Мальчик со сломанной куклой

"Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы."
                (Николай Заболоцкий)

Знаете, я пожил на свете не мало, многое доводилось мне видеть собственными глазами, что-то я черпал из чужих рассказов, про иное же приходилось читать. Но ни одна повесть, история или же наблюдение не запало мне в душу настолько сильно, как мальчик со сломанной игрушкой. Я помню о нем вот уже многие годы.
Это был осенний, погожий день. Десятки детей бегали во дворах, под чутким присмотром своих родителей. Все кругом кричали и радовались жизни, с терпким ароматом не уходящего детства и сгорающего лета. Когда я проходил мимо одного из домов, то увидел мальчика, качавшего на качели свою куклу. Ничего, вроде, особенного, ведь другие дети делают точно также. Но стоило мне приглядеться получше, и я увидел, что кукла была некрасивая, вся сломана, разорвана, криво зашита. Улыбка превратилась в простую, опавшую нить, некогда прекрасные глаза-пуговки были разного цвета, поцарапаны и расположены не ровно, тряпичное лицо было замусолено и затерто, волосы растрепаны, передник порван, на правой ноге не было туфли, а на левой руке не хватало одного пальца. Мое потрясение не было бы таким сильным, если бы мой взор не упал следом и на одежду мальчика. Дело в том, что она была слишком опрятна, накрахмалена и отутюжена. Тогда я задумался, что заставило мальчика из обеспеченной семьи играть со старой куклой? Ведь судя по внешнему его внешнему виду достаток у родителей был немалый и они смело могли позволить купить своему сыну новую игрушку. В голове промелькнуло множество мыслей. "Быть может, это его парадная одежда. Сейчас выйдут чуть беднее одетые взрослые и они отправятся пешком, чуть прихрамывая от избытка мозолей, к кому-то на день рождение?" "Возможно это такое воспитание? Провинился - нет новым игрушкам?" "Или же кукла служит воспоминанием о каком-то счастливом или несчастном промежутке его жизни?" В тот день я не решился просить об этом мальчика и просто направился домой, тут же забыв про эту встречу и полностью погрузившись в свои "важные", взрослые дела, даже не представляя, как уже изменились мои взгляды на жизнь. На следующий день я снова встретил этого мальчика. Только он уже не качал куклу на качели, а вез её в деревянной тележке, весело играя при этом с друзьями. И так изо дня в день. Мальчик играет, а кукла всегда находится рядом с ним. Постепенно, я стал ловить себя на мысли, что все чаще думаю об этом ребенке. На 13 день, отчаявшись справиться с вопросами, я решил поинтересоваться у мальчугана, зачем ему эта кукла. Я хотел сделать это просто для того, чтобы утолить свое любопытство, и даже не мог себе представить того, что после услышал.
Пока я излагал мальчику суть вопроса, он недоверчиво смотрел на меня и сильнее прижимал куклу к себе. Когда я закончил, то он не спеша, обдумывая каждое слово сказал мне:
-Эта кукла - мой друг.
-Так она же не живая, тем более сломана. Дружить надо с людьми.
-Да? Разве она сломана? Где?
-Ну, как же. Вон, на руке пальца нет, на ноге ботинка, с лицом Бог знает что.
-А по-моему, она прекрасна ровно настолько, насколько я этого хочу. Сейчас она ничуть не хуже, чем в тот день, когда мне её подарили.
-Может тебе подарить новую?
-А Вы тоже выбрасываете своего друга, когда он перестает Вам нравится?
Такого ответа я не ожидал. Когда мне наконец удалось вновь обрести дар речи, то мальчик уже веселился, подбрасывая куклу в небо. И мне показалось, что её веревка вновь превратилась в улыбку, глаза-пуговки будто загорелись от счастья, а лицо покрылось румянцем.
Всю дорогу до дома я размышлял о том, какой силой обладает тот мальчик, раз до сих пор не бросил свою, уже старую, сломанную куклу. Я представил, сколько сил приходилось тратить ему на то, чтобы любить её как прежде. Я понял, что многим взрослым есть чему поучиться у этого маленького героя.
И вот уже много лет мне не удается избавиться от этого воспоминания. Оно греет меня изнутри, заставляя смотреть на жизнь по-другому.

5.06.16


Рецензии