Немного о Камчатке

                Песня, или как я провел  лето на Камчатке.
Ох, сколько раз  за день мы встречаемся  с друзьями, знакомыми, жмем руки, и задаем всегда один и тот же вопрос.
-Как живешь?
Делаем вид, что внимательно слушаем ответ, и сопереживаем, киваем головой, и тут же забываем все, о чем поведал вам собеседник.  Это от того, что всегда нам свои дела и проблемы  ближе, а чужие никогда не интересуют.  Нет, конечно, иногда бывает и зацепит тебя, кто ни будь разговором о своих заботах. Редко, но бывает.
И вот однажды еду я утром раненько из города по своим делам . Смотрю пешеход по пути. Походка вроде знакомая, а экипировка, ну чистый рыбак.  Неужели Андрюха! Спортсмен, предприниматель, и он туда же. Остановился.
-Привет, садись, подвезу.
-Ой, Леха, привет. Вот здорово,  а то я на утренний клев опаздываю.
-Ты что рыбалкой увлекся?  Вот мало забот тебе, детство все это.
-Да, знаешь, вот затянуло последнее время. Серьезно занялся этим делом. Потратился даже. Инвестировал так сказать уже тысяч сорок.
-И на кого сейчас.
-Да хочу похлыстовать. Хариус , голавль. Потом, может, перестроюсь, щучку попробую на воблера.
Я издевательски спросил:
-Ну и как инвестиции окупаются?
- Да ты что! Дело же не в деньгах. Вот сейчас зайду в речку перед перекатом, где солнце только начнет рассеивать утренний туман. Закину хлыст с мухой, и хариус обязательно возьмет.  Леска натянется, удочка согнется, рука почувствует сопротивление, и я его аккуратно вытащу на берег. Песня! 
Потом  Андрюха попросил остановить ему возле тропиночки к реке, вылез и скрылся в утреннем тумане. Вроде бы и забыть мне нужно было, тот случай, и ни когда не вспоминать. Однако,  зацепило, да так, что стал я копаться в своих старых записях и отыскал дневник который писал, когда я был на Камчатке.
 Не знал, Андрей, что рассказывал он о своем хариусе, которого кроме, как частушкой назвать нельзя, профессиональному рыбаку.  Да, да!  У меня в трудовой книжке есть такая запись:   «Рыбак прибрежного лова», и я давно уже местной рыбалкой не интересуюсь.
Слово прибрежный означает, что все- таки работал я на море. Хоть и не далеко от берега в заливе в устье реки. Однако вынужден был подчиняться всем морским законам ,  начиная с испытания качкой и тяжелым графиком работы четыре через четыре, где за сутки с бригадой перелопачиваешь каплером до 15 тонн рыбы.  Все серьезно и никакой песни.  С океана в реку в начале лета идет  красная рыба: нерка ,  кижуч,  кета, горбуша. Вся рыба с икрой, и высокого качества, потому, что она не успела зайти в пресную воду. Промышленный способ ловли рыбы там отработан не одним десятком лет. Ставиться невод со сложными ловушками, крыльями и накопительными карманами в устье реки. Бригада его обслуживает, живя в море, на рыболовецком катере. Выловленную рыбу сразу забирает  корабль- морозильник, где есть цех переработки.
 Но это так сказать профессиональная рыбалка. А вот для души просто берешь кусок лески ,привязываешь любой крючок побольше, если нет то пойдет и загнутая проволока,  гайку  для груза. Неплохо бы кусочек мяса, или красной тряпочки. Забрасываешь в море и гарантированно вытаскиваешь или треску, или огромного палтуса, реже схватит ужаснообразный  бычек.  Чистишь и уносишь на камбуз. Вот хотите верьте, хотите нет, но я после Камчатки до сих пор  предпочитаю на столе белого минтая, чем красную икру.  Или вот хорошая вкусная рыбка корюшка. Ее в удовольствие таскаешь в устье реки на  на удочку. А  местные коряки умудряются караулить  косяки корюшки , или мойвы у берега моря, вместе с чайками, и черпать ведрами на косе успевая в 10 секунд между морскими волнами. Или вот вам еще один способ рыбалки. Песня это или не песня решайте сами. В отлив старая корячка с внуками вешает у берега моря  дырявые сети на палки, или на какие то ржавые железки.  Потом прилив, и вновь отлив.  Осталось только собрать улов.  Соль, там, у местных всегда в дефиците, поэтому они сушат рыбу просто на ветру. Получается юкола. Я пробовал, безвкусная, однако очень  сытная. Сейчас, спустя время я бы с удовольствием посмаковал ее сидя у телевизора. Во всяком случае  полезнее чипсов.
