Анджирская дуэль

Осенью 1984 года наше ДШМГ бросили на Анджирские высоты. Была информация, что с Пакистана идет крупный караван с оружием и наша задача была попробовать его обнаружить, захватить или уничтожить. Это сейчас, спустя 30 лет, я, анализируя ситуацию того времени, понимаю - эти караваны в горах Афгана были, как спички в стогу сена. Надо было конкретно знать, по какой тропе, по какому ущелью он двигается и тогда, выставляя засаду, брать его. А так без конкретики, на обум, практически результатов не давали.

Высадка прошла без задоринки, мы оккупировали старые то ли душманские, а может быть и наши позиции. Проверили на наличие мин, вроде все нормально. Позиции хорошие. Внизу огромный кишлак как на ладони и все подступы к нему шикарно просматриваются. Духов в округе пока не наблюдаем. Десантирование как всегда обеспечивало пару "Горбатых" (Боевой вертолет МИ-24, который еще обзывали и "Крокодилом",  которые как хищники кружили над нами. И вдруг, с обратных склонов наших позиций услышали, как  "заработал" "ЗУКИЯК" (Спаренный крупнокалиберный зенитный пулемет ЗУ-20). По тем временам очень редкая вещь, по крайней мере в наших приграничных районах.  Галопом мчимся туда и начинаем рассматривать в бинокль близлежащие горы, пытаясь обнаружить его позицию. Быстро, очень быстро обнаруживаем. Позиция под отвесной скалой, теневая сторона, не плохо замаскирован. Расстояние примерно  километра полтора, но перед нами глубокое ущелье. Даем летчикам ориентиры и наводим их на позицию.

Первый "Горбатый" делает разворот и идет в лобовую атаку. Ничего не хочу сказать, но и среди духов, не раз наблюдал элементы отваги. Пулеметчик не убежал, а пытаясь поймать на мушку бил  длинными очередями по вертолету. Вертолет отнурсовавшись, уходит на второй круг, надо отдать должное и мужеству летчиков. На боевой заходит второй борт, картина повторяется! Нашему негодованию, борзости духа нет предела. Даю команду: "К бою" своим пулеметчикам. Изготавливаются, целятся, дают длиннющую очередь, даже непонятно куда пули ложатся. Не достаем его. Дуэль между вертолетами и зукияком продолжается. Видать летчиков тоже напряг боевой азарт и бесстрашие этого духа. Нас сидело несколько офицеров и солдат. Мы расселись на склоне и каждый орал вертолетчикам, давая советы. Потом кому-то пришла мысль. ЁПРСТ! А что, с миномета не достанем?! И все дружно стали орать и звать командира минометного взвода.

Минометчиками командовал Серега Шульга. Он только прибыл к нам с Мангруппы по замене нашего легендарного Сережи Богачкина, прыгнул не удачно с вертолета и вывихнул ногу. Ему ее перевязали, перемотали и теперь он хрмделял к нам, упираясь на огромную палку. Быстро ввели его в суть дела, он посмотрел, прикинул вытянул вперед большой палец, что-то шептал, бурчал и пришел к выводу, что можно попробовать. Через три минуты притащили 82мм миномет, быстро установили и сделали первый выстрел. Недолет метров 200. Быстро подправили, БА-БАХ! Второй выстрел. Недолет метров 50-70. Мы улюлюкаем на минометчиков! Самовары не кипяченные. Шульга орет на своих, психует! Нам орет, что хотите, впереди ущелье, перепад высот и еще всякую лабуду какую-то свою, артиллерийскую. Тут летчики на связь выходят. - Что там за разрывы внизу? Отвечаем, что мы им помогаем этого гада из миномета выкурить. Говорят, смотрите нам хвосты не пообрубайте. 

