Неотвратимое Часть2

   Утром он встретился с Андреем Белым. Ещё при первой их встрече в Дорнахе Макс обратил внимание на то, как поэт-символист похудел и осунулся – бритое лицо, узкая обнажённая голова. Волошин подумал, не с любовными ли муками связаны его теперешние терзания? Ему припомнился давний неудавшийся роман Белого с Ниной Петровской, ставшей потом любовницей Валерия Брюсова.
   Хотя пред тем как сблизиться с Брюсовым, у неё, говорят, был роман с Константином Бальмонтом.
   В союз с Брюсовым Петровская вступила, руководствуясь первоначальным желанием отомстить Белому за попрание ее чувства. Отвергнутая Белым, но в глубине души преданная ему и желавшая сохранить верность его идеалам и заветам, она делилась своими переживаниями с Брюсовым.
   Белый, тем самым, становился постоянным объектом их интимных бесед.
«Все, что было до Бориса Николаевича – не существует.» – такова была сила чувств впечатлительной женщины, мечтавшей стать прототипом какой-нибудь романтической истории. И она делилась о своих необыкновенных, никогда в жизни не переживаемых до этого, чувствах с Валерием Яковлевичем: «всё о нём, эти два года минуту за минутой я рассказывала, не скрывая ничего».
   Надо сказать, женщины волновали Андрея Белого гораздо сильнее, чем было принято о нем думать. Однако в этой области с особенною наглядностью проявлялась и его двойственность. Тактика у него всегда была одна и та же: он чаровал женщин своим обаянием, почти волшебным, являясь им в мистическом ореоле, заранее как бы исключающем всякую мысль о каких-либо чувственных домогательствах с его стороны. Затем он внезапно давал волю этим домогательствам, и если женщина, пораженная неожиданностью, а иногда и оскорбленная, не отвечала ему взаимностью, он приходил в бешенство. И напротив: всякий раз, как ему удавалось добиться желаемого результата, он чувствовал себя оскверненным и запятнанным и тоже приходил в бешенство.
   Сейчас Андрей Белый вместе с его гражданской женой Асей Тургеневой жил здесь в Швейцарии. Поэт находился за границей уже довольно давно. Обстоятельства личной жизни Белого, повлиявшие на его отъезд заграницу  были хорошо известны Максу. Непосредственно перед поездкой Белый соединил свою судьбу с А. А. Тургеневой - Асей, отказавшейся скрепить их брак церковным венчанием. Отсюда - необходимость вырваться из Москвы, во избежание скандала и сплетен в "порядочном" обществе. В еще большей степени Белому было просто необходимо отдохнуть от московской суеты, вдали от которой он смог бы приступить к работе над новым романом, задуманным как продолжение "Серебряного голубя". С этой целью книгоиздательство "Мусагет", организованное в 1909 году другом Белого - Э. К. Метнером, выделило писателю денежный аванс на время его путешествия.
   Отъезд из Москвы Белого и А. А. Тургеневой состоялся 26 ноября (9 декабря) 1910 г. Проехав через Вену и осмотрев в ней готические соборы, 6 декабря они уже были в Венеции…
А потом судьба привела пару в Дорнах.


Рецензии