И  еще небольшое сравнение наших речек и не тронутой природы Камчатки. Напомню просто, что у наших рек в верховье три города с заводами.  Вот у нас подходишь к реке, скажем на уютную полянку, закидывай удочку и рыбачь. Ни кто не против.  На Камчатке же рядом с кострищем часто валяется просто самодельный  сачек.  Вот взял я его в руки поводил по воде, ничего не ловится. Потом подумал, не обнаглел ли я.  Пошел к перекату. В чистой воде увидел косячок горбуши. Не с первого раза, но все таки, изловчившись, выловил пару штук  и тут же отпустил не испытав никакого азарта.   Вот такая песня.
Ну, а что же мой дневник. Там про Петропавловск- Камчатский в основном. Толстенькая тетрадочка. Вот он, читаю. Полно здесь всего. Про горячие источник, природные и искусственные . Настоящие гейзеры я не видел, а вот в бассейне с горячей водой нежился. Незабываемое удовольствие.  Представьте себе небольшой бассейн под открытым небом с теплой подземной водой, запах сероводорода. Вокруг снег.  Яркое, теплое камчатское солнце. Кажется, прикасаешься к самому центру земли.
Икра- визитная карточка Камчатки. Если ее оттуда не привезешь на материк, тебя просто не поймут друзья и близкие. Поражает ее ассортимент. Красная, черная, розовая, мелкая, крупная, старая, свежая, совершенно свежая несоленая.  Все просто не перепробуешь. Нужно или долго там жить, или просто хорошо потратится. Например, мне понравились сушеные ломтики икры камбалы.  Ммм - слюньки теку т от воспоминаний.
Цены, конечно на Камчатке запредельные, на все. Многие ребята с которыми я работал, планировали сразу после сезона махнуть в Китай. Кто отдохнуть с семьей и прикупиться, а  кто просто вылечить зубы. Как то местный собеседник в пивбаре,  пожаловался на то, что проститутки в Токио  дешевле, чем в Петропавловске- Камчатском. Такой вот русский капитализм. И мне показалось, что у всех местных в подсознании  лежит мечта перебраться на большую землю. Газеты пестрят объявлениями о продаже недвижимости в Болгарии, Санкт- Петербурге, на Волге…
Приплываешь сюда, или прилетаешь, всегда ловишь взглядом шишки вулканов. Один из них постоянно дымит. Все разговоры о выбросах,  или о подземных толчках местные жители превращают в шутку, и не черта этих природных катаклизмов не боятся, хотя я видел  разрушенные землетрясением здания в поселке Эссе, страшноватое зрелище.
 Столицу Камчатки от наших городов отличает  серость местных названий. Судите сами. Вот как там официально называются автобусные остановки. Четвертый километр, шестой, восьмой, одинадцатый, двадцатый…сто пятидесятый.  Или вот еще, река Авача, вулкан Авачинский ,бухта Авачинская, гостиница Авача.  Скукотища! Сравните с нашими местными названиями.
 Что еще резко отличает дальневосточные города, так это плотное движение  машин, с правым рулем, а конкретно на Камчатке внедорожников всех марок мира. Кажется, они специально проходят там свой тест драйв. Кстати даже полицейские ездят все сплошь на праворуких машинах. А казалось они должны соблюдать  какой- то государственный стандарт. Запомнилась уличная сцена.  Зеваки скопились на стоянке, и что- то громко обсуждали. Я тоже  подошел посмотреть, думая, что это обыкновенное  ДТП. А всего лишь  среди машин стояла наша вазовская  двенашка, каким то чудом попавшую на дороги Камчатки.
Но это город. Все -таки, главная достопримечательность полуострова это его дикая нетронутая природа. Тундра, горы, реки, вулканы, вечная мерзлота, соседство с океаном. Объема большой книги не хватит все это описать. Да и не знаю я всего. Это я понял, когда смотрел на Камчатку с илюминатора вертолета. Судьба лишь чуть, чуть  дала мне прикоснуться ко всей этой красоте.
В заливе, где мне пришлось трудиться  несколько месяцев, кажется простая картина, и часто там я как молитву тогда повторял строчки известного писателя:
Легко разгадывается сон
Невыспавшегося залива.
 Огонь зари со всех сторон,
И солнце падает с обрыва…
 Дикие сказочные скалы, с клочками летнего снега в ложбинах  врезаются в море.  Океанские волны, кажется, постоянно спорят с прибрежными камнями за сантиметр территории. Небольшая песчаная коса с устьем реки. Рисунок сопок вдалеке. Кажется все. Но каждый день солнце, туман, волнение моря, разольет краски на пейзаже так, что захватывает дух. Добавьте еще игру касаток, рядом с судном, фонтан кита невдалеке ,охоту медведя за морскими котикам на косе. Читаю свой дневник и слышу далекий шум прибоя, крики чаек, хлопанье океанских волн о днише  висящей лодочки. В каждой строчке и буковке тоска по дому. Ни что, никогда не заменит нам чувства к родным и  близким,  но, как мне поступить сейчас, здесь в уютном уральском городке с любовью к тебе- Камчатка.

