О равновесии

Владимир П.Паркин

О РАВНОВЕСИИ

Эссе

…Сладко спит красноармеец товарищ Сухов на теплом песке Кара-кумского бархана. Чудный сон видится ему: дорогая супруга его Катерина Матвеевна несет для самовара воду. На ее плечах легкое упругое коромысло, на концах коромысла – два деревянных ведра полные до краев чистой прозрачной воды. Идет Катерина Матвеевна, не торопясь, с достоинством, чуть покачивая бедрами. Чуть покачиваются ведра на концах коромысла, покачивается в такт шагам и вода в ведрах, но ни капли не упадет на землю!

Все мы видели, хотя бы в фильмах, как носили женщины в России воду ведрами, используя нехитрое приспособление – коромысло. Как ни странно, но общеизвестно: два ведра с водой нести легче, чем одно. Кстати, коромысло издревле использовалось и используется очень широко в Китае. От базарных торговцев фруктами до строителей. На коромыслах носят и грунт из штолен, и детей на прогулку.

С технической точки зрения коромысло – это «рычаг с точкой опоры между точками приложения сил».
Так, цирковые силачи удерживают два разъезжающихся автомобиля, приводя в восторг легкомысленную публику, которой невдомек, что это сделать легче, чем удержать один двигающийся с той же скоростью автомобиль.
В чем секрет? Секрета нет! Просто силач использует физическое явление, при котором его собственное тело «находится под воздействием равных, противоположно направленных и потому взаимно уничтожающихся сил». Разумеется, автомобили должны двигаться с абсолютно одинаковой скоростью.

Древнейшие простейшие весы во всех странах и на всех континентах одинаковы: то же самое коромысло в своей центральной точке подвешено к чему-либо, либо прикреплено иным способом, при котором концы коромысла свободны. Если один конец силой опустить вниз, то второй поднимется вверх. Отпусти конец коромысла, и после недолгого колебания его концы примут горизонтальное положение. Прикрепив к концам коромысла по равной чаше, мы получим самые настоящие весы. В состоянии покоя чаши находятся строго друг против друга по горизонтали. Опустим в одну из чаш какой-либо предмет. Эта чаша опустится, но вторая поднимется. Положим во вторую чашу предмет, идентичный первому – чаши займут первоначальное положение – строго друг против друга по горизонтали. Своими действиями мы нарушили равновесие весов, а затем снова их уравновесили.

Законы физического равновесия применяются не только в механике.

Но где и в чем только не проявляются законы равновесия!

Перед нами аквариум – автономная экологическая система. Замкнутое в NN-ом объеме пространство заполненное водой, грунтом, смесью газов, бактериями, инфузориями, водорослями, улитками, простейшими ракообразными и рыбками. Если что-то упустил, более просвещенный Читатель дополнит мой рассказ своим воображением. Аквариум – не игрушка, которая доставляет удовольствие, но не требует заботы и труда. Аквариум – один большой сложный живой биологически активный организм. Мал объем воды, но много живых существ – аквариум обречен. Аквариум велик, и рыбок немного, но вода тухнет, рыбы задыхаются… Возможно добрый хозяин всего-навсего от души кормит любимых рыбок сверх меры. Обильные остатки корма провоцируют бешеное размножение бактерий, инфузории не справляются со своей задачей, растения не в состоянии обеспечить достаточный приток кислорода. Снова аквариум обречен. Только правильно найденное количественное и качественное соотношение объема воды, грунта, простейших, растений и животных позволит аквариуму быть жизнеспособным. Вода в таком аквариуме не меняется годами. Иногда его, конечно, приходится чистить, удалять состарившиеся водоросли, вынимать погибшую улитку или рыбку, доливать испарившуюся воду. Но таким аквариумом можно гордиться. Если этот аквариум принадлежит вам, Читатель, знайте: вы создали идеально сбалансированную экологическую систему. Эта система так и называется – экологическое равновесие. Ваши рыбки чувствуют себя прекрасно, растут, не болеют! Что? Рыбки мечут икру?! Простите, но у вас хлопот прибавилось!

Однако, мы нашли еще одно слово – синоним равновесию – баланс.

Не существует механизма, в работе которого не использовалось бы явление баланса – соответствия между частями, уравновешивания одного другим. Не сбалансированный корабль пойдет ко дну, самолет, как минимум, не взлетит в воздух. Финансист знает, что такое не сбалансированный бюджет. Бухгалтер ежеквартально, просчитывая доходы и расходы, до копейки сверяет баланс предприятия. Рыбаки москитного флота всех народов Индийского и Тихого океанов используют бамбуковый либо бальсовый противовес, закрепленный параллельно лодке, в качестве баланса, позволяющего не перевернуться своему суденышку даже в штормы.

