Терновый венец

   В то лето мы с отцом Виктором отдыхали на море, вернее, поправляли наше отнюдь не богатырское здоровье. Каждый день перед завтраком мы спускались к побережью и поласкали свои ножки в еще прохладном море. Потом возвращались в номер, переодевались и шли завтракать. Далее бездумно слонялись по городу, обедали где – нибудь в городе, заваливались к себе спать до ужина, потом ужинали (опять же в каком – нибудь ресторанчике), гуляли до сумерек и перед сном смотрели развлекательные передачи. По воскресеньям ходили в православную церковь, которую обнаружили в несколько метрах от торгового рынка.
   С нами приехала семейная пара – Лиза и Борис Шатлановы. Лиза когда – то училась вместе с отцом Виктором в школе, и они сохранили добрые отношения. Лиза и Борис – нецерковные люди, с Православием они соприкасались, когда крестили дочь, и в Страстные субботы, когда, как и большинство наших соотечественников появлялись на церковном дворе, чтобы освятить куличи. Отец Виктор втайне надеялся, что их общение поможем им прийти к вере. Ребенка с собой они не взяли, поскольку дочке был всего год, и она осталась с родителями Лизы.
   История, о которой я хочу рассказать, произошла на второй неделе нашего пребывания у моря. День начинался как обычно. Мы с отцом Виктором встали рано, когда только начало светать, оделись и вышли из отеля.
   -Непривычно видеть вас не в рясе, отче, - сказал ему я, наблюдая за тем, как мои ноги оставляют следы на песке.
   -Мне самому непривычно, - признался священник. – Я уже настолько полюбил ее, что без нее как без кожи. В этих шортах чувствую себя как будто иду по улице в трусах.
   -Чем мы с вами сегодня займемся? – спросил я, когда мы выходили на площадь. Кафешки и ресторанчики были еще закрыты, и вокруг было непривычно тихо.
   -Предлагаю съездить в город. У меня сломались очки, хотел бы поменять. Заодно посмотрим диски, я люблю болгарскую эстраду. Вы не против?
   -Только за!
   Мы пошли вниз вдоль высотной гостиницы, уворачиваясь от встречных машин. Далее дорога делала круг и вдоль побережья можно было вернуться обратно в отель.
   -Как дела на приходе? – спрашивал я. – Прошу прощения, что давно не исповедовался и не причащался, загрузили работой, еле доползал до кровати, в выходное ну просто сил не было прийти на службу.
   -Да все боле – менее тихо, - отвечал отец Виктор. – Вчера приходили проститутка, каялась, просила прощения у Господа, говорила, что хочет оставить свое… кхм… ремесло. Знаете, Сергей, я так люблю видеть, когда человек оставляет свой греховный образ жизни и меняется. Вот говорят атеисты: «Вы, верующие, придумали Бога». Но почему же тогда человек так радикально меняется, когда по – настоящему обращается к Нему?! «Вот, мол, человек придумал богов, чтобы нравственно было на кого опереться». Ха, а вы посмотрите хотя бы, что это были за боги! Молох какой – нибудь. Я слышал и такой аргумент, что Бог христианский нравственен, потому что к тому времени и человечество в нравственном отношении приподнялось. Например, славяне дикие были – у них и боги поэтому такие кровавые. Хорошо, возьмем хананеян – соседей евреев. Уж куда выше чем евреи стояли на социальной лестнице. А напомнить, чего их боги от них требовали?
   Мы все ближе и ближе подходили к отелю.
   -И вообще, Сергей, - говорил мне отец Виктор, - я люблю читать атеистическую литературу. Не с той, конечно, целью, чтобы пропитаться их идеями, а мне просто интересно, как неверующие люди оправдывают свое неверие. Сейчас даже, например, в Петербурге в книжных магазинах отдельные полки появились для атеистов. Там выставляются образцы мирового художественного атеизма на любой возраст и вкус. Хорошо пишут, красиво. Жаль, что многие люди находят их аргументы убедительными и уже ничего не хотят слушать. Знаете, за что я радею?
   -За что же?
   -За то, чтобы в семинариях отдельным курсом преподавались основы атеизма, чтобы будущие священники были готовы к тому, что им попадутся подкованные безбожники, и чтобы они умели не робеть перед ними, а грамотно отвечать на их выпады. Что же мы за христиане такие, тем более пастыри, если не можем собственную веру защитить?!
   -Согласен, отче, я об этом как раз недавно писал в своей колонке. Сейчас очень мало образованных проповедников, способных вести дискуссию на хорошем богословском уровне. Отец Андрей Кураев, отец Константин Пархоменко из Петербурга, профессор Осипов, библеист Андрей Десницкий, отец Олег Стеняев…. Да и всё. Остальных даже вспомнить не могу.
   -Вот и я не могу.
   -Меня даже больше расстраивает другое. Ну вот, допустим, они появятся, эти самые миссионеры, а в обществе на них запроса нет. Людей больше волнует, какому святому ставить свечки от бесплодия и какие молитвы помогают для обретения мужа. И то, иногда мне кажется, что уже такие интересы – благо. Потому что в нашем якобы православном государстве очень многим людям до Православия нет никакого дела. Сейчас хоть хорошо огласительные беседы установили перед Крещением,люди хотя бы предупреждены на какой ответственный шаг они решаются. А то повенчаются, покрестят ребенка – и в следующий раз встретятся с церковью, только лежа в гробу. А хотелось бы еще при жизни…
   -Вы очень правы, Сергей. К сожалению, все это правда…
   Когда мы подходили к отелю, столовую уже открыли. Мы вошли в нее со стороны дороги. Отец Виктор положил себе каши, несколько пирожных и фрукты. Я взял блинчики, вишневую кашу и два стакана сока.