       Август 2015г.

Фото автора.


Рецензии
Замечательный рассказ, доверху наполненный живыми эмоциями. Так и хочется сказать, что Ваш дневник - волшебный (улыбаюсь). Вы его умело раскрыли над вдумчивым читателем, словно, цветной зонтик Оле Лукойе из сказки Ханса Кристиана Андерсена.

Уместно здесь прозвучала и стихотворная "молитва" из строк поэтического произведения "Бухта Нагаева" (автор Варлам Шаламов, 1960 год):

"Легко разгадывается сон
Невыспавшегося залива.
Огонь зари со всех сторон,
И солнце падает с обрыва…"

Ещё мне приглянулось Ваше описание: "...Настоящие гейзеры я не видел, а вот в бассейне с горячей водой нежился. Незабываемое удовольствие. Представьте себе небольшой бассейн под открытым небом с теплой подземной водой, запах сероводорода. Вокруг снег. Яркое, теплое камчатское солнце. Кажется, прикасаешься к самому центру земли....". Это впечатление очень созвучно моему ощущению, когда я описывал возможность прикоснуться к основанию такого намоленного места, как храм Богородицы на рифе (Черногория, знаменитый Которский залив):

"...ч.12 Ладонь – надёжный коммуникатор*** энергии

Присовокуплю к этим внепланово-научным исследованиям по круговороту энергии, ещё и многочисленное мнение сторонних участников этого эксперимента, которые целенаправленно приезжают на этот рукотворный остров, чтобы зайдя за алтарь этого храма (в средней части узкого прохода) опустить руку, в специально оставленное отверстие в кладке, и прикоснуться к верхней макушке тела подводной скалы. Это верный способ почувствовать сам риф. Ощутить его энергетику. За эту солидную череду веков, сколько суммарного тепла (в настоящих килокалориях!) тут оставили человеческие ладони!? Вложили его в верхушку подводной скалы, трепетно согревая её. Причём здесь нужно сказать, что с таким физическим параметром даже учёные не смогут поспорить, но есть ещё и другой потенциал энергии таких ладоней. Его не измеришь приборами, но он существует, вопреки нашим знаниям об этом природном явлении очага силы. С уверенностью пишу эти строки, полагаясь на огромную житейскую статистику реальных случаев, когда целители врачевали больных людей накладыванием своих уникальных ладоней. При этом прошу не путать с теми, кто махал ими по телевизору. Эти «специалисты» лично у меня вызывают стойкое чувство сомнения.

Да что там целители-врачеватели! Практически, любому из нас достаточно тут вспомнить тепло рук наших Матерей. Вот, где целебная сила энергии безграничной любви! Сколько раз в быстроногом детстве мы им подставляли свои ушибленные коленки и локти, для быстрого утихомиривания чувства боли и врачевания. Нормальные Отцы такую ладонную службу тоже успешно несли. В связи с этим, не удержусь от озорного соблазна тут отметить один забавный факт из своего жизненного ....." (мой рассказ «Церквушки-авианосцы и 4-е агрегатное состояние воды» http://proza.ru/2021/02/10/1245).

Про людей, которых тошнит от красной икры у меня тоже забавная зарисовка из личной жизни «Невкусная красная икра» http://proza.ru/2018/10/22/65.

Вашу замечательную концовку рассказа дополню своими строками из («Мистика, случайность? ч.9 Валидол - защита от пожара»):

"... Скоро показался приветливый оранжевый огонёк окна домика, построенного Маркусом. В лесном пути я вдоволь наслушался совиного писка и теперь с особенным удовольствием подходил к калитке, чтобы решительным жестом распахнуть её и ступить на спасительный жёлто-оранжевый «берег» под окном домика, где меня всегда ждут друзья. Это щемяще приятное чувство удовлетворения. Для любого путника самым заветным всегда будет то место на планете, где его искренне ждут близкие люди и друзья. Благодаря этому странник черпает силу для преодоления самых немыслимых расстояний. Когда-то такой свет в окне зажигала рука моей Мамы, которая, не сомкнув глаз, беспокойно ждала моего возвращения. И это придавало мне силы в пути. Сейчас для меня зажигает такое окно заботливая рука Ольги и друзья не отстают. Низкий им всем поклон. Они тоже могут рассчитывать на свет в моём окошке...".

Искренне желаю, чтобы свет таких окошек, как можно дольше, освещал Ваш жизненный путь.

С уважением, Виктор

Виктор Комосов   17.07.2021 10:00     Заявить о нарушении
Эх коли бы не груз возраста, слетал бы еще и еще раз туда, где девственная природа совсем не северных широт соприкасается с холодным океаном. Хотя нам не дано объять необъятное. Прикоснуться, почувствовать, попереживать, а потом раскрыть "цветной зонтик" и удивить им людей. Спасибо, виктор!

Алексей Тихомиров 3   17.07.2021 10:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.