Сдача
В этот день у меня были занятия по русскому языку с шестиклассником Женькой. Почему Женька, а не Женя? Потому что Женя – это о спокойном, послушном мальчике, чего о Женьке не скажешь. Женька еле выдерживает час занятий, причем руки, ноги и все туловище у него ни минуты не бывают в спокойном состоянии.
У нас сегодня последний урок в этом году. Мы повторяем изученное за год, и в конце урока, как обычно, диктант. Но диктанты писать Женька не любит: ему невмоготу просидеть 15 минут без движения. И он начинает напрямик, без хитрости:
- Давайте не будем сегодня писать диктант…
- Женя, нельзя. Это же итоговый диктант.
-Ну, пожалуйста… - не унимается Женя.
- Знаешь, Женя, я уже не знаю, как тебя заинтересовать, что придумать, чтобы ты сам захотел заниматься…
Женя не дает мне договорить:
- А мама мне за каждую девятку дает по пять тысяч.
- Ты хочешь сказать, что я тоже должна платить тебе за хороший результат?
Женя пожимает плечами, что означает не то «да», не то «нет», не то «как хотите».
Я задумалась, взвешивая собственные «за» и «против». И почему-то больше склонилась к «за». Может быть, это такой стимул у современных детей – получать материальное вознаграждение за свое старание? Мне стало любопытно: как повлияет этот стимул на результат диктанта? И я предлагаю:
- Хорошо, я согласна. Если ты напишешь диктант без единой ошибки, я тебе возвращаю деньги за урок.
Плата за одно занятие – 70 тысяч рублей – это стоимость семи пачек мороженого.
- Честно? – в глазах у Женьки озорные огоньки.
- Конечно, честно.
- Я согласен… Только маме не говорите.
- Нет , не скажу, ведь это наш уговор, наша сделка.
Я диктую – Женя пишет. Не как всегда пишет, а старательно выводит каждую букву и шепчет, проверяя каждое написанное слово. По окончании диктанта просит:
- Можно, я проверю сначала сам?
Я хвалю Женю:
- Если бы ты всегда таким заинтересованным был…
- Такие деньги на кону! – резонно заявляет он.
После Жени проверяю я и нахожу четыре ошибки. Стимул – неплохая вещь: все-таки старался Женя. Вот только стараться надо постоянно, чтобы был результат. На лице моего ученика – разочарование и уныние. И мне становится его жаль.
- Вот что, Женя. Сегодня у нас последний урок, и я хочу, чтобы у тебя осталось о нем приятное воспоминание. Вот тебе деньги на две пачки мороженого, они тебе чуть-чуть поднимут настроение.
Женька не скрывает своей радости.
А про себя я отмечаю: вот так я истратила невозвращенную продавцу сдачу. Не на себя – на Женьку. Теперь, может, чуть-чуть успокоится моя совесть.
Вечером ко мне неожиданно приходит Галя, Женькина мама. С Женькой.
- Светлана Алексеевна, мы пришли поблагодарить Вас за то, что Вы терпели нашего горе-ученика. Спасибо Вам большое! Если в следующем году Женя не будет справляться сам, Вы его возьмете?
- Конечно, возьму. Если только Женя будет стараться.
- Я буду, честное слово, я буду, - спешит заверить меня Женя.
- Вы знаете, он уже говорил, что ему будет скучно летом без ваших уроков,- дополняет Галя.
Уходя, она кладет на стол коробку конфет «Трюфеля». Я пытаюсь ее вернуть, но Галя непреклонна:
- Не обижайте нас, пожалуйста. Мы же от всего сердца!
Я уступаю, потому что верю в искренность ее слов. Да и Женька, довольный, улыбается…
Три дня я лакомилась конфетами, и каждый раз, беря из коробочки по конфетке, вспоминала и невозвращенную сдачу, и последний урок, и слова Гали, и улыбку Женьки… Лакомилась с удовольствием и, кажется, без угрызения совести…
Свидетельство о публикации №216060500786
Спасибо Вам!
С теплом, я.
Галина Чиореску 10.06.2016 14:31 Заявить о нарушении
Спасибо, Галочка, за отзыв!
Бреус Светлана 10.06.2016 15:19 Заявить о нарушении