Жизнь в письмах. 26 - Письма в период перестройки

     (Материал из книги "Жизнь в письмах".)

Село Троицкое.
Любарцева В.Ф..

Здравствуйте, мои родные, Володя и Людмилочка!...
Прошу прощения за задержку с ответом. Сердечно поздравляю Вас с праздником 1 Мая и Днём Победы!

Да, уже больше полсотни лет живём без грохота орудий, воя бомб и сирен, тихо, мирно. Дай бог, дожить и до конца дней своих. А Вам, молодым, держать в своих руках и разуме мирный час…

До свидания. Целую всех Вас. С уважением  Вера / Любарцева /
Дожилась, ампулки нет, пишу карандашом.

8. 4. 96 г.

Примечание: Насчёт грохота орудий Вера Федосеевна не права. У нас, в России, идёт война. Гибнут люди, как военные, так и мирные. В Моздоке был взрыв, когда у моего  сына Сергея во время работы повылетали стёкла в здании, где он работал. были и другие взрывы и стрельбы в самом городе. Я постоянно интересовался новостями о Моздоке. Моздок стал прифронтовым городом. Многие жители стали уезжать из Моздока из-за военных действий с Чечнёй.

                *   *   *

Пос. Шевченково.
Чубкова Г.М..

Здравствуйте, Володя!
… Получила письмо от Алексеевой. Пишет, что организовывает встречу в Белой Церкви – 55-летие формирования дивизии. Может, и ты приедешь? Это, наверное, в последний раз. Дальше уже никаких встреч не будет. Будем надеяться до встречи дожить, и ещё со всеми, кто приедет, встретиться. Теперь, конечно, жизнь дорога, цены на билеты страшные. Делают людям боль. А письма всё идут реже и реже. Я получала по 78 штук, и всем давала ответ. Но тогда 5 коп. стоил конверт, а сейчас в Россию – 17 тысяч. Если столько писать, то пенсии хватит только на конверты. Вот сейчас пишу, остались старые конверты, понаписываю, кому хватит. 12 штук есть.

Володя, посылаю тебе фото. Может у тебя и есть, но у меня их две. А тебя больше нет нигде. И в этом году не пришлось сфотографироваться. Пусть эта ещё у тебя будет…

С уваж.  Галина Марковна.   Целую Вас.
23. 12. 95 г.

Примечание: Действительно, чтоб послать письмо или открытку, стало накладно для семейного бюджета. Таковы стали цены, и таковы наши зарплаты. На Украине, когда мы с Людмилой ездили на встречу, люди живут ещё беднее, чем в России. Горько и обидно от такой жизни…

*   *   *

Город Харьков.
Грачёва М.Н..

Здравствуйте, Володя!...
… Володя, ты спрашиваешь за Виту. Когда вы приезжали, разговаривали с ней, вот почти с тех пор она у меня не бывает. Она тебе рассказывала про суд. Всё описать невозможно. Конкретно, это только слёзы. Вита от квартиры отказалась. Сказала, что ей она не нужна. А с меня потребовала 30 миллионов за суд. Если не можешь платить, давай вещи. Забрала швейную машину, пылесос, палас, плед. Вот всё оценила и забрала. Ты войди в моё положение, мне было не до писем…

Пиши о своём здоровье, как живёте. Я вам буду отвечать, и поддерживать с вами связь.
До свидания. Жду ответ. Всего вам доброго.  Мария Николаевна

27. 8. 96 г.

Примечание: Не могу понять, что там у них произошло с Витой. Но, чтобы там у них не было, Марии Николаевне досталось много страданий в конце своей жизни. За что? Ведь она такая добрая и приветливая. Она всегда для меня делала только добро. Чем могу я ей помочь конкретно? …

  *   *   *

Город Харьков.
Грачёва М.Н..

Здравствуйте, добрый день Володя и Людмила!...
… Володя, у меня большие неприятности. Четыре месяца, как похоронила соседку. Два месяца она была парализована. Жалко её, ужас. Это был мой лучший друг и товарищ. Мне её очень не хватает.

