Мои жемчужины

Мои жемчужины

Вот оно, солнце! Такое доброе, тёплое, огромное, долгожданное! Моя северно-болотная душа, привыкшая к туманам и снежной мороси, наконец-то ликует. Здесь всё какое-то бескрайнее, чистое, приветливое. Небо, песок, прозрачная вода, ветер…. Я иду вдоль берега и слушаю шум волн. Вот группа туземцев готовится к погружению в воду. Смоляные волосы, блестящие, решительные глаза, смуглая кожа. Всплеск воды…. Еще и еще. Постепенно исчезают из вида силуэты пловцов. Не могу себе представить, чтобы  я оказалась среди них глубоко под водой. Кажется, их нет так долго…. Но вот пловцы, один за другим, возвращаются. Закончив свою работу, они спешат к седому, величественному старцу и протягивают добычу. У каждого на ладони несколько жемчужин….. Подхожу к ним и я. Внимание старца привлекает одна из особенно красивых, ослепительно сияющих жемчужин, он протягивает её мне со словами: «Скоро сама будешь находить такие…..» И я просыпаюсь. Оказывается, задремала.
На берегу озера меня весело и настойчиво теребит сынишка. Открываю глаза, а сладкое эхо моего сна вторит: «Находить такие...» Вскоре мой сон стал сбываться, но не в прямом, конечно, смысле. Сияющими драгоценностями для меня стали истории из жизни людей, сумевших с честью преодолеть невзгоды и победить обстоятельства. Психологи выделяют несколько стадий, которые проходит человек, когда его настигает горе. Первой реакцией на тяжёлое событие, как правило, является шок. Человек переживает острую душевную боль, реакцией на которую может быть отрицание (нет, этого не может быть, это происходит не со мной), или же появляется своеобразная «маска» отчуждения, холодности, безразличия. Далее может последовать озлобленность, когда человек обвиняет других людей, обстоятельства, Бога, себя в том, что случилось. Если не удаётся выплеснуть эмоции, то человек может впасть в депрессию, неадекватно себя вести, и только спустя какое-то время смириться с ситуацией и начать заново строить свою жизнь. Одни при этом черпают силы, замещая своё горе, утрату; другие компенсируют утерянное, третьи стараются стать полезными, делать добро. Помогает попавшему в беду и сравнение своих бед с еще более тяжёлыми несчастиями, а неординарные личности действуют по принципу: «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее», приобретая бесценный духовный опыт.
 Мне очень нравится одно крылатое выражение: «Успех – это умение правильно применить неудачу». Именно эти слова можно сказать о Валентине Дикуле, получившем тяжелую травму позвоночника во время циркового выступления на высоте 13 метров, а потом сумевшем сделать практически невозможное – путём долгих мучительных тренировок восстановиться и вновь вернуться на арену. Разработанная этим мужественным человеком методика специальных тренировок помогла огромному количеству людей обрести надежду на полноценную жизнь. Валентин Дикуль стал не только выдающимся артистом, но и основателем «Российского центра реабилитации больных со спинномозговыми травмами и последствиями детского церебрального паралича».
Виктор Франкл – знаменитый психиатр, прошел через узы фашистского концлагеря. В предельно тяжёлых условиях он поддерживал окружающих, сохранял трезвость рассудка, а после освобождения написал книгу, в которой рассказал свою историю выхода из глубокой тьмы страха и страдания.
 Недавно по «Детскому радио» я слышала рассказ о том, как один человек, прикованный к инвалидному креслу, не выходя из дома, по интернету проводит уроки по художественной фотографии для воспитанников детского дома. Эти уроки дети с нетерпением ждут и с удовольствием занимаются творчеством. Как тут не вспомнить слова ученого и путешественника Тура Хейердала: «Границы? Никогда их не видел, но слышал, что они существуют в умах большинства людей».
 Приведу еще факты из жизни Ленинградского зоопарка в годы блокады, о которых я узнала, побывав  там на экскурсии. Оказывается, во время войны далеко не всех зверей успели вывезти, и в блокадном городе оставались: пятидесятилетняя слониха, бегемотиха по кличке Красавица, тигры, грифы, обезьяны. За ними ухаживали 20 сотрудников зоопарка. Поскольку бегемоты не могут жить без воды (у них трескается кожа), одна из сотрудниц ходила на Неву и приносила 20 вёдер воды, чтобы обтереть Красавицу кипяченой водой и жиром. Это в то время, когда голод и холод безжалостно косили людей, когда, казалось, сил должно было хватать только на сохранение собственной жизни! Кормили животных отваром из обрезков овощей, собранных под обстрелами на колхозных полях. Для хищных птиц отлавливали крыс, а для тигров набивали варёными овощами шкурки кроликов, обмазывая их сверху жиром, чтобы обмануть инстинкт хищника. А когда в зоопарке в разгар блокады родилась обезьянка, Ленинградский роддом для неё выделил суточную норму молока, как для младенца. Весной 1942 года в Ленинград привезли 5000 кошек: надо было как-то бороться с нашествием крыс. Пушистых помощников развезли по предприятиям, школам, музеям. Кошек даже стали продавать ленинградцам, которые отдавали за них продукты! Люди верили, что самое страшное уже позади, и жизнь продолжается! В это надо верить всегда, чтобы не происходило вокруг и с тобой!
Конечно же, я рассказала об исключительных ситуациях и незаурядных людях, но каждый из нас может стать таким человеком, если очень этого захочет. А теперь о моём собственном опыте. Когда я переживаю трудности, я, прежде всего, стараюсь переключиться на позитивные мысли. Я сажусь за стол и излагаю на бумаге все плюсы и минусы своего положения, и считаю в своей жизни не только поражения, которых было предостаточно, но и победы (а их становится всё больше и больше). Я научилась не молчать,  замыкаясь в себе, а озвучивать свои неудачи близким и обращаться за советами к специалистам. Так- же стараюсь оградить себя от негативной информации и пессимистично настроенных людей, больше слушать любимую музыку, смотреть доброе, смешное кино, встречаться с друзьями, заниматься творчеством (я пишу стихи и рисую) и обязательно строить планы на будущее, причем проговаривать задуманное вслух. Я ищу «топливо», чтобы двигаться дальше. Создаю себе внешнее давление, если чувствую нехватку самодисциплины: например, обещаю сама себе сделать какое-то дело в конкретные сроки и прошу об этом мне напоминать. Если же работа «давит» своим объёмом, я разбиваю её на отдельные этапы, и выполнив каждый поочерёдно, поощряю себя чем-нибудь. Это может быть поход на озеро, покупка музыкального диска или «посиделки» в кафе. Главное, что я поняла: жить нужно сегодня, сейчас, а не потом. Это знание и есть моя драгоценная жемчужина.


Рецензии
Какая ты молодец! Замечательная публикация! Узнал много нового для себя и... какая ты умница Светлана! Жму только на зелёную! С уважением...

Гущин Владимир   14.10.2019 20:54     Заявить о нарушении
Владимир Иванович, спасибо за поддержку!

Светлана Лёвина   18.10.2019 14:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.