История в монетах и значках

Иные люди, как земляника. Нужно забраться в самую глушь, чтобы их найти. Не знаю даже каким чудом я сегодня отыскала Владимира Сергеевича, известного и старейшего нумизмата в Череповце. Зачем? - спросите вы. А дело вот в чем. В доме моем завалялась пара юбилейных монет из чистого серебра, которые я все перекладывала с место на место, и в итоге решила их сдать в надежные руки. Куда, кому? Знакомый подсказал путь и указал на этого дядечку, который заседал в единственном доме на пресловутой улице Льва Толстого.

- Богатая у вас лавочка, – отметила я, оглядывая стены небольшого отдела в здании «Золотое кольцо».
- Так уж пятнадцать лет я тут обитаю. Много накопилось товара.
- Удивительно, я никогда не слышала об этом месте.
- Ну, коллекционеры все его знают. А вы, собственно, с чем пожаловали?
- Я вот монетки не знаю куда продать и за сколько? – показываю я нумизмату свои богатства.
- Оо, эти монетки пока мало чего стоят, самое большее полторы тысячи за них дадут. И то не знаю где. Они недавнего выпуска. Такие деньги называют – вклад на будущее. Если нужда вас не мучает и хлеб есть на столе, то положите их в укромное место и забудьте на пару десятков лет. Потом их можно будет выгодно продать, около 20 тысяч за штуку. Смотрите, вот у меня есть прайс по старым советским монетам. Например, те, которые 1991 года сейчас стоят от 17 тысяч, а еще более лохматых годов - и того за 25 тысяч можно продать.

- Неплохо. Тогда я лучше отложу свои серебряники до лучших времен. А вот скажите, много ли у нас в городе нумизматов? Я вчера в Интернете поискала - никого не нашла.
- Да, собираются ребята, ну как ребята, старички уже седовласые в ДК Химиков по субботам в 9 часов. Обмениваются своими находками. Потом ко мне идут, часиков с 10-ти.
- Скучно им там становится?
- Наверно, - смеется Владимир Сергеевич.
- А молодые есть в их стане?
- Бывает, заходят.
- Я вот думаю, что молодежь в основном, из меркантильных целей занимается нумизматикой. Ну, чтоб подешевле купить, да подороже продать. Как я, например)
- Да не скажите. Увлекаются серьезно. Коллекционирование – оно ведь такое пристрастие сильное. Сейчас, жалко, вышло из моды. Хотя вот для меня - это занятие никогда не было модой. А в старшем возрасте, и вовсе, пришло, что я делаю благое дело. Все эти значки, книги, раритет – это же история, память, которая, отражается в наших глазах глубиной и осознанием, что мы не просто так пришли на землю и уйдем в небытие, а все же оставим след в истории своими трудами: предметами, искусством, хлебами. Заметил, к своему огорчению, что с появлением интернета коллекционеров в нашем городе заметно поубавилось, я ж их всех наперечет знаю. Человек двадцать сейчас примерно осталось. А дети стали более пустые. Историей не интересуются, ничего не коллекционируют. Только картиночки листают и сохраняют себе на компьютер. Раньше помните, наверное, все от мала до велика что-то да собирали, а сейчас уже время другое.
- Конечно, помню. Я собирала календарики, открытки, потом вкладыши от жвачек "Том и Джери", "Турбо".
- Ну в мое время календариков и жвачек еще не было. Девочки копили фантики от конфет, мальчишки – марки. Я собирал бутылечки от лекарства, сдавал в аптеку, на вырученные копейки покупал значки, они тогда в каждом ларьке продавались.

- О, значков-то у вас, смотрю, много. И вы наверняка про каждый можете что-то интересное рассказать?
- Конечно. Могу.
- А не хотите интервью в газету дать? Могу организовать. И вам реклама, и читателям будет интересно окунуться в мир истории советских денег и олимпийских мишек?
- Что-то побаиваюсь я вашего брата. Да и реклама-то особо не нужна. За пятнадцать лет работы на этом месте дорожка знатоками протоптана. Я помню, как-то лет десять назад, давал интервью местной газете. Так потом долго отбивался от бабулек, которые приходили сюда, слезно разворачивали свои заштопанные платочки, доставали ленинские рубли и спрашивали: "Сынок, я на это могу квартиру купить? - Нет, не можете, бабушка – отвечаю. - Этому рублю – копейка цена. - А как же?! удивлялась бабуля, - в газете было так написано, что все старые деньги можно задорого продать". Такие дела. Так что, прежде чем что-то писать, нужно подумать с двух сторон: что писать, и как воспримут этот материал читатели.

- Согласна. Но все же подумайте. Напишем с вами вместе красиво, вдумчиво. А пока хотела бы у вас один значочек прикупить?
- Какой-то конкретный хотите?
- Ага, такой знаете известный, с которым ходили все школьники – октябрята)
- А, ну этот, конечно, всеми любимый значок. Вот, пожалуйста, - показал мне на стенд Владимир Сергеевич. - И октябрятские значки есть, и пионерские, и комсомольские.

Глядя на всю эту красоту, я с какой-то щемящей в груди теплотой, вспоминала школьные годы. Как я гордо ходила с этой красной звездочкой. Конечно, я не знала, что за кудрявый малыш на ней изображен, но понимала, что носить его на груди - это почетно. Ведь все так ходили. Как потом с радостью я его снимала, чувствуя, что давно уже выросла из октябренка во что-то большее "честноепионерское", как затем торжественно принимали нас в пионеры. А перед этим мы тряслись, что кто-то может быть не принят за плохие оценки или поведение. Как я потом по утрам гладила непослушный атласный галстук и накрахмаленные манжеты у школьной формы. Как с девчонками мы гордились перед малышами, что у нас есть такие яркие платки, а у них какие-то звездочки. Как ругали учителя тех ребят, кто забывал надевать галстуки или ленинские значки. Ухх, хорошее было время…подумала я .

Заметила, что когда тебе интересно с человеком, то часы пролетают, как одна секунда. Вот такое чувство у меня было при встречи с Владимиром Сергеевичем, хранителем нашей истории в железных значках и старинных монетах. Я знаю, ему было много еще что мне рассказать и не на один день. Поэтому я твердо для себя решила, что сюда еще вернусь.

-Спасибо вам огромное, Владимир Сергеевич, за ностальгическую экскурсию в детство. Было очень интересно с вами пообщаться. Я к вам еще приду, обещаю)

- Конечно, приходите, - отозвался добродушный нумизмат. - Я всегда рад увлеченным покупателям. А дочка, кстати, ваша выбрала тоже интересный значок с лисичкой. Такую детскую серию с животными выпускал в 1970 году Вологодский промышленный завод.

В итоге, я купила четыре значка, вместе со звездой, которую солдаты Советской армии крепили на шапки-ушанки. Не знаю, правда, по кой мне эта звезда. Может, для истории...


Рецензии