Флоропоэтика А. Ахматовой. Затворница из Слепнево
В Слепнево местность неживописная!
Сколько раз я проклинала
Это небо, эту землю,
Этой мельницы замшелой
Тяжко машущие руки
Вместо каменных храмов – замшелые мельницы. Мрачные образы мельниц не прошли мимо сознания поэта. Вот странно, и сегодня в Голландии одной из характерных достопримечательностей туристам показывают ветряные мельницы. Вряд ли такие мельницы сохранились сегодня, а во времена Ахматовой вокруг Бежецка ветряных мельниц были сотни, и пашни в уезде было больше, чем в других тверских уездах, но крестьяне были самые нищие в губернии, почти безземельные.
«Воротца» вспоминают многие. .
В полях скрипучие воротца
И запах хлеба и тоски
Ахматова была одинокой затворницей в прямом и переносном смысле. Воротца закрылись за ней на десять лет, даже после революции ей приходилось летом приезжать на скудную тверскую родину. Воротца перегораживали окрестности Слепнево, и замыкали усадьбу. Чтобы проехать в коляске по дорогам, путникам приходилось без конца выходить и эти воротца открывать. Местные ребята дежурили возле воротцев (теперь их называют декоративными!) в надежде за услугу получить плату, горсть конфет. Но порой путники бросали конфеты в крапиву и весело наблюдали, как дети бросались за конфетами в крапивные заросли.
Я лопухи любила и крапиву
У советских чиновников от литературы эта строчка вызывала возмущение. Нашла чем гордиться. Но таково было Слепнево Ахматовой.
В уезде было много пашни, но и много болот и трясин, и, конечно, болота горели, сто лет назад, как и сегодня, как и через сто лет будут гореть.
Пахнет гарью. Четыре недели
Торф сухой по болотам горит.
Даже птицы сегодня не пели
И осина уже не дрожит.
Из тюрьмы хотелось вырваться на свободу.
Все мне дальний берег снится,
Камни, башни и песок
На одну из этих башен
Я взойду встречая свет …
Да в стране болот и пашен
И в помине башен нет.
Рискну предположить, что образ башни не оставлял Ахматову со времен заточения в Слепнево и отчетливо проявился в строчках «Поэмы без героя». Лидия Чуковская считает, что этот образ подсказала Ахматовой Тамара Габбе, к мнению этой тонко понимавшей стихи женщине Ахматова всегда прислушивалась. Но, как мы видим, подняться над серой обыденностью, осмыслить себя и события с высоты башни памяти, Ахматова пыталась еще до войны и революции.
Теперь, когда мы узнали как жила в Слепнево Анна Ахматова, мы подходим к теме флоропоэтики в ее творчестве.
Свидетельство о публикации №216060501477
Спасибо за флористику и поэзию поэтессы, за любовь к её творчеству.
Мне многое сродни- понятно и знакомо. Люблю поэзию Анны Ахматовой.
Творческого вдохновения Вам.
С теплом,-
Лидия Парамонова -Фокина 06.02.2019 22:32 Заявить о нарушении