Конец элойской утопии

July 18th, 2011

Лет 15 назад я сидел и беседовал с квартирной хозяйкой, у которой снимал квартиру в Тель-Авиве. Я тогда работал на стройке с бригадой палестинских рабочих. У хозяйки тоже была работа. Она владела домом из шести квартир и сдавала их, это и было ее работой. Хозяйка была из "европейцев", естественно. И вот мы сидим, пьем то ли чай, то ли кофе. И хозяйка говорит:

"Вот скоро мы закончим строить свое государство и отправим всех этих палестинцев и иностранцев к гребаной матери. И будем спокойно жить без них, потому что они нам будут уже не нужны".

Тетка высказала нечто коллективно-бессознательное. У меня такое ощущение, что все наше государство, выраженное лицами, принимающими решения, относилось к строительной отрасли так же, как она. Прекрасно понимая, что невозможно построить ничего серьезного без "несимпатичных" чужаков, которые угрожают жителям кварталов, в которых находятся, уже тем, что разговаривают на чужих языках и ходят в грязных костюмах, отчего тамошним барышням становится страшно выпускать на улицы детей, это коллективное государство надеялось, что печальная необходимость что-то строить когда-нибудь наконец закончится, и вместе с ней закончится необходимость терпеть рядом с собой несимпатичных и опасных людей. Отсюда отсталая технология израильского строительства. И именно поэтому вся отрасль десятилетиями выглядит как нечто временное, что "приходится терпеть".

И вот оказалось, что цены на жилье подскочили так, что студенческая молодежь уже не может это терпеть, и она вышла на улицы, расселяется в палаточных городках в центрах израильских городов. Оказалось, что строить надо все время, и от этой печальной необходимости не убежишь. И сельским хозяйством приходится заниматься, потому что кушать тоже надо. И ухаживать за стариками кто-то должен. И квалифицированные сварщики нужны. И поэтому не обойтись без "несимпатичных" людей, которые разговаривают на чужих языках и гуляют по тихим жилым кварталам Израиля в грязных костюмах, пугая дамочек. Причем нужны они будут всегда.

Известно, что есть потребности первого, второго и третьего порядка. Потребности первого порядка - это пища, вода, жилье, туалет. Народный сионизм в элойской форме, прекрасно выраженный моей бывшей квартирной хозяйкой - это потребность третьего порядка. Когда тысячам людей негде жить, а скоро, возможно, станет и нечего жрать, она отходит на второй и третий план. А это значит, что порядок приоритетов в обществе начинает приобретать нормальный вид. Общество начинает понимать что-то важное и делает шаг в сторону от элойской утопии, подведшей его к краю вполне материального абзаца.

Так что протесты людей, лишенных права на жилье – это нечто гораздо большее, чем то, чем они представляются.


Рецензии