Неотвратимое Часть 5

   …Макс и Белый прекратили беседу и расстались как-то вдруг, спокойно и безразлично, погружённые каждый в свои думы. Волошин пошёл к своему дому, на него нахлынули воспоминания о вчерашней встрече с Маргаритой. Она продолжала дразнить его, влюбляя в себя всё больше и больше и в свете его сегодняшнего решения контролировать мысли и эмоции, вчерашнюю их встречу надо было проанализировать внимательно, со всей тщательностью приглядываясь к знакам, которые подавала ему судьба.
   В обсуждении лекции доктора Штейнера, Сабашниковой и Волошину удалось достичь согласованности и гармонии. Дальше разговор продолжился на более близкие темы, Маргарита решилась доверить Максу самое потаенное. То, что волновало ее в эти последние дни:
   – Понимаешь, я ощущаю, будто бы с каждым днем становлюсь независимее, свободнее.
   – От чего? – Макс задал вопрос серьезно, с озабоченностью:
   – Свободна от себя?.
   – Ну, если тебе так будет угодно, можно и так сказать, но свободна от себя, другой, неразвитой, со спутанным сознанием, забобонами. – Макс понимающе кивнул, вспоминая беседу российских кумушек на пароходе. Она обрадовалась, что Макс понял ее стремление к самосовершенствованию, поиску «себя самое» в вечной неудовлетворенности собой, так присущей русской интеллигенции. Он удобнее устроился на стуле, как бы говоря своей позой: ну давай же, я слушаю тебя.
    – Макс, родной, ты не обижаешься на меня за то, что я причинила тебе боль? Вижу, нет, если приехал, если готов меня выслушать. Я знала, знала: ты не такой как другие. Ты – особенный. Ты – гражданин мира. Нет, нет не смущайся, это я тебе говорю. У меня тут обнаружился, слабенький, правда, талант прорицать. Так вот я тебе говорю: ты станешь человеком мира. Ну, а я… Знаешь, для поворота эволюции нужно изменить всю свою жизнь. Никаких половинчатых путей не существует – или устремление, или окоченение смерти. Так вот, я уже меняюсь. Помнишь мадам Н.? Ну да, ту даму, что считалась моею подругой. Да-да я помню, ты предупреждал. Но мы, люди, слепы. Нам так хочется любви и понимания…– Маргарита встала, нервно скрещивая пальцы, и Волошин заметил, что этого жеста у Амори раньше не было. Ему в эти минуты важно было все: как сидит на ней платье, каким жестом она скрещивает руки и поднимает голову.
   – Ну, так вот, вернемся к Н.. Ты, знаешь, многие меня считают странной из-за моих «догадок» о назначении человеческой души, о цели жизни человека. Но Н., как казалось мне тогда, полностью разделяла, как она впоследствии выразилась, сплетничая обо мне с мадам С., мой «сумасшедший бред». Она слушала меня с показным благоговением. Казалось, она упивалась моим «догадками», но на самом деле ей приятно было осознавать или думать: вот человек, с которым мечтают общаться. Которая вхожа в те дома, к которым ей, мадам Н. и приблизиться страшно. Представляю себе, как она думала обо мне: а ведь эта Сабашникова, эта гордячка зависит от меня. Ей, то есть мне, необходима лесть, ей необходимо, как это сейчас модно говорить, понимание. – Маргарита на миг замолчала, как бы вспоминая что-то, но на самом деле все ее тело пронзила дрожь отвращения. Затем, собравшись, овладев собою, она продолжила:
   – А так называемое «понимание» есть скрытая, завуалированная неправда о самой себе. Нужен, и даже просто-таки необходим кто-то, кто укрепит, поддержит то мнимое клише, созданное собственным эгоизмом, чтобы потом оно подпитывалось, укреплялось эмоциями признания, уважения и даже веры. Ведь, вера – это энергия, магнетизм, флюиды. – Она воздела руки вверх. Макс про себя отметил, что, участвуя в Мистериях Штейнера, Маргарита приобрела актерские свойства, и теперь он не был уверен в искренности ее слов.
   Ради красивых слов, выразительной позы женского тела зачастую и создаются дешевые провинциальные спектакли для напомаженной ущербной уездной публики.
   От возбуждения, как показалось ему, или от подчеркнутого актерства она начала расхаживать перед ним взад и вперед, снова скрещивая пальцы перед собою. Маргарита готова была дальше продолжать начатую тему. Чувствовалось, что потеря подруги была для нее болезненной, и она как бы наказывала себя за собственный эгоизм, приведший к переживанию предательства человека, которому доверяла как самой себе:
   – Значит, когда мы ищем человека, который бы нас «понимал», мы ищем лжеца или обманутого нами, что еще ужаснее, чтобы они своими флюидами, магнетизмом поддерживал созданную нами, а возможно и не нами, но по нашей воле, химеру?!
   Макс возразил ей:
   – Ты нуждалась в любви и понимании. И твоя знакомая, которая не в состоянии из-за своих личных качеств, подарить искреннее чувство, подсунула тебе фальшь. Ты знаешь, я изучал каббалу. Дисгармония возникает там, где не уравновешены желание получить и желание отдать. Наверное, ты недостаточно отдавала, отсюда твое отчаяние.
   Маргарита с большой серьезностью отнеслась к словам Волошина. Показалось, что она ждала именно их. Вопрос бывшей жены прозвучал с глубоким отчаянием:
   – А кому мне отдавать, как ты считаешь?
   В ее вопросе заключалась уловка. Максу показалось, что, вероятнее всего, Маргарите хотелось, что бы он сказал ей:
   – Мне.
И тогда, быть может, произойдет возврат их былых отношений. Но Волошина на самом деле беспокоило внутреннее состояние бывшей жены. Ей не свойственно было коварство. Однако вопрос был поставлен таким образом, что бывшего мужа подвели к очевидному ответу, если учесть, что собеседник, то есть он, был воспитанным, милосердным и любящим мужчиной. Было очевидно, что теперешняя Маргарита не справлялась с потоком внутренних противоречий, одолевавших ее. Она была обессилена внутренней неуверенностью в собственных силах. Это случается в те моменты жизни, когда человек теряет контакт со своим внутренним «Я». Максимилиан Александрович знал по собственному житейскому опыту, что обретение силы связано с обретением себя. А это невозможно без обнаружения Бога в себе. И он, спасая не себя, а ее, ответил лаконично:
   – Любовь к людям то же, что и любовь к Богу.


Рецензии