уже другая история…
Как объединяющее звено между искусством Греции и России на выставке показано творчество русского грека Архипа Куинджи, великолепного пейзажиста, тонко чувствовавшего красоту русской природы. Он любил рисовать закаты (специалисты считают это одним из труднодостижимых  для изображения явлений в силу его краткости во времени). Говорили - он захвачен магией света. И.Репин писал о нем: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему  в достижении этого чуда живописи». Небольшие этюды «Сумерки в степи», «Зима» дают представление о его художественном методе. Они поступили в Ставропольский музей из Русского музея, который в свою очередь получил их от Общества Куинжди, объединявшего 101 художника.  Часть работ мастеров, входивших в это объединение, представлена в экспозиции. Например, акварель Альберта Бенуа «На озере» (1916),  картина маслом А. Рылова «Нева перед бурей» (1916), И.Калмыкова (умершего в эмиграции в США) «Взморье», портретиста и мастера жанровой живописи В. Маковского «Две матери», Н. Дубовского  «Горный пейзаж», полотно Н.Рериха. Представленные на выставке работы – уникальны, они переносят зрителя в разные эпохи, выполнены разными по манере и стилям мастерами, но их объединяет древнегреческая культура, философия и радует, обогащает впечатлениями зрителя 21 века. Выставка продлится до конца лета.   


Рецензии