Моя племянница не может никак успокоиться. Всё её беспокоит, что она не хозяйка моей квартиры. Уже и паспорт поменяла на Грачёву. За Виту я ничего не знаю. В прошлом году она уехала к деткам и больше я её не вижу. И Юра, наверное, туда уехал. В прошлом году 30 мая приезжали мои родные. Хотели меня забрать, но я отказалась. Я не могу оставить их одних на кладбище. А свою шкуру не стала спасать. Потеплеет, я буду к ним ходить, а сейчас погода не позволяет: то скользко, то мороз, то дождь…

С ветеранов мне никто не пишет и не звонит: ни Гвоздёв, ни Гринберг. Не знаю о них ничего, и в каком они состоянии. Большой привет твоему сыну Серёже.

                До свидания.

17. 2 97 г.

(Пр.: Возможно, у Виты получился скандал с племянницей Марии Николаевны из-за квартиры?)

  *   *   *

Село Троицкое.
Любарцева В.Ф..

Здравствуйте, мои дорогие!...
… Прошу прощения за долгое молчание. Очень сложная моя жизнь. 2 декабря умерла моя старшая сестричка, с которой жили неразлучно, и вдруг… Это было очень сильным ударом в моей жизни.

Теперь поздравляю Вас, мои родные, с праздником  Великим днём – Днём Победы! Счастья Вам, успехов и мира на всей планете, мои дорогие. …
До свидания, мои дорогие. С уважением  Вера / Любарцева /

22. 4. 97 г.

  *   *   *

Город Харьков.
Грачёва М.Н..

Добрый день! Здравствуйте, Володя, Людмила!
Спасибо Вам за письмо, но с ответом немного задержалась, т.к. искала вырезки из газет. Но ничего не нашла. У нас при доме офицеров был музей, но его ликвидировали. Наверное, Михаил все вырезки туда отнёс. Посылаю сочинённую Михаилом песню, посвящённую твоему папе.

На Пасху была на кладбище. Убрала в ограде. Поклонилась Михаилу и детям от тебя. На 9 мая обязательно пойдём, понесём цветы. Ограду привели в порядок. Очень жаль, что Михаил не дожил до светлых праздников – 9 мая, а то бы поехал на встречу с однополчанами-ветеранами и поклонился им.

Жизнь у нас очень тяжёлая. Вы, наверное, по телевизору и из газет знаете, что на Украине «творится». С бывшими Михаила друзьями, связи нет, т.к. кто выехал за границу (Гринберг С.А. уехал в Америку летом 1996 г.), кого, может, и в живых нет. Так один ветеран очень тяжело болеет, лежит парализованный. Да и возраст у всех не ма-ленький.

Я живу одна, пока себя обслуживаю (готовлю, стираю). Хожу и на кладбище, а продукты мне покупает племянница (это я пишу, Нина Грачёва, родная д. Миши племянница, которая с мужем помогала хоронить всех её детей и дядю). Но 3 года назад, она сыграла с нами «шутку». Нас, т.е. меня, обокрала с помощью её старых подруг, которые уже поумирали. (Это я, её ценности забрала-украла, а потом подложила. А вот с 13.3.97г. её все покинули, т.е. не стали смотреть за ней, и я опять к ней пришла на помощь. Мне жаль, её одиночество и старость.) Алла, что ухаживала за мной, отказалась ухаживать, т.к. она требовала, чтобы я ей сделала дарственную на квартиру, но я ей отказала.
Здоровье у меня, в пределах возраста (86 лет уже), часто болит голова, давление...

С уважением к Вам Мария Николаевна.   / Н. Грачёва /

Пр.: Поймите всё правильно, ей тяжело, и кто за ней ухаживает – тоже. Она прожила за хорошим  мужем.

2. 5. 97 г.

Примечание: Мария Николаевна прислала мне стихотворение Михаила Ивановича Грачёва «Песня о командире Соколове», которое было напечатано в районной газете «Большевицкая правда» 23 февраля 1951 г. Этого текста стихотворения у меня не было.
 (Я напечатал его в книге «Жизнь в письмах» в хронологической последовательности, т.е. в начале книги.)