Опытный фехтовальщик не возьмет в руки несбалансированное оружие. Основной принцип борьбы дзюдо – сохранить равновесие самому и вывести из равновесия противника. Если это удалось хоть на долю секунды – противник побежден!

От техники коверной борьбы всего лишь шаг до техники борьбы подковерной!

Читая и перечитывая в детстве «Путешествия Гулливера» великого Джонатана Свифта воспринимаешь описанное буквально, не подозревая, что за ним стоит нечто иное более интересное, глубокое для понимания и страшное по своей сути, недоступное детскому сознанию. Речь идет всего навсего о славных обычаях при дворе короля Лилипутии. На устраиваемых во дворце празднествах придворные были обязаны демонстрировать королю и королевскому двору свое умение ходить по канату! Хочешь-не-хочешь, но от камер-юнкера до камергера – вперед по канату! Прошел – живи дальше, не прошел – сам виноват, во дворце не место. Находились среди придворных и истинные любители и мастера держать баланс на натянутом канате, иной раз выделывая на нем такие штуки, что зрители рукоплескали от души. Правда, частенько случалось, что к общему удовольствию, кто-нибудь из таких мастеров все-таки терял равновесие и ломал себе шею!

Читатель, прости меня за вольное и очень краткое изложение бессмертного истинно философского труда Джонатана Свифта, но уволь меня от комментария, не дождешься! Думаю, у каждого в памяти свой собственный список политиков, уже свернувших себе шеи на этих увеселениях!

Лучше поговорим о рыбках.

О рыбках, о птичках, обо всем живом, что плавает, летает, мяукает, чирикает, рождается, растет, учится жить, любит, страдает, воспроизводит себе подобных и умирает… Именно в описанной последовательности, но не в последнем, что и является истинно последним. Как говорили инопланетяне в известном фильме Люка Бессона: «Время не имеет значения, только ЖИЗНЬ имеет значение!».

Наша Земля, как и обыкновенный аквариум, очень сложная, очень хрупкая и ранимая замкнутая экологическая система. Нет в этой системе ненужных составляющих, нет в ней излишков воды, кислорода, иных природных ресурсов. Нет в ней никому ненужных или очень нужных кому-то (?!) инфузорий-туфелек и осьминогов, собак и кошек, ворон и мышей, носорогов и слонов, фламинго и лебедей, дельфинов и кашалотов! Все они и еще все-все неназванные от простых мух до горных орлов призваны осуществлять величайшую миссию – сохранять экологическое равновесие на планете Земля. Такой красивой и такой беспомощной перед собственным безумным детищем – Homo sapiens!

Разумным ли?

В этом кратком эссе нельзя поставить точку. На эти мысли и эти строки – объявляю! – не распространяются нормы авторского права.

Каждый имеет право продолжить эти строки в защиту самого себя, своей семьи, в защиту жизни на планете Земля.

Каждый имеет право остановиться в момент, когда он готов нажать на курок, а затем насладиться агонией умирающего зверя, нарядиться в его шкуру и съесть его мясо. Каждый имеет право остановить руку, бросающую камень в городскую ворону, чье преступление лишь в том, что она убирает останки бездомной собачонки, раздавленной лакированным «Ягуаром». Каждый имеет право в двадцатиградусный мороз насыпать на свой подоконник горсть пшена для умирающих от холода и голода воробьев в зимний день, поставить блюдечко молока в подъезде для бездомного котенка, и уж если не усыновить сироту, то хотя бы внести свою пусть скромную лепту в бюджет детского дома!

Не нужно удивляться и ужасаться уже участившимся фактам нападения птиц на людей. Телеэкран взахлеб доносит до нас истерические вопли журналистов, уже окрестивших ворон «крылатыми волками». Чему удивляемся? Это не вороны, не волки, не тигры, не кабаны, не слоны, не вирусы время от времени переходят в контрнаступление, это планета Земля пытается защититься. Как здесь не вспомнить Великого Белого Кашалота Моби Дика, воспетого Мэллвилом! На знании природы человека Уинстон Черчилль основывал свою мысль: «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак!». Шиллера цитировать не буду – кто знает, тот знает. Но Свифта стоит вспомнить еще раз: для Гулливера общество гуигнгмов (лошадей) было более разумным, сбалансированным, справедливым и человечным, чем общество его сограждан – подданных Короны.
 
Как-то по весне, пробовал я записать ранним утром птичий гомон во дворе своего дома. Я слышал в этом радостном хорале, приветствующем восход солнца и беззаботный счастливый щебет воробьиной стаи, и звон синицы, зовущей свою подругу, голубиное воркованье и редкий хриплый «кар» вороны, которая тоже считает, что она поет!