   Мы заняли угловой столик. Отсюда открывался прекрасный вид на пляж. Небо затянулось хмурыми тучами, деревья раскачивались из стороны в сторону. Купальщики спешно собирали свои лежаки и покидали побережье.
   -Сейчас ливанет, - вздохнул отец Виктор, помешивая ложкой кашу.
   -Уже капает, - доложила подошедшая Лиза.
   Она положила на стол тарелку с кашей и чашку кофе и присела рядом.
   -А где же Боря? – спросил я.
   -Мы были на пробежке, а потом отправились в кафе – выпить прохладительных напитков, - сказала Лиза. – Я, пока мы завтракали, сняла туфли и наступила в грязную лужу. Разумеется, я не могла пойти на завтрак, не помыв ногу. Поэтому, сказав мужу, чтобы он спокойно допил сок и расплачивался, я поспешила в номер принять душ. Мы договорились встретиться здесь в столовой. Только… - она посмотрела на свои наручные часы. – Что – то Боря задерживается…
   -Да вот же он! – Я первым увидел супруга Лизы через окно нашей столовой. Он шел, шатаясь, по побережью, периодически сплевывая на землю.
   -Что это с ним? – всполошилась Лиза.
   Она вскочила и бросилась ему навстречу. Мы с отцом Виктором так же выбежали из столовой. Борис, заметив нас, посинел и попытался ускорить шаг. Однако его заштормило, и он упал прямо на руки подбежавшей к нему жены.
   -Что случилось, дорогой? – спросила она.
   Муж закатывал глаза и ничего не отвечал.
   -Доктора, быстро! – рявкнул отец Виктор.
   Я бросился обратно в отель. На ресепшен сидела симпатичная девушка и зевала, глядя  в монитор компьютера.
   -Врача! – закричал я, ворвавшись в холл. – Вызовите врача!
   Через пять минут Бориса увезли. Лиза, обливаясь слезами, пытала врачей:
   -С ним все будет хорошо? Он поправится? Это не опасно?
   Врачи на ломанном русском умоляли ее успокоится. Однако Лиза только наоборот все больше и больше расшатывала свои нервы.
   -В этом кафе уже происходили отравления, на наших глазах позавчера человеку стало плохо! Ну я им  сейчас покажу!
   Она вскочила и бросилась бежать.
   -Лиза! – крикнул ей вслед я.
   -Ох, что – то сомневаюсь, чтобы человеку стало плохо от одного стаканчика сока, - покачал головой отец Виктор.
   -Так он же не только сок пил, - напомнил я. – Лиза говорила врачу, что они еще какие – то булочки заказали или пирожные какие – то.
   -Пойдемте, извинимся за нашу темпераментную знакомую, - предложил отец Виктор.
   До кафе было идти минут пять. Мы шли через торговую площадь, где нас поминутно окликали продавцы, предлагая нам всякие сувениры. Но нас они в данную минуту не интересовали.
   Когда мы подходили к кафе, Лиза на наших глазах швырнула об пол чашку и стремглав убежала.
   -Простите ради Бога нашу приятельницу, - обратился к хозяйке кафе отец Виктор. – У нее просто сдали нервы. Час назад ее супруг попал в больницу с сильнейшим отравлением.
   -Боже мой! – воскликнула Джулия, всплеснув руками. – Как же так получилось?!
   -Да вот, собственно, Лиза и пыталась в этом разобраться. Только как всегда эмоции не позволили ей трезво взглянуть на ситуацию. Он ведь в вашем кафе утром завтракал?
   -Да, они обычно с супругой каждый день после пробежки заходили к нам, чтобы пропустить по стаканчику сока и съесть какую – нибудь булочку. Вы можете не сомневаться, у нас он не мог ничем отравиться, мы отвечаем за качество, к нам привозят только самые свежие продукты.
   От другого столика ее супруг и по совместительству владелец кафе Александр крикнул:
   -Джулия, заказ!
   -Простите, мне надо бежать! – спохватилась женщина.
   -Да, да, разумеется.
   Джулия схватила поднос и скрылась в баре.
   -Я знаю это кафе, - сказал мне отец Виктор, - кстати, предлагаю здесь сегодня и отобедать. Я к тому, что здесь он не мог отравиться. Я почти в этом уверен. Так что зря Лиза накричала на Джулию.
   -Мне тоже показались эти люди очень милыми, - согласился я, оглядываясь. – Так что я полностью разделяю вашу точку зрения.
   Поскольку сегодня было особенно душно, мы решили несколько изменить наше расписание: днем поспать, а после обеда отправиться в город. Но едва моя голова коснулась подушки, как отец Виктор вырвал меня из объятий подступавшего сна:
   -Сергей, смотрите!
   Я нехотя встал с кровати и подошел к нему.
   -Что такое, отче?
   -Мне только что написала Лиза. В крови Бориса обнаружили какой – то яд. Сейчас врачи пытаются установить, насколько он сильнодействующий. Но если бы мы не вызвали «Скорую», можно было бы через три дня его уже отпевать.
   -Это где же он яду – то глотнул? – поразился я.
   -Или, может быть, ему ДАЛИ глотнуть, - отец Виктор сделал акцент на этом слове.
   -Кому же это понадобилось? – по – прежнему недоумевал я. – Мы же здесь всего вторую неделю, из знакомых у нас только те ребята из кафе, ну и пару таксистов. Всё.
   -Это у нас с вами, - мягко поправил меня отец Виктор. – А у Бориса вполне могут быть еще какие – то знакомства.
   В эту минуту в дверь несколько раз энергично постучали. Я поднялся и, зевая, пошлепал открывать.
