Записки частного лица. автобиография. часть 3

                МОЯ РОДИНА


   Для меня родиной является маленький провинциальный городок, в котором аккумулировался целый мир познаний и восприятий, окружающих нас с момента рождения нашего до ухода в мир иной.
 
   Для меня моя родина начинается с любви ко всему, что окружало меня с малолетства:

                Здесь прошли безмятежное детство,
                Игры улицы, школьный звонок.
                Все теперь – дорогое наследство
                И бесценный по жизни урок.
                Имя моей родины – город Урюпинск.
 

                Из исторической справки:

      " Урюпинск основан в 1618 году в среднем течении реки Хопра на правом ее берегу, являющегося обрывистым. Воз- можно, от названия «У руба» (т.е. у обрыва) и закрепилось в истории слово «Урюпинск» кто знает.

      Хотя, как говорят специалисты-краеведы это всего лишь одна из нескольких версий названия города. Но городом он стал не сразу. Поселенцев, которые пришли в эти края, встретила нетронутая рукой человека первозданная природа.

      Разнообразный растительный мир являлся составной частью неописуемой красоты здешних мест. Нашли в дремучих лесах убежище и бежавшие от тяж- кой барской доли участники крестьянских восстаний. Дикое Поле (название незаселенных мест на реках  Дон, Хопер, Медведица, Бузулук) стало приютом для многих обездоленных людей царской России.
 
      В XI веке здесь и возникли казаки, а территорию, которую они заселяли, назвали Донское казачество или позже – земли Донского войска.

     В 1704 году городок Урюпинск был перенесен с правого берега реки Хопра на левый, из-за частых (ежегодных) разливов реки половодье заливало казацкое поселение.

    Такие поселения в то время именовались городками и состояли из землянок, обнесенных высоким деревянным частоколом от непрошенных гостей – хищных зверей и худых людей (т. е. опасных). Из-за возникшего церковного раскола в России, примерно 1697-98 годы, в Прихоперье начался большой приток населения.

    Уже в 1700 году в Урюпине было построено не менее 120 куреней, а после переноса городка на другой, т.е. левый, берег Хопра, все казачьи городки стали именоваться станицами.

    И уже через 1,5 века после основания городка, в станице Урюпинской в 1768 году насчитывалось 109 хозяйских дворов, где проживало более 1040 душ населения, а в 1792 значится 200 дворов и число жителей составило 1380 человек, в 1800 году – 230 дворов и 1600 душ населения. С начала ХVIII века в станице в осенние время (с сентября по октябрь) стала проводиться Покровская ярмарка. В это же время территория станицы Урюпинска делится на Станичную, Апарух, Ярмарочную.
 
     В 1927 году согласно переписи населения в станице проживало 14,4 тыс. человек. С 7 января 1929 года решением Президиума Всероссийского ЦК станица Урюпинская была переименована в город Урюпинск".

                Источник: "У руба на Хопре.
    Исторические очерки и хроника летописи г. Урюпинска. Урюпинский краевой музей".

     Моим первым местом проживания в Урюпинске с 1949 по 1964 годы был район города Апаруха, улица Партизанская, дом 104. Это было покрытое чаконом строение (хата) на 4 комнаты, но принадлежащее двум разным хозяевам.

    Владельцем двух комнат в этой хате была моя бабушка по материнской линии Анастасия Афанасьевна Мелихова (в девичестве Чеботарева), владельцем двух других комнат (со своим естественно подворьем) был Плешаков Валентин.

    Целыми домами в наше время почти никто не владел. Как правило дом, состоящий из 4 комнат, делился на 2-х хозяев (соседей по дому), которые составляли как правило не родственные семьи.

    За каждой половиной дома была закреплена земельная делянка (поземельник), на которой жители садили картофель, помидоры, огурцы, капусту, лук, чеснок, перец и другие виды сельскохозяйственной продукции, являющиеся для людей в то время основным источником существования и даже достатка (если излишки продавались).

   Мои родители жили в одной комнате, изолированной глухой стеной от другой, в которой проживала моя бабушка Настя. К каждой комнате был пристроен чулан (коридор), в котором готовилась в летнее время пища и хранились в небольшой кладовке необходимые в хозяйстве вещи.

    В комнате располагалась печка, отапливаемая углем (дровами), обеденный стол, сундук, шкаф платяной, две кровати (для меня с братом и для родителей, 4 стула, кухонный стол с полками, зеркало, радио- точка (тарелка), 3 окна. Перед домом располагался палисад с кустами душистой сирени.