Прослушав свою запись, я огорчился. Кроме птичьих голосов винчестер воспроизвел мне щелканье шпингалетов открываемых окон, хлопание дверей и багажников, рокот уже прогреваемых моторов автомобилей, забивших каждый квадратный метр дворовых тротуаров, звонок мобильного телефона раннего прохожего, истеричный рев сигнализации потревоженной легковушки… Нравится-не-нравится, но это звуки большого города! Не хочешь урбанистического звукового мусора – поезжай за город. Кое-где еще есть птицы, и нет рева моторов. А если рассуждать от обратного? Могут ли в городе остаться только звуки, которые я в своей записи окрестил «мусором»? Можно не отвечать. Что, мы хотим остаться в мире, в котором не будет места не только соловьиному пению (где уж!), но даже воробьиному чириканью?!

Даже если очень хотим именно этого, нам этого не обломится! Человечество больно круто тянет на себя одеяло. Законы физики, законы биологического равновесия выше человеческого «ХОЧУ». Равновесие давно нарушено.

Характеризуя кого-либо, мы употребляем такие определения как «уравновешенный человек, неуравновешенная личность». Эти определения личности родились не сегодня, и не сто лет назад.

В мировой мифологической и религиозной философии равновесие является обязательной качественной составляющей личности. Это качество личности измеряется уже знакомым нам прибором – весами.
ВЕСЫ – это седьмой знак Зодиака. Весы – всеобщий символ справедливости и правильного поведения; атрибут Юстиции, осуществляющей правосудие. В Древнем Египте бог мертвых Осирис в присутствии богини справедливости Маат взвешивает сердце мертвого, которое символически уравновешивается пушинкой, по результатам принимается решение о загробной судьбе усопшего. Подобное взвешивание земных дел в судах потустороннего мира описывается в священных книгах Персии и Тибета. «Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему» (Книга притчей Соломоновых. 11,1).

Вторым эзотерическим инструментом, позволяющем решить вопрос характеристики усопшей личности на предмет уравновешенности, является МОСТ. Мост – символ перехода из мира живых в мир бессмертных, из одного измерения в другое. Не случайно в католицизме первосвященник называется понтификом. Важно знать: в переводе с латинского «PONTIFEX» -«МОСТОСТРОИТЕЛЬ». Ислам дает представление о переходе из земного бытия в небесные сферы в образе моста, который узок, как лезвие меча. Человек праведный, уравновешенный, проходит по этому мосту легко. Грешнику на таком мосту не удержать равновесия, он срывается и падает в огненную пучину. Аналогичные представления существуют у зороастрийцев (парсов), у некоторых племен североамериканских индейцев. В древнекитайском мире образов Дао в потусторонний мир также можно пройти только по очень узкому мосту без перил, грешники падают с него в поток крови.

Мир не удивить потоками крови. За всю историю общечеловеческой цивилизации кто только не заливал Землю кровью. Эта практика продолжается и в наши дни. Политикам не интересно уравновешивать международные конфликты системой сдержек, противовесов, уступок и компромиссов. Им кажется, что проблемы можно решать террором, спецназом, самоубийцами и гексогеном.
 
Однако, удивителен следующий факт. Великий разрушитель, величайший нарушитель любого спокойствия, любого баланса, кумир умов, корсиканское чудовище и спаситель нации, император Наполеон Бонапарт, чей жизненный путь залит рекой человеческой крови, в конце своей жизни оставил короткое резюме в своей записной книжке. Эта строка опубликована после его смерти в «Записках узника Святой Елены»:

– «Равновесие – это БОГ!».

***  *****  *** 

Фото: Владимир П.Паркин за мольбертом. Еще одна грань творчества - живопись. "Дикое поле" - сюжет на тему русской истории. Холст, масло. Картина выставлена в музее Дома культуры Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ)в 1986 году.


Рецензии
Наполеон, погубивший огромное число мужчин, в конце своей жизни имел возможность подумать о своей судьбе и, по всей видимости, спросил: "И на кой мне всё это надо было? И что мне за всё это будет?" Р.Р.

Роман Рассветов   13.01.2021 21:30     Заявить о нарушении
Ну, это не про него. Я читал на русском и его дневник, и дневники его свиты и английской охраны. Ни одного слова, ни одного нюанса сомнения или раскаяния. Он осознавал свою родь в Истории Человечества. Даже без высокомерия. По молодости относился к религии как к культу - политической властной надстройке. На Святой Елене пришёл к пониманию Создателя. Полагал себя его инструментом. И то сказать, Масса вещей, в которых мы живём, которыми пользуемся - плоды его интеллекта.

Владимир Павлович Паркин   13.01.2021 21:53   Заявить о нарушении