   На пороге стоял тучный парень с бородой, но без усов и щурился на меня. У него был небольшой шрам над верхней губой.
   -Простите, Борис Шатланов не у вас? – спросил он. – А то я стучу к ним в номер, ни его, ни Лизы нет, а мы договаривались поиграть в теннис.
   -А вы что же ничего не знаете? – я пристально посмотрел на него.
   -А что такое? – напрягся мужчина.
   -Борис сейчас в больнице с сильнейшим отравлением.
   -Ай – ай – ай – ай! – запричитал парнишка. – Как же это он так.
   -Подробностей мы не знаем, - сухо сказал я. – Сами волнуемся.
   За моей спиной появился отец Виктор.
   -А вы давно знаете Бориса?
   -Да мы на корте, собственно говоря, познакомились, - простодушно ответил бородач. – На прошлой неделе еще. Они и Лиза очень приятные люди.
   -А это вас… - отец Виктор показал на его губы.
   -А это… бандитская пуля, - уклончиво ответил парнишка.
   -Знаете, Сергей, - отец Виктор едва заметным движением толкнул меня локтём в бок, - я думаю, будет невежливым, если мы просто так отпустим нашего нового знакомого, который, между прочим, до сих пор не представился, не напоив его чаем. Или вы предпочитаете что – нибудь прохладительное?
   Наш новый знакомый, представившийся Иваном Ситниковым, не стал скромничать, манерно отказываться и говорить, что у него дела. Он оказался нормальным пацаном: прошел в номер, сел в самое удобное кресло и взял самое сладкое пирожное. Отец Виктор по – моему не ожидал, что он окажется таким сластеной, потому что я успел заметить, как он по – быстрому убрал в холодильник свои самые любимые эклеры.
   -Ну что можете сказать о нашем Борисе? – спросил он, наливая сок гостю. – Характер у него не подарок.
   -Я заметил, - усмехнулся парень. – Но, знаете, в чём – то это даже хорошо. С людьми, которые не рыба, не мясо тоже скучно. Например, один мой знакомый – ну такая амеба. Я не представляю, как, например, с ним играть в теннис. Он возьмет в руки ракетку и будет полчаса рассуждать: а из чего она сделана, а зачем придумали теннис, а не слишком ли это опасно для его нежного здоровья? А потом и вовсе откажется играть, потому что что – то сегодня погода неподходящая. Неподходящая погода, Бог мой! С такими людьми я просто не могу общаться!
   Разнервничавшись, он взял себе еще одно пирожное.
   -Пожалуйста, не стесняйтесь, - подбодрил его отец Виктор.
   Он мог бы и не говорить этой фразы, потому что Ванечка явно был не из робкого десятка.
   -Жена у него красивая, - мечтательно произнес он. – Я смотрю на нее и думаю: «Ну почему такой, объективно, некрасивый пацан отхватил себе такую королеву». Ну вот вы, отче, скажите: разве они подходят друг другу?
   -Я считаю, - нахмурился священник, - что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Да, может быть чисто внешне они не подходят друг другу. Но зато между ними полная гармония. А не это ли главное?
   -Понимаете, помимо гармонии должны быть чувства друг к другу, - не согласился Иван. – Разве они у них есть?
   -А вы в этом сомневаетесь?
   -Я не сомневаюсь, мне вообще нет до этого никакого дела, - проворчал Иван. - Можно еще пирожное?
   -Неприятный тип, - сказал я, закрывая за ним дверь. – И ничего полезного нам не рассказал.
   -Не скажите, - покачал головой отец Виктор, выходя на балкон. – Кое – что он нам всё – таки сообщил.
   -Например?
   -Например, что он втайне влюблен в его жену.
   -Ну и что? Хотите сказать, что он отравил Бориса, чтобы ничто и никто не мешал предаваться страсти с Лизой?
   -По крайней мере, эта версия имеет право на существование, - задумчиво сказал отец Виктор. – Он явно пытается склонить ее к любовной связи.
   -С чего вы это решили?
   -А вот!
   Отец Виктор поманил меня на балкон. Я подошел и глянул вниз. На наших глазах развивалась любовная драма: Лиза сидела на лавочке и смотрела куда – то вдаль на побережье, а рядом с ней что – то эмоционально кричал Иван.
   -Ну ты подумай! – покачал головой я.
   -А вы говорите, ничего полезного мы не узнали, - хохотнул отец Виктор.
   -Вот бы узнать, о чем он ей там заливает.
   -А вы спуститесь, послушайте, потом мне расскажите.
   Я послушно сбежал по ступенькам и вышел через тот вход, который вел на побережье. Борис и Лиза сидели ко мне спиной и, следовательно, меня они видеть не могли. Я сел на лавочку, которая была в нескольких шагах от них. Буквально через минуту ко мне присоединился отец Виктор. Одет он был в модные джинсы, майку с изображением картины Микеланджело «Сотворение мира» и легкий спортивный пиджак.
   -Любопытство – мой главный порок, - прокомментировал ситуацию он.
   Я улыбнулся ему, и мы замерли, прислушиваясь к разговору.
   -У Бориса в крови обнаружили яд!  Твоя работа?
   -Лиза, подумай, что ты говоришь?! Неужели ты думаешь, что я мог отравить твоего мужа?!
   -После вашей вчерашней ссоры вполне можешь.
   -Ну подрались мальчишки, с кем не бывает!
   -Мальчишки! Да он тебе всю рожу расквасил! Слушай, то, что между нами когда – то было, не дает тебе право претендовать на меня.
   -Когда – то было! Ты собиралась за меня замуж!
