Последний бой лейтенанта Осяева

                Светлой памяти братьев 
                Тимофея Ивана, Константина,
                Владимира Осяевых – посвящаю.
   
           Утро выдалось хмурое, мелко моросил дождь, в воздухе висел какой-то свинцово-пороховой туман, вероятно от вчерашней перестрелки, всё было неимоверно напряжено. Какая-то неведомая сила сжало мощную пружину из солдатских нервов, напряжения пехоты, тишины артиллерийских залпов и моторов автомашин. Казалось, вся эта армада только и ждёт сигнала для решающего броска на Познань. Эту громадную крепость века, имеющую мощнейшие фортификационные сооружения, рвы, наполненные водой и каменные башни, утыканные гнёздами пулемётных расчётов. 
         Не спал и словно к чему-то готовился лейтенант Константин Данилович Осяев, 23 лет отроду, один из десятков тысяч лейтенантов, разбросанных по всей линии фронта. Шёл 1303 день Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., воздух ещё не был пропитан тем опьяняющим запахом Победы, которую ждали и непременно верили, что она придёт, как новый день, как новая заря на весеннем небосклоне. Но огненный молох всё ещё мерно отрабатывал свои жертвы ни на минуту, не прекращая свою чудовищную работу.   
         Не знал и лейтенант Осяев, что ему сегодня придётся сойтись в последнем бою с диким израненным зверем, недавно прошедшего легким маршем почти всю Европу. Прожил он на этой земле несправедливо мало, как и его товарищи, оставшиеся лежать на поле боя. В глазах его стояло маленькое амурское поселение Облучье, в весенней россыпи ярко синего багульника и других трав, обсыпавших невысокие сопки, быстрый Хинган и величавый Амур, тихо катящий свои волны к Тихому океану.
        Школа, звонкий смех одноклассников, первые лекции в железнодорожном училище всё это прервала война. Мать, простая женщина из далёкого мордовского села Косогоры, собрала в платок кое-какую еду и проводила его до окраины улицы, окрестив его уходящий в даль силуэт. Он тихо ушёл, навсегда покинув край уссурийской тайги и небесно голубых сопок.   
        Обычная биография добровольца-призывника военкомат, пехотное училище, фронт. Повоевал на разных фронтах, дважды был ранен, пока не оказался на 2-Беларусском фронте. Подтянутого, смекалистого его заметили и назначили командиром взвода разведки пехотного батальона.   
          Сегодня взвод отдыхал. Из окопов невооруженным глазом были видны улицы и окраина польского города Радом. Вылазки в тыл к противнику отменили на неопределённое время, солдаты ещё не знали, что союзники высадились в Арденнах, но были отброшены гитлеровскими войсками к самой кромке морского побережья. Последовала просьба о помощи, и Верховный главнокомандующий принял решение штурмовать Познань и начать освобождение Польши, отвлекая основные силы противника.    
           Вечером командир батальона собрал младших командиров и объявил, что завтра с раннего утра начинается мощное наступление наших войск на Познань. А с раннего утра началась мощнейшая арт. подготовка наших войск по переднему краю и глубине обороны противника. Затем батальоны особого назначения 83 и 76 гвардейских стрелковых полков прорвали передний край обороны. Преодолев сильный ружейно-пулемётный огонь пехоты противника и его дальнобойной артиллерии, наши солдаты овладели первой траншеей противника.
           Ближе к обеду командование приняло решение ввести основные силы дивизии, в том числе и 74 гвардейский стрелковый полк, находившийся во втором эшелоне, в состав которого входил и взвод под командованием лейтенанта Осяева К. Д. Немецкие солдаты яростно сражались, за каждую пядь земли, понимая, что со взятием Познани открывается прямая дорога на Берлин. Понимали это и наши солдаты, понимали, что надо уже сломать хребет нацистскому зверю и закончить эту кровопролитную войну. Ближе к обеду гвардейский 74 полк после ожесточённого боя полностью овладел второй линией обороны, Третью траншею прошли без особого сопротивления, а затем завязался бой за опорный пункт Липа. Опорный пункт располагал на рубеже дзоты и пехотную артиллерию на рубеже, и противник оказал жестокое сопротивление. Получив приказ на уничтожение дзотов взвод лейтенанта Осяева К. Д. взвод выдвинулся вперёд. Первый дзот был подавлен от взрыва связки противотанковых гранат, но предсмертная очередь немецкого пулемета сразила боевого командира взвода. Лейтенант Осяев К.Д. успел только посмотреть на серое польское небо и может в сознании у него промелькнуло лицо матери и зеленые и яркие от солнца холмы родного Приморского края. Преследуя противника затем, был освобождён опорный пункт Клементынув и Майска Домброва