Наконец-то Серега выдал третий выстрел. Мина разорвалась сверху на скале, если бы скала не свисала над позицией духа, точно накрыли бы. Камни вниз посыпались. Серега говорит: хрен достанешь, они под козырьком скалы. Мы орем, ты спереди ложи, осколками побьет. Наблюдаем в бинокль, появляется второй дух и тоже с биноклем. Шарит по нашей округе и вдруг заорал, замахал руками в нашу сторону. Обнаружил! Оказывается они нас не видели и только заметили. И тут наблюдаем, как Зукияк проворно разворачивается в нашу сторону и из его стволов вылетает пламя! Через три секунды, Ё- МОЁ!!! земля вокруг нас просто вздыбилась. Духи наверное очень долго хохотали наблюдая с какой скоростью мы бежали на верх за спасительный склон. Особенно Шульга размахивая своей палкой и обгоняя всех подряд. Есть Бог на свете, что никого не зацепило. Даже после того, как мы все спрятались за склон, дух "поливал" еще минут пять! Снаряды бурлили склон и с воем пролетали над нашими головами. Картина конечно не из приятных. То ли пуля 5,45 или 7.62 над тобою пролетает, то ли снаряд 23 мм. Разница очень ощутимая! После стрельбы, стали осторожно выползать наверх и пытаться разглядеть, что происходит. ЗУшки не было. Духи поняли, что их засекли конкретно и быстро куда-то ретировались.

Весь вечер на позициях стоял хохот. Все вспоминали спринтерский забег под огнем Зукияка. Главный герой, конечно же Шульга, который точно побил мировой рекорд в беге с опорой на дрын. С раннего утра, я со своей заставой, под прикрытием второй, стал выдвигаться к позиции ЗУ. Спустились в ущелье, поднялись на позицию духов, тишина и покой. Позиция классическая. Сверху нависает огромная скала и с воздуха навряд ли ее заметишь, зато с позиции, все четко просматривается. Сколько интересно бортов он там продырявил. К счастью, вроде сбитых не было, но дырявые на базу приходили частенько. От позиции вниз уходил след. Видно, что ЗУшку разобрали и тащили волоком. Доложив обстановку, мы пошли по следу. Пройдя километра два по таким дебрям, ужас! вышли на дорогу, вправо в сторону кишлака? налево? черт его знает куда?! На дороге видно, что ЗУшку погрузили то ли на лошадей, то ли на ослов. След прерывался. Решили идти на кишлак.

Со всеми мерами предосторожностей вошли в крайние дома. Тишина, понятно, духов нет, ну по крайней мере, не стреляет ни кто.  Пошли вглубь, от дома к дому. Навстречу вышли аксакалы и попросили не стрелять, а все вопросы порешать со старостой кишлака. Ну, говорю, ведите к своему старосте.

Кишлак огромный. Широкие улицы, все выметено, вычищено. Народ весь опрятный, детишки ухожены. Больше мне ни разу не приходилось быть в подобном кишлаке. Дом старосты как дворец.  Бойцы не расслабляются, кто-то уже залез на крышу, другие все тоже рассредоточились и готовы к любым действиям. Заходим во двор, встречает (что удивительно, первый и последний раз видел Афганца в цивильном костюме, только галстука нет, а так, прямо - президент!) высокий мужчина, лет 50-ти. Видно, что аристократ.

Когда видишь постоянно людей с 13-го века и вдруг попадаешь в 20-тый и где, в Афгане?! Я говорю: узбеки есть? Узбеки аст? Быстро находят, кто говорит по-узбекски, он в роли переводчика.  Заходим в дом, все в коврах, я аж замялся в нерешительности. Они говорят, проходите, проходите и я, скрипя сердцем, поперся в своих кирзачах. Сели, переговорили, убеждают меня, что у них мирный кишлак и ни в каких войнах они не участвуют. Душманы здесь бывают, но только мимоходом. Про ЗУ они ничего не знают и дают голову на отрез, что ее в кишлаке нет. Все аксакалы дружно кивают головой. Не знаю почему, но я им поверил. Увидев, что мы не собираемся  "прочёсывать" кишлак, вообще подобрели. Говорят, оставайтесь, чай попейте, барана зарежем, плов сделаем. Я говорю: нет спасибо, нам наверх надо, вот если туда принесете, мы не откажемся. Я просто пошутил, но они со всей серьезностью восприняли мою шутку. Хорошо говорят, скажите когда и на сколько человек, мы и туда принесем. Ну я говорю: на сколько говорить не буду, но принесите сколько не жалко. Они спрашивают, а как через мины пройдем? как узнаем когда к Вам можно будет идти? Все знают, ушлые. Я говорю, как вон на той горе, три - четыре взрыва будет, так и несите. На том и договорились.

Выйдя из дома, дал бойцам команду "сниматься" и мы цепочкой стали выходить из кишлака в сторону наших позиций. Солнце палило нещадно, я прошел и встал в тень за угол дома, поджидая, когда все бойцы выйдут на тропу. Дальний угол дома был огорожен низеньким дувальчиком, а за ним росли гранатовые деревья, на которых висели огромные плоды, то есть съедобные гранаты. Подумал, грех не сорвать пару штук и пошел вдоль стены к садику. Только дошел до угла, как из-за него на меня, чуть ли не в объятия вылетает девушка. От неожиданности, я молниеносно упер ей в живот автомат и припер к стене. Она от неожиданности потеряла дар речи, только успела взвизгнуть и закрыть пол лица платком, что болтался у нее на шее.

Придя в себя от шока, говорю на русском: Вот, дура, чуть не убил! У нее от ужаса, глаза на лоб вылезли. Скажу честно, девчонка красоты не описуемой! Что еще больше всего меня шокировало, она была одета в джинсовый сарафан ну и в Афганские шаровары. Отойдя от шока, спрашиваю: - Студент? Она машет "Да". Спрашиваю: "Кабул?" Опять машет "Да".

Эпизод из фильма "Белое солнце пустыни". Легонько двумя пальцами взял за краешек платка и говорю: - А ну покажи личико? Она отрицательно машет головой, но не сопротивляется. Стягиваю платок с лица. Фея!!! Восточная фея! - О-о-о!, говорю, какая ты красивая! Всё! Забираю тебя с собой в Ташкент, будешь моей женой и беру ее за руку. У нее от ужаса, опять глаза на лоб полезли! Ладно, улыбаясь, отпускаю ее руку и говорю: - Как отучишься, тогда приеду и заберу.

Что удивительно, даже когда я ее отпустил, она не убежала, а стояла и с интересом рассматривала меня, так же как и я ее. Говорю: Можно я сорву пару гранат? Машет можно. Переступив через дувальчик, я подошел к дереву и только собрался сорвать, как она подбежала и показывает, что надо срывать с другого. Я сорвал те, что она показала и услышал от нее единственное слово: - Это сладкие. Засунув гранаты за пазуху, я демонстративно пожал ей руку, говорю: Ташаккур! Спасибо! И пошел на тропу.

Ко мне подошел сержант, говорит: Всё, все вышли, и мы по тропе стали подниматься к своим. Поднялись уже метров триста и, выйдя из уступа, я посмотрел на кишлак, который оставался внизу. На крыше того дома стояли три девушки и человек 10 ребятни. Внизу возле дома еще человек 10-15 стариков и детишек. Все они смотрели на нашу цепочку солдат, которая поднималась вверх по тропе. Говорю: смотри, как нас провожают. Он говорит: конечно, пришли и ушли. Слава Богу "барбосни" (на солдатском сленге Афганские сарбозы) с нами не было. Вот кто бы сейчас здесь поживился!!! Я еще такого богатого и культурного кишлака не видал. И он был абсолютно прав.

На следующий день в часиков 11 утра, даю команду расчету АГС. Ну-ка, говорю, стрельните пару тройку гранат по сопке, что за кишлаком. Они так недоуменно на меня уставились, я говорю: Да так, связи с кишлаком нет, а позвонить надо. Ну они бабахнули очередь, так и не поняв, что я от них хотел. Гранаты кучно разорвались на сопке за кишлаком. Где-то через час наблюдатель орет: Там какие-то "ашнаки" с ишаками в нашу сторону поднимаются. Я говорю, все нормально, пусть идут.

Через часа полтора на позицию приходит целый караван: 6 ишаков и Ашнаки. Среди них, вчерашний узбек -переводчик. О, обнялись с ним, как старые друзья. Вот говорит, Бахшиш гостям привезли и начал разгружать ишаков. Чего только там не было. Огромные лепешки, жаренное мясо, гранаты, всякие восточные сладости. Не обед сегодня, а ПИР! Молодец староста, не обманул! Мы в ответ дали свои баночки и пару пачек сахара. Довольные ашнаки, а мы тем более.

На следующий день мне Агээсник говорит: - Товарищ лейтенант! Разрешите в кишлак позвонить, кушать хоться! Я говорю: Я тебе сейчас позвоню, хорошего помаленьку! Наверное с тех пор и пошла песенка: "Позвони-ка, позвони! В кишлачок из АГЭЭСА!".


Рецензии