   -И очень жалею об этом! Надо было слушать родителей, они с самого начала видели, какое ты дерьмо, какое ничтожество. Не может называться мужчиной человек, который оскорбляет девушку. Не может и всё!
   -Вспомни, как ты себя вела...
   -Это не дает тебе право опускаться до уровня скота. Мужчина должен оставаться мужчиной.
   -Лиза, я…
   -Вспомни, из – за чего мы расстались! Ты пил как свинья!
   -Я завязал, Лиза, я завязал!
   -Чего ты завязал?! Шнурки на ботинках!
   -Я пить завязал!
   -Рассказывай эти сказки своей новой «фуфайке»! Или как ты там своих нимф именуешь? У тебя же наверняка сейчас кто – то есть на примете. Бобылем не кукуешь…
   -Да уж, не жалуюсь…
   -Ну вот!
   -Лиза, я завтра же оставлю их всех, если ты скажешь, что простила меня!
   -У меня есть муж! О чем мы вообще разговариваем?!
   -Ну я могу рассчитывать хотя бы на прощальную ночь?
   -Ты что вообще вообще охренел?!
   Лиза влепила ему звонкую пощечину и сорвалась с места. Иван остался сидеть на лавочке.
   -Какой интересный пасьянс складывается, - хмыкнул отец Виктор, обернувшись на него. – Оказывается, эти двое когда – то встречались.
   -И даже хотели пожениться, - напомнил ему я.
   -Да, да. В таком случае у него есть мотив. Вон он как ненавидит Бориса. Почему бы не устранить конкурента.
   -А когда бы он успел добавить ему яд в сок? – скептически поморщился я. – Это ж надо было каким – то образом его отвлечь.
   -Во – первых, мы не знаем, что это был за яд. Может быть, он медленно действует, и Иван отравил Бориса еще вчера во время игры в теннис. А во – вторых, с чего вы взяли, что яд был именно в соке? Было бы большой ошибкой упираться только в эту версию.
   В это время Иван встал и, сплюнув себе под ноги, зашагал вдоль по площади.
   -Полагаю, мы совершим не меньшую ошибку, если прямо сейчас не проследуем вслед за ним, - сказал отец Виктор, резко поднимаясь на ноги.
   Иван шел, не оглядываясь, погруженный в свои, явно, невеселые размышления. Он двигался в сторону автобусной остановки.
   -Когда у нас там транспорт по расписанию приходит? – сверился с часами отец Виктор.
   -Ровно через пять минут, - подсказал ему я.
   И действительно, когда мы подходили к остановке, к ней уже подъезжал автобус. Мы специально вошли через заднюю дверь, чтобы не мозолить глаза Ивану. Тот сел у окна и отгородился от внешнего мира наушниками.
   -Интересно, куда он едет? – полюбопытствовал я.
   -Скоро узнаем, - рассудительно ответил отец Виктор.
   Автобус быстро покидал побережье и въезжал в город. За окном замелькали магазинчики, видео и аудио салончики, ресторанчики. Иван вышел в центре. Мы повторили его маневр.
   -Куда он теперь?
   -А вот куда! – отец Виктор указал рукой на вывеску над входом, куда только что вошел Иван.
   Вывеска гласила: «Горячие кошечки. Расслабим недорого».
   -Вам всё понятно? – повернулся ко мне священник.
   -Более чем, - против воли улыбнулся я. – Комментарии излишни.
   -Полагаю, нам можно больше за ним не следить, - сказал отец Виктор. – Если только вы не хотите заглянуть пообщаться с горячими кошечками.
   -Боже избавь!
   Мы, как и планировали зашли в отдел дисков, чтобы что – нибудь прикупить. Однако, как это часто бывает – мечтаешь приобрести новые интересные фильмы или аудиодиски, а в результате уходишь практически ни с чем. Правда отец Виктор приобрел себе диск какого – то болгарского исполнителя Веселина Маринова, но больше ничего интересного мы в этом магазине не нашли.
   -М – да, - рассуждал священник, когда мы шли по оживленной улице города, - оказывается, у нашей Лизы такое интересное прошлое. Вот как Господь иногда любит пошутить – кто бы мог подумать, что эти двое, некогда любивших друг друга людей, вот так встретятся за несколько километров от Москвы.  А небось в России Лиза сделала всё, чтобы этого Ивана никогда не видеть: сожгла всего его фотографии, выбросила все подарки. А вот поди ж ты!
   -Вы думаете, он всё – таки имеет отношение к этой истории? Он мог отравить Бориса?
   -И, да и нет, не знаю. Надо будет у Лизы спросить, где Борис ел последний раз, кроме нашей столовой, и что он ел. Они вчера вроде вечером ужинали у Джулии. За Джулию я спокоен. Значит, ее можно исключить. Может быть, купили что – то в номер перекусить…
   -И там яд оказался?!
   -В наше время ничему нельзя удивляться!
   Лиза была у себя в номере. Бледная расстроенная она лежала на кровати и смотрела на планшете какой – то американский сериал. Отец Виктор кашлянул, чтобы привлечь к себе ее внимание.
   -Мы зашли узнать, как там Борис. Ему лучше?
   -Жить будет, - грустно сказала Лиза. – Но я до сих не могу понять, как так могло получиться. Где он яд – то взял?
   -А где и что вы еще ели, помимо кафе? – спросил отец Виктор. – Ведь Борис явно скушал что – то, чего не ела ты, раз отравился только он.
   -Так, - начала припоминал Лиза. – Мы вчера были на базаре, ну на площади то – есть и покупали фрукты.
   -У кого вы покупали фрукты?
   -А там мужичок такой с усиками, знаете?
   -Знаем, - хором ответили мы.