  *   *   *

Город Ярцево.
(Возврат открытки).

4 мая 1997 г. мне вернулась моя поздравительная открытка, которую я послал Георгию Борисовичу Гвоздёву. На открытке была сделана приписка – «адресат умер». Так я узнал о смерти ещё одного замечательного человека, с которым был знаком много лет. Несколько лет мы с ним вели переписку. Потом около года от него не было никаких известий, хотя я писал ему письма и посылал поздравительные открытки к праздникам. Мне писали ветераны, что он тяжело болеет. С «перестройкой» переписка со многими ветеранами быстро стала прекращаться.

Я после возврата открытки написал письмо сыну Георгия Борисовича – Виктору, который должен был проживать в Ярцево, по старому адресу Гвоздёва. Я просил в своём письме, что бы он написал о последних годах жизни своего отца. Но ответа я не получил.

Мне хотелось так же узнать, как живут и как здоровье остальных ветеранов, с которыми много лет переписывался. На День Победы в этом году я послал им больше 10 открыток, в которых кроме поздравлений, просил их отозваться. Но ответа я ни от кого не получил. Думаю, что виной всему, стала плохая жизнь. У многих из них возникли материальные трудности.

За что они проливали свою кровь? За что погиб мой отец и миллионы других людей? Почему, в такой богатой природными ресурсами стране, народ стал нищим? Зачем людей, которые жили как родные, ездили, друг к другу в гости, разделили границами? …

Фактически на этом, закончились все мои поиски, которые я вёл более 25 лет. Сколько всего я узнал за это время! С какими замечательными людьми мне пришлось общаться и встречаться!

Теперь мой долг – всё это увековечить. После рукописной печати «Родословной», я начал печатать на пишущей машинке «Жизнь в письмах». Напечатал около трёхсот страниц в 3 экземплярах. Но машинка стала барахлить, а у меня мало было свободного времени. Поэтому я на несколько лет прекратил эту работу.


  *   *   *

Город Харьков.
Грачёва М.Н..
(Нина)

Здравствуйте, Володя и Людмила!
… У Марии Николаевны со здоровьем в пределах возраста. Ведь ей 86 лет, болит часто голова, повышенное давление. Часто ходим на кладбище. Там всё в порядке.
Жизнь у нас тяжёлая, как и у всех СНГ-овцев. Вот так и живём.

Про друзей д. Миши ничего не знаем, т.к. живём в «своём замкнутом круге»…

До свидания. М.Н.  С уважением Нина.

18. 8. 97 г.

     *   *   *

Город Харьков.
Грачёва М.Н..
(Нина)

Уважаемый Владимир и Людмила, здравствуйте!
… Я хочу Вам сообщить, что бы вы написали М.Н. (а я её убедила). Она не может успокоиться, что д. Миши награды, не будут «определены» при её жизни куда-нибудь (в музей или куда-то ещё). Но все мои старания тщетны, т.к. ясно ответили – «пусть ваша бабка оставит внукам, племянникам на память о Вашем дяде». Но она этого не хочет, или не понимает, что мы живём в другом мире. Общество старое всё разрушено. Никто ни кому не нужен, тем более какие-то старые ценности, заветы. Жизнь на Украине очень тяжёлая. Пенсии участникам войны задерживают на 2-3 месяца, а что говорить о других пенсионерах…

Здоровье М.Н. в пределах возраста (87-й год). На кладбище не ходим, погода сырая. Да и ходить туда, одно расстройство, это не театр…

Напишите ей по-умному письмо, а то её капризы старческие выводят. Но у меня на всё есть терпение и разум.

Из ветеранов никто не пишет и никто не знает, кто где.

С приветом к Вам  Мария Николаевна, Нина.

15. 12. 97 г.

Примечание: Я написал им письмо, чтобы они обратились, по поводу сохранности наград Михаила Ивановича Грачёва, в Чкаловскую школу к Подопригора И.А., чтобы награды были взяты на сохранность в музей боевой славы. Чем всё это закончится, я не знаю. Возможно, что уже нет в живых Ивана Афанасьевича, а может нет уже и музея боевой славы. Кто знает?  Я не располагаю сейчас никакой информацией о ком-либо, или о чём-либо.