     Во дворе имелись сарай на два отделения, пристроенный к нему курятник, погреб с надстройкой, собачья будка, верстак, скворечник на шесте прибитого к свае курятника.

    В хозяйстве водились козы, куры и сторожевая собака Рекс. Огород был большой, соток на десять. Вот там и прошло мое раннее и дошкольное детство. Оттуда пошел в первый класс средней школы № 2, расположенной недалеко от дома в переулке Льва Толстого. В ней закончил 8 классов (восьмилетку) и стал юношей допризывного возраста.
 
   В 1964 году мои родители переехали на другой конец города в Колтуки, в район, располагавшийся за ж/д станцией. Там прожил около трех лет, окончил 10 классов средней школы № 3 и оттуда ушел в большую взрослую дорогу под названием жизнь. Причиной нашего переезда, со слов моих родителей, явилось несколько обстоятельств семейно-бытового плана.
 
     Во-первых, в семье было 4 человека, мы, дети, росли и приближалось то время, когда одной комнаты для проживания станет недостаточно. Требовалось расширение жилплощади. Эту задачу в то время можно было решить исключительно двумя способами – построить новый дом или получить наследство в виде отдельного дома (или комнаты).
 
     На первый вариант денег у родителей просто не было, по- тому он отпадал. Второй вариант оказался жизнеспособным. Поясню почему.

    В Колтуках (куда мы потом переехали) в родительском доме из 3-х комнат проживала тетя моей мамы по отцовской линии – Трофимова Ольга Ивановна 1896 года рождения, незамужняя и не вдовая старушка.

     В годы гражданской войны жених ее воевал за белых казаков и в 1920 году из Новороссийска уплыл в составе войск Врангеля в Турцию. Звал ее с собой, но она родителей своих не бросила и осталась с ними в станице.

     В семье ее родителей было 10 детей, но к революции 1917 года осталось двое детей мужского пола – Пантелей и Михаил – и трое женского – Полина 1892 г.р., Ольга 1896 г. р., Елена 1904 г. р. Самым младшим был мой дедушка Михаил Иванович Трофимов 1906 г. р.

     Род Трофимовых происходил от первых поселенцев-казаков, пустивших свои корни в станице на Хопре. К октябрю 1917 года род Трофимовых слыл зажиточным семейством. В станице Урюпинской прадед Иван имел крепкий дом под железной крышей (пятистенка). Имелся большой амбар, скотные помещения, отдельные сараи, двадцать соток земли, не одна пара лошадей, коровы, куры, гуси, козы и много чего другого.
 
    В семи километрах от станицы имелся хутор Акишин (дом, подворье). Когда пришло время женить старшего Пантелея, по сложившейся тогда у казаков традиции ему выделили одну комнату в большом доме.

    Вышла замуж старшая Пелагея и ушла жить к мужу. Женился младший Михаил (мой дед) и ему выделили комнату. Вышла замуж еще одна из дочерей и ушла жить к мужу. С родителями осталась дочь Ольга, ее жених уплыл за море, нового не захотела заводить да так незамужней и осталась при них.

    В 1930 году умирает дед Михаил, когда моей маме было два годика. Он «сгорел» от воспаления легких за три дня, а молодая его вдовствующая жена Настя (моя бабушка) решила выйти замуж за нового человека, казака Мелихова Григория, и ушла жить к нему на улицу Партизанскую, где перед войной тот умер.

     Так что к 1964 году 69-летняя Ольга Ивановна стала просить племянницу (мою маму) о том, чтобы та с семьей переехала к ней в дом и, как у нас говорят, досмотрела бы до конца ее дней. Взамен она все домостроение с поземельным участком отпишет моей маме.

      Посоветовавшись в семейном кругу, родители дали согласие на переезд в Колтуки. Комнату на ул. Партизанской они продали. Вот такова история нашего переезда на другой конец города Урюпинска с целью увеличения жилплощади для проживания.
 
     В 1965 году весной, в апреле, мы начали сносить старый дом предков (простоявший более120 лет) и возводить на его месте новый, из четырех комнат, дубовый дом, в который вселились в сентябре этого же года.

     Он стоит на своем месте, по-прежнему высокий, красивый, прочный дом на каменном фундаменте. В нем проживает дочь деда Пантелея Галина с мужем да моя племянница Марина со своей семьей.

     Мои родные (отец, мать, брат) умерли недавно, а я, занесенный военной службой на Украину в город Одессу, врос в нее прочными корнями, рвать которые тяжело и нет необходимости.

      Но душой я живу на две мои родины – в Урюпинске и в Одессе, не забывая приезжать на землю моих предков и родных.

                продолжение следует...


Рецензии