   -Надо будет навестить этого мужичка, - сказал мне отец Виктор. – Возьмем у него на пробу немного яблок, например, проверим их на нитратотесторе и не только, у меня есть специальный наборчик для проверки качества продуктов, с некоторых пор вожу его с собой в командировки после одного случая. Если окажется, что это он некачественным товаром торгует, вызовем полицию.
   Мы спустились и вышли на дорогу. В животе у меня предательски заурчало.
   -Пообедать бы, - сказал я отцу Виктору.
   -Можно, - кивнул он. – Пойдемте к Джулии как раз.
   У Джулии оказались заняты практически все столики. Но нам посчастливилось занять один на самом проходе. Нам подали меню. Мы заказали себе томатный суп и шашлык. Отец Виктор оперся на руку и задремал, а я читал статью в Интернете.
   Наше внимание привлек вбежавший в трактир человечек с трясущимися руками. Он поискал глазами Джулию и, когда увидел, стал нервно подзывать ее к себе.
   -Что тебе, Рикардо? – устало вздохнула она, подходя к нему. – У меня клиенты.
   -Какие?!... – закричал было Рикардо, но Джулия жестом заставила его говорить потише- Какие клиенты?! У меня только что человек отравился!
   Мы с отцом Виктором навострили уши.
   -Кто у тебя отравился?
   -Какой – то русский. Заказал греческий салат. Съел, побледнел, его рвать начало. Закричал, что не чувствует, что он ест – горячее или холодное. Потом начал падать. Я вызвал «Скорую».
   -Здесь у нас уже тоже один русский отравился, - тихо сказала Джулия. – Из отеля напротив. Случайно не у тебя харчился?
   -Джулия, побойся Бога! Ты хочешь сказать, что у меня некачественные продукты в ход идут?
   -Я ничего не хочу сказать, но, вспомни, что у тебя уже были подобные случаи в твоем кафе. Согласись, это наводит на определенные мысли…
   -Знаешь что!
   Рикардо вылетел из трактира, едва на сбив с ног официанта с подносом. Отец Виктор посмотрел ему вслед.
   -Очень интересно! Второе отравление за день. И симптомы похожие. Случайно не знаете, где находится кафе этого Рикардо?
   -На побережье, - ответил я.
   -Давайте – ка заглянем к нему сегодня.
   Насытившись, мы вышли из трактира и спустились на побережье. Бледный Рикардо, по цвету вполне сравнившийся с отравленным Борисом, носился между столами, обслуживая посетителей.
   -Вы к нам? – спросил он нас.
   -Работайте, работайте, - замахал руками отец Виктор. – Мы уже поели, просто зашли посмотреть, как у вас дела идут.
   -А чего смотреть – то? – пожал плечами Рикардо. – Работаем как все остальные.
   -Говорят, у вас сегодня человек отравился, - отец Виктор постарался вложить в свою фразу максимум сочувствия.
   Рикардо нервно взглянул на него:
   -Откуда вы знаете?
   -Вы очень громко рассказывали о своих неприятностях, - развел руками отец Виктор. – Вы не волнуйтесь, просто у нас сегодня уже отравился наш близкий друг, и мы пытаемся разобраться где и отчего это могло произойти. Вы видели этого человека?
   Отец Виктор показал ему фотографию, на которой были запечатлены он, я, Лиза, Борис и несколько наших прихожан на дне рождения Бориса. Рикардо внимательно вгляделся в лицо Бориса.
   -Я видел его на пляже, - наконец сказал он, - но ни разу он у нас не обедал.
   -Понятно, - отец Виктор убрал снимок в карман пиджака. – А кто тот человек, что отравился?
   -Он из вашей гостиницы. Темненький такой, у него шрам на щеке.
   -Я его знаю, - повернулся я к отцу Виктору. – Я вам его покажу.
   -Он у меня спрашивал, не сдается ли здесь дом, - сказал вдруг Рикардо.
   -Что он у вас спрашивал? – прищурился отец Виктор.
   -Этот молодой человек, как его…
   -Борис.
   -Этот молодой человек Борис спрашивал у многих на побережье, в том числе и у меня, можно ли здесь где – то поблизости снять домик на лето.
   -И что вы ему сказали?
   -Я посоветовал ему обратиться к Клаудии. Это как раз сегодня было. Он прямо от меня к ней и пошёл.
   -А где живет Клаудиа? – с некоторым раздражением спросил отец Виктор.
   -Выйдете на дорогу и идите до конца, угловой дом с красной черепичной крышей.
   -Благодарю вас.
   Мы по ступенькам поднялись наверх и зашагали по раскалённому асфальту.
   -Поспать сегодня явно не удастся, - вздохнул я.
   -А вообще интересно получается, - заметил отец Виктор. – Значит, Борис хотел снять здесь домик. Странно, ни он, ни Лиза мне об этом ничего не говорили. Хм, если он находится в конце улицы, значит он оттуда и возвращался к нам в столовую. Может быть, ему там что – нибудь налили или чем – нибудь таким угостили, что ему стало плохо…
   -Пока что в этой истории вообще ничего не понятно, - справедливости ради заметил я. – У Лизы здесь ее бывший молодой человек, почти даже уже жених, как я понял, с которым они когда – то поссорились, но он очень хочет ее вернуть. У него прямой мотив отравить Бориса. Но доказательств пока никаких.
   -Посмотрим, может быть они появятся. Так, вот вроде бы этот дом…
   Отец Виктор остановился перед небольшим уютным одноэтажным сооружением с красной черепичной крышей. Он был в ряду небольших подобных ему домиков, стройными рядами тянущихся вдоль дороги, а за ними росли широкие и длинные деревья. Если смотреть с дороги вниз, то открывался прекрасный вид на пляж, на который можно было попасть, спустившись по просторной лестнице.