Мы дожили до того, что всё, что было достигнуто нашим народом, всё ценное для людей и страны – развалено, перечёркнуто, оплёвано. Вот до чего мы дожили. Хорошо, что многие ветераны не дожили до этих чёрных дней: разгул воровства, грабежей, бандитизма…

Хорошо, что пожилые люди ещё не очерствели  душой. Для нормальных людей все эти негативные проявления – противоестественны…


  *   *   *

Город Харьков.
Грачёва М.Н..
(Нина)

Добрый день! Здравствуйте, Владимир Викт. и Люда!...
… На Пасху и проводы, ходили на кладбище. Убрались, цветы поставили.
Жизнь идёт своим чередом. Очень тяжело, как у Вас, так и у нас. Пенсию за март ещё не давали, и когда дадут – неизвестно…

Если бы жив был д. Миша, то в Шевченково на День Победы съездил бы, вспомнил однополчан. Жалко, что его нет в живых (она мне диктует, а я пишу). Вы пишите, что никто не пишет Вам. И ей тоже никто не пишет. Жизнь сложная, да и люди очерствели…

Ей уже 87 лет, очень часто болит голова, высокое давление.
Пишите. Пока. До свидания.  Мария Николаевна, Нина.

5. 5. 98 г.

*   *   *

Город Гомель.
Кузнецова А.Д..

Володя! Письмо Ваше прочла. Пишу кратко.
Завтра позвоню в Б.Церковь Александре Николаевне. Всё уточню и напишу про интересующих вас ветеранов.

У меня сейчас дома всё нормально. Не писала, т.к. после смерти Льва Андреевича, очень болела. Лежала часто в Минске в госпитале. Теперь лучше. Даже зиму работала, а летом на даче…

Напишу всё подробно в следующем письме, обо всех наших ветеранах.

Большое спасибо, что не забываете, помните и чтите так своего отца. Я тоже, как и вы, посвятила более 25 лет. Но сейчас уже сильно сдала, после того, как произошли такие резкие перемены в нашей жизни. Но, вроде бы, самое трудное пережила. Нужно привыкать к новой жизни, а мне уже 70 лет. Адаптация проходит трудно…

С глубоким уважением  / Августина Дм. /

1. 12. 98 г.

  *   *   *

Город Харьков.
Грачёва М.Н..
(Нина)

Добрый день! Здравствуйте, Володя и Люда!
… Живём в трудное время, как и все, но хочется знать о здоровье самых близких друзей, которых совсем не осталось.

… Здоровье у т. Маруси в пределах возраста. Ей уже 90-й год доходит.
Так хотелось встретиться, может, приедете в 2000 г. на могилу отца в Шевченково.

Пишите, хоть не часто, но по возможности.
До свидания. С уваж. к Вам  М.Н. и Нина.

12. 1. 2000 г.

     *   *   *

Город Харьков.
Грачёва М.Н..
(Нина)

Добрый день!
… Большое Вам спасибо, что вы нас не забываете. Живём потихоньку, как и все. Все живут сейчас трудно, вернее, не живут, а существуют. Живём в впотьмах, 4 раза в сутки по 2-2,5 часа отключают свет. Россия не хочет нам давать эл. энергию из-за больших наших долгов, а народ страдает…

По телевизору и в газетах, говорят и пишут, что сейчас голодомор – 2000 года, хлеще, чем в 1933 г. был. Смертность в 2 раза превышает рождаемость…

Надо крепиться, что будет, то будет…

Володя, если бы было, как раньше, вы бы поехали на встречу с ветеранами, и ко мне заехали. Посетили бы могилу отца, который отдал жизнь за этот беспорядок. Большой привет Сергею…

С уваж. к вам   Мария Н., Нина (Пишу под диктовку).
… До конца моей жизни, вы у меня будете в памяти. Я вас никогда не забуду, останетесь в хороших воспоминаниях.  М.Н..