   -Хозяюшка! – крикнул от ворот отец Виктор. – Поговорить бы, а?
   Хлопнула дверь, и на пороге возникла дородная женщина с лохматой головой.
   -Вы кто?
   -Здравствуйте! – поклонился ей протоиерей. – Говорят, вы домик сдаете?
   -Опоздали! – даже с каким – то удовольствием развела руками владелица дома. – Сдала уже.
   -Ой, как жаль, как жаль! – запричитал отец Виктор. – Нам очень – очень ваш домик приглянулся. А может вы нам скажете, кому, мы попробуем сами с ним договориться?
   -Вот он придет в конце недели мне аванс принести, вот тогда и договаривайтесь, - хмыкнула тетка.
   -Случайно не этот мужчина? – священник продемонстрировал ей фотографию Бориса.
   Женщина изменилась в лице.
   -Так, а ну пошли оба отсюда, а то я сейчас собаку спущу! – рявкнула она.
   Словно в подтверждение ее слов из будки за углом дома раздался грозный лай.
   -Да вы не нервничайте так, не нервничайте! – увещевал ее отец Виктор. – Мы сейчас уйдем. Только хочу напоследок кое – что у вас узнать. Дело в том, что этот человек, который к вам сегодня приходил, он попал в больницу с острым отравлением. Мы пытаемся восстановить события сегодняшнего утра. Что он делал, где был. Помогите нам, пожалуйста.
   -Господи, какой ужас! – перекрестилась женщина. – Что бы вы хотели узнать?
   -Во сколько  он приходил к вам?
   -В семь.
   -А ушел от вас?
   -Около семи двадцати.
   -Всё сходится, - тихо сказал мне отец Виктор. – Как раз ему отсюда идти минут семь. Значит, он из кафе на побережье пошел слоняться по пляжу, спрашивать, где можно снять домик, узнал у Рикардо про этот и пришел сюда.
   -Похоже, что так, - кивнул я.
   -Он был один? – задал новый вопрос отец Виктор.
   -И да и нет, - дала неопределенный ответ женщина.
   -Как это?
   -Ну пришел он один, но у ворот всё время крутился какой – то парень. Когда ваш знакомый вышел от меня, он напал на него, и они подрались.
   -Подрались?! – поднял брови отец Виктор.
   -Подрались, - подтвердила женщина.
   -А что было потом?
   -Потом нападавший, которому досталось как следует, убежал, а ваш знакомый отправился на побережье.
   -Вот как, - покачал головой отец Виктор. – Всё интереснее и интереснее… Вы можете описать этого драчуна?
   -Ну он такой… Полноватый, в зеленой майке, с бородой, такая знаете, когда усов нет, а только ободок вокруг лица.
   -Вы уже поняли, кто это был? – повернулся ко мне отец Виктор.
   -Да уж, всё ясно как белый день, - ухмыльнулся я.
   -Спасибо, что уделили нам время! – обратился к женщине отец Виктор. – Можете не тревожить собаку!
   Мы отошли от дома на безопасное расстояние.
   -Что будем делать? – спросил я, глядя, как в море плещутся волны.
   -Думаю, пришло время поговорить с главным участником этой истории – Борисом, - сказал отец Виктор. – Но сначала нужно узнать, как он себя чувствует.
   Он вытащил айфон и набрал номер Лизы.
   -Лиза, как там наш Борис? Что – нибудь известно?
   Я стоял рядом и слушал их разговор. Когда отец Виктор отсоединился, я спросил у него:
   -Ну что?
   -Завтра утром его выпишут из больницы.
   -Но ему лучше?
   -Врачи говорят, да.
   -Значит, до завтра мы ничего не предпринимаем?
   -Получается так.
   По ступенькам мы спустились к побережью, полюбовались неспокойным морем и уже хотели вернуться в номер и подремать до ужина, но потом передумали и решили отдохнуть прямо на берегу. Благо раскладные стульчики оказались под рукой. Мы сидели лицом к морю, надев солнечные очки, хотя особой необходимости в этом не было, поскольку солнце уже было не такое палящее.
   Я дремал, а отец Виктор о чём – то напряжённо думал.  На тот момент я не знал, о чем были тогда его размышления, но потом он мне рассказал, что вспоминал об Алине. Недавно эта девушка вновь появилась в его жизни (с ней было связано одно из последних дел, которое расследовал отец Виктор). Они когда – то встречались. У отца Виктора в кабинете на столе стояла в рамке фотография с его дня рождения, где они стояли в обнимку – единственный сохранившийся их совместный снимок.
   Отец Виктор встречался с ней всего четыре месяца с небольшим. Летом у нее была сессия, он приходил поддержать ее, даже бывал у нее в гостях. Он с самого начала понимал, что они слишком разные люди, но ему хотелось верить, что со временем они сумеют преодолеть все разногласия и недоумения. Однако жизнь развела их. Алина была в чём – то очень похожа на Лизу – в нее тоже были очень влюблены двое мужчин: отец Виктор и еще один человек. Повезло не Бусько. Правда потом Алина вышла замуж за совсем другого человека. Умом протоиерей понимал, что Господь уберег его от проживания с очень своенравной девушкой, но сердцем до сих пор не мог примириться, что они не вместе… Тем не менее, он невероятно любил свою жену и каждый день благодарил Бога за то, что встретил ее. Вот такой он противоречивый человек, мой друг.
   Поужинать мы отправились к Джулии. Лиза присоединилась к нам. Она выглядела несколько посвежевшей и отдохнувшей. Неудивительно, ведь большую половину дня, вернувшись из больницы от мужа, она провела во сне.