12. 4. 2000 г.

   *   *   *

Город Гомель.
Кузнецова А.Д..

Глубокоуважаемый Володя!
Поздравляем вас с 55-летием Победы в ВОВ 1941 – 45 г.г..

Будьте здоровы, счастливы. Долгих лет жизни, мира на земле, успехов в делах. Больше радости и удачи во всех делах.

Я очень часто болею… Скоро оперировать надо. Перенесла уже две операции. Как вы живёте? Как здоровье? Что нового?

Кузнецова А.Д.

13. 4. 2000 г.

  *   *   *
Город Харьков.
Грачёва М.Н..
(Нина)

Добрый день! Здравствуйте, Володя и Людмила!
Ещё раз поздравляю Вас с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым!

Может в Новом Году, что-то изменится и жизнь у нас немного наладится. (Так моей бабке кажется, а ей уже за 90 лет. Поймите меня правильно – Нина.)

Цены каждый день «растут». Нет газа, тепла, воды, света. Зато «независимые», только не знаем, кто от кого? Хорошо, что у нас на дворе «плюсовая» температура, а то бы замерзали.

Володя, напиши хоть пару строк ей. Вы меня должны понять. Одни воспоминания остались, а жизнь продолжается.

Ну, пока. Всё. С уважением к Вам  Мария Николаевна, Нина.

12. 12. 2000 г.

   *   *   *

Город Харьков.
Грачёва М.Н..
(Нина)

Добрый день! Володя, Людмила, здравствуйте!
Получили от Вас письмо, но с ответом задержались, за которое большое спасибо.

Спасибо, что вы не забываете нас. Живём по старому. Ничего хорошего в жизни нет и улучшения не ждём, т.к. «власть» о нас плохо заботится. А годы идут, и здоровье не блещет (ей уже 90 лет).

Погода была очень холодная, до -20;. В квартирах не было тепла и газа, как в Приморье у вас в России…

Цены ежедневно на всё повышают. Продуктов очень много, но цены недоступны пенсионерам. Вот так и живём. Не живём, а существуем. Не голодаем, но есть люди, которые живут хуже нас. Не надо бога гневить.

Здоровье у М.Н. в пределах возраста. В связи с плохой погодой, на кладбище не ходим, не можем посетить близких дорогих людей.

Нам тоже из ветеранов никто не пишет. Наверное, ушли из жизни, не видя этого «бардака». За что проливали кровь, отдавали свою жизнь?

Вся моя жизнь (М.Н.) проходит в воспоминаниях всех моих близких, родных и знакомых. Молюсь только богу, горит лампада утром и вечером. (Это с её слов пишу. Слава богу, что всю жизнь прожила без нужды.)

Ну, пока всё, заканчиваю. Иногда пишите. Очень, очень рада получить весточку от вас. Привет Серёже.

С уважением и благодарностью М.Н., Нина.

1. 2. 2001 г.

     *   *   *
Город Харьков.
Грачёва М.Н..
(Нина)

Добрый день! Володя, Люда, здравствуйте!
Большое Вам спасибо, что вы нас не забываете.

… В каких условиях живёт Украина, вы всё видите по телевизору – одни «разборки за власть», а пенсионеры им не нужны. Так мы и существуем. Прошлое всё забыто, как будь-то бы, и не было войны, и защитников не было…

Хорошо, что вы переписываетесь с Любарцевой из Троицкого. Может они, 9 мая, сходят на могилу и напишут об этом.

Нам тоже никто не пишет, кроме Вас…
Поздравляем Вас с юбилеем. Желаем крепкого здоровья, долгих лет жизни, успехов во всех делах.

Ваш Путин беспокоится о пенсионерах, так что Вам будет легче. Но на Украине, может лет через 20-30 наладится, только не при нашей жизни.

Большой привет Серёже и Вале Степановой. Будьте здоровы. До свидания.

Пишите. С ув.  М.Н., Нина.

15. 4. 2001 г.

  *   *   *

Город Харьков.
Грачёва М.Н..
(Нина)

Добрый день! Володя и Люда, здравствуйте!
… Украина превратилась в бедное государство, люди бедствуют. Пенсии – 117 гривен (максимум), в переводе на рубли – 585 руб.

Володя, никто мне не пишет, кроме тебя…

Я часто вспоминаю, когда вы все встречались, и ездили в Шевченково. Были все молодые и дружные. Но это было так давно. Многие ушли из жизни, а другие, как Гринберг, уехали за границу, в Америку, на лучшую оставшуюся жизнь.

Володя, мы рады вашим письмам. Читаем их по несколько раз. Спасибо Вам, что вы её не забываете, и отвечаете на письма. Пишите изредка…

Нас с вами объединяет одно: воспоминания о наших дорогих и близких родных. Ещё раз за всё спасибо.

С благодарностью к Вам  Мария Николаевна и Нина.

1. 10. 2001 г.

      *   *   *

Город Харьков.
Грачёва М.Н..
(ул. Кашубы,3.кв.34.
Яковенко
Любовь Андреевна)

Привет из Харькова!
Здравствуйте, дорогие Володя и Людмила!

… Сообщаю, что все ваши письма, поздравления, открытки получала с большим опозданием. Из них я узнала о вашей жизни. А теперь опишу о своей жизни.

Нина за мной уже давно не ухаживает. Письма, которые вы присылали, мне не давала. Я даже не знала об их существовании. Я почти не хожу ногами. За мной сейчас ухаживает Алла. Я на неё оформила опекунство. Но все они, как и Нина – аферисты. Хотят моей скорой смерти. В хате всё забрали хорошее, осталось то, что нельзя вынести.

Плохо вижу, плохо слышу. Холодно мне. Кормят неважно на мою пенсию. Вот только моего Вадика подруга Люба, сочувствует мне. Это она нашла случайно на буфете в кухне ваши письма. Поэтому пишите все письма на её адрес. Она мне будет потом читать.

Новости. Мария Нехода живёт в Харькове. Работает по восстановлению военных памятников. Обещала приехать в гости. Хочет увидеть вас, поговорить обо всём. Может когда-нибудь и встретимся, когда у вас будет время.

Пишите письма. Так хочется хоть в них поделиться горем…

Пишите на адрес: г. Харьков, 34, ул. Кашубы, 3, кв. 34. Украина, 61034. Яковенко Любовь Андреевне.

Гринберг живёт в Америке. Жду с нетерпением ответа, чтобы знать, что вы получили моё письмо.

7. 10. 2002 г.

Примечание: Вот так сложилась жизнь Марии Николаевны. Осталась одна в таком возрасте, больная, никому не нужная. Возможно, что у неё что-то стало с памятью. Потому что Нина мои письма читала ей и отвечала на них.

Да, жизнь многих старых людей, заканчивается очень плачевно. Особенно в настоящее время, когда нет никаких духовных ценностей. Больше всех, из людей преклонного возраста, страдают  те, у кого нет рядом кровных родных людей.

Жизнь таких людей, в основном, зависит от государства. От него же зависит и сам быт народа, его психология, нравственность. В данную эпоху «перестройки» народ брошен государствами на самовыживание. А как выжить больным и беспомощным одиноким старым людям? Раньше такого не было. Такова наша действительность.

От Марии Николаевны я больше ответа не получил.  Не отвечала и Яковенко Люба. Что там случилось? …

                *   *   *

Село Троицкое.
Андриенкова В..
 (Телеграмма)

Поздравляем с Днём Победы! Желаем счастья, успехов.
Вера Федосеевна – умерла.

Вера, Галя и наша семья.

6. 5. 2005г.

Примечание: Вот такие вести приходится получать в последние годы. Люди, которые видели Великую Отечественную войну своими глазами, уходят один за другим из жизни. Правду о войне и о послевоенном времени они рассказывали мне в своих письмах. Их жизнь – это и есть наша история... Это моё личное мнение.

    Мой электронный адрес для контакта:  vladimir_sokolov_41@mail.ru

                (Книга "Жизнь в письмах" - Самиздат)


Рецензии