   Сделав заказ и отложив в сторону меню (которое тут же прикарманил официант), отец Виктор сказал ей:
   -Сегодня на пляже произошло еще одно отравление.
   Лиза в ужасе взглянула на него:
   -Что вы говорите, отец!
   -Да, какой – то русский в кафе, видимо, что – то не то съел, и его отвезли в больницу. Симптоматика схожа с тем, что произошло с Борисом.
   -Какой ужас! – покачала головой Лиза.
   -Лиз, а ты знала, что Борис хотел снять домик на побережье?
   -Что? – нахмурилась девушка. – Какой еще домик?
   Отец Виктор в двух словах рассказал ей о том, что нам удалось узнать.
   -Он мне об этом ничего не говорил, - расстроилась девушка. – Зачем это ему понадобился домик?
   -Ну, наверное, он собирался сделать тебе сюрприз, - успокоил Лизу отец Виктор. – Не паникуй раньше времени.
   -Я завтра же обязательно у него узнаю, зачем это ему домик понадобился, - угрожающе пообещала Лиза. – У него в кармане я нашла фотографии, и я буду очень благодарна, если вы объясните мне, что всё это значит.
   Она положила на стол несколько снимков. Мы с отцом Виктором вгляделись в них. На всех снимках была запечатлена одна и та же целующаяся пара.
   -Он что у тебя папарацци? – спросил я, вглядываясь в фотографии.
   -Да уж, снимки явно любительского качества, - кивнул отец Виктор. – Смотрите, тут номер дома запечатлён, в который они входили. Да ведь это же дом рядом с тем, который твой муж собирался снять.
   -Я ничего не понимаю! – взвилась Лиза. – Какие – то фотографии! Какие – то люди! Какой – то дом! Что здесь вообще происходит?!
   -Не нервничай, - посоветовал ей отец Виктор. – Пойдёмте к этому дому и во всём разберёмся.
   Хозяйка злобной собаки не поверила своим глазам, когда вновь увидела нас, на этот раз в сопровождении симпатичной девушки.
   -Пинчи, пинчи! – заголосила она. Из будки тут же раздался оглушительный лай.
   -Женщина, возьмите себя в руки! – крикнул ей отец Виктор. – Мы к вашим соседям! Они дома?
   -Дома, дома!
   Дверь распахнулась, и из избушки, которая была запечатлена на снимках, появилась молодая семейная пара. Я сверился с фотографиями – именно они и были сняты.
   -Вы к нам? – спросил парень, поправляя шорты.
   Небо располосовала молния.
   -Если позволите, мы бы зашли, - сказал отец Виктор. – Вы не волнуйтесь, мы просто хотели кое – что у вас узнать. Можно?
   Молодые люди переглянулись.
   -Ну, пожалуйста…
   Мы взошли по ступенькам под аккомпанемент грома, который буквально раздирал небо изнутри, грохоча так, что подрагивали крышки на мусорных баках по обеим сторонам улицы.
   Владельцы дома оказались очень воспитанными и гостеприимными людьми. Не особо спрашивая нашего согласия, они налили нам чай и предложили печенье.
   -Спасибо, очень вкусно, - оценил отец Виктор, прихлебывая из чашки. – Видите ли, так получилось, что один наш знакомый сегодня попал в больницу с сильнейшим отравлением. Если бы это было просто пищевое отравление, то и вопросов бы особых не возникло – ну мало ли в конце концов где человек мог съесть некачественную еду. Но проблема в том, что в его крови был обнаружен яд. И поэтому мы пытаемся разобраться, где его могли отравить, а для этого нужно восстановить события сегодняшнего утра, когда и произошел этот прискорбный инцидент. Вам знаком этот человек?
   Он вытащил фотографию, на которой был изображен Борис и показал ее хозяевам дома. Они были русскими, эмигрантами, их звали Надежда и Захар. Одного взгляда на снимок им хватило, чтобы узнать его.
   -Конечно, знаем! – воскликнули они. – Ох, Борис, дай Бог ему здоровья!
   -А что такое? – насторожилась Лиза.
   Надежда и Захар переглянулись.
   -Ты будешь рассказывать или я? – спросила она.
   -Давай ты, - велел муж, - у тебя лучше получается.
   -Хорошо. Понимаете, наши родители были против того, чтобы мы встречались. Наша семья переехала сюда в девяностые, я была совсем маленькой. Мои родители хотели, чтобы я нашла себе иностранца, ну, разумеется, мотивы у них были такие, чтобы мы закрепились в чужой стране, породнились, наши дети остались здесь жить. А я полюбила Захара, он тоже эмигрант. Он зарабатывает меньше, чем я, но мы любим друг друга, и я ни в коем случае не могу назвать его альфонсом…
   -Все это очень мило, - сухо сказала Лиза, перебив ее, - но я не понимаю, причем здесь мой муж?
   -Однажды, гуляя по набережной, мы встретили Бориса и попросили его сделать нам фотографии. Он любезно согласился. В это время мне стало нехорошо, и он довез нас на своей машине.
   -На машине? – поднял брови я.
   -Мы арендовали на время бюджетный «Форд», - быстро пояснила Лиза.
   -Родители, конечно, как увидели нас стали ругаться, да еще и на Бориса вашего наехали, мол, сомнительные дружки у вас. Без обид, но Борис правда выглядит как хиппи, хотя внутри очень милый и добрый человечек.
   -Что правда, то правда, - кивнул отец Виктор.
   -Но он сказал, что ищет здесь дом, как раз вот этот, соседний, - Надежда указала рукой в сторону жилища вредной тетки с собакой, - а нас он просто подвез. Но перед уходом он рассказал моим родителям историю вашего, Лиза, с ним знакомства. Как вы встречались в парке, катались на карусели, сидели у памятника, у которого потом ваш малыш катался на зеленой машинке, и ели мороженое, как бродили по Измайловскому лесу и узнавали друг друга.
   -Козел! – возмутилась Лиза. – Вот трепло – то!
   -Не сердитесь на него! – примирительно сказала Надежда. – Мою маму так пронял его рассказ, что, когда Борис ушел, она сказала нам, что мы можем встречаться.
   -Что ж, - вздохнул отец Виктор. – Лично мне всё понятно.
   Выйдя из дома, мы попрощались с Лизой, она отправилась в гостиную, а мы спустились на набережную.
   -Итак, что мы имеем на сегодня? – рассуждал отец Виктор. – Борис утром, когда Лиза оставила его, узнал у Рикардо, где можно снять домик и направился сюда. По пути он подвез эту семью. Поговорив с хозяйкой, он, очевидно, спустился на набережную, по времени как раз всё сходится. Когда же он тогда отравиться – то успел?
   -Пока что главным подозреваемым остается Иван, - заметил я. – Мотив отравить Бориса был только у него.
   -Жаль, мы не знаем, где он живет, - вздохнул отец Виктор. – Ну ладно, узнаем у Лизы завтра утром.
   За ужином мы предпочли не говорить ни о каких делах. Тем более что уж больно вкусную мясную нарезку нам подали. Ещё немного погуляв перед сном мы вернулись к себе в номер. Этой ночью мы оба спали, как говорится, без задних ног, потому что очень утомились за прошедший день.
   Утром за завтраком счастливая и довольная Лиза сообщила, что через пятнадцать минут едет встречать Бориса из больницы.
   -Слава Богу! – перекрестился отец Виктор.
   И в эту минуту за окном мимо нас пронеслась стайка санитаров.
   -Что такое? – поднял брови отец Виктор. – Очередное отравление?
   И точно – со стороны пляжа уже несли человека, который корчился и поминутно кашлял. Периодически его мутило.
   -Да что ж такое происходит – то! – в сердцах воскликнула Лиза.
   Мы с отцом Виктором вышли на побережье. Дул сильный ветер.  Отдыхающие, напуганные происшествием, спешно покидали пляж. К тому же погода не располагала купаться.
   -Давайте осмотрим побережье, - предложил отец Виктор.
   -Зачем? – не понял я.
   -Обратите внимание – все трое отравились здесь на пляже.
   -Точно! – воскликнул я.
   -Что – то потеряли, молодые люди? – со стороны моря к нам шёл спасатель. Очевидно, он только что выплыл из воды.
   -Пытаемся понять, что здесь происходит, - ответил я. – Вчера наш знакомый попал в больницу, в его крови нашли какой – то яд. Потом еще один человек. Сегодня новый случай.
   -А вас что же не предупредили, что здесь водится очень опасные… м – м – м…. морские звезды под названием Терновый венец.
   -Терновый венец? – хором переспросили мы.
   -Это достаточно крупный анкостер, размножается раз в год – летом, - устало пояснил мужчина, переводя взгляд с меня на отца Виктора. – Очень опасная штука. Многие купающиеся наступают на нее, им становятся плохо. Если вовремя не оказать помощь, человек может умереть.
   -А насколько опасен яд этого… анкостера? – спросил побледневший отец Виктор.
   -Ядовитые вещества, которые выделяет терновый венец, попадают в водоросли, от них к рыбам, от рыб к человеку и тоже вызывают боли в горле, общую слабость и интересно, что отравленный человек перестаёт отличать горячее от холодного. Откуда терновый венец взялся в таком количестве, что дало ему возможность так размножаться – ведь ещё совсем недавно этих животных было очень мало – люди пока не знают. Главная опасность, которую несёт с собой терновый венец – это то, что он уничтожает кораллы. Одной звезде в год требуется 13 квадратных метров кораллов для пропитания. Но в день она способна сожрать и 2 квадратных метра. Терновый венец, сожрав коралл, оставляет от него лишь скелет, который быстро разрушается водой. Во многих коралловых рифах нерестилась рыба – теперь рыб стало меньше, потому что они теряют места для нереста. Люди ринулись в бой с этим хищником. Их решили рубить на куски. Но это только ухудшило положение: из каждого куска вырастала новая звезда. Их пробовали травить – безрезультатно, яды на них не действуют. Пробовали бить током высокого напряжения – на моллюсков он совершенно не подействовал. Зловещий марш тернового венца продолжается.
   -Ну вы подумайте, Сергей! – покачал головой отец Виктор, глядя на зловеще бурлящее море. – Не даром вода в Ветхом Завете была символом чего – то такого, что сопротивлялось Богу. В ней разные гады водятся. Мы – то с вами стали глубоко копать, столько интересного узнали из жизни  Бориса и Лизы и не только их, думали, что это Иван мстит. А дело оказалось ерундовым, даже не интересно.
   -С другой стороны, отче, - ободрил его я, - хорошо, что всё обошлось, и Борис остался жив.
   -За это я в первую очередь благодарю Господа! – кивнул отец Виктор.
   Мы еще какое – то время продолжали стоять на берегу. Я с ужасом смотрел на плещущиеся волны и думал о том, что там внутри на самом дне притаились ужасные морские звезды, на вид красивые, но внутри смертельно ядовитые. Сколько же опасностей подстерегают в этом мире маленького грешного человека, который когда – то на заре истории отказался от Бога и теперь вынужден выживать, полагаясь только на собственные силы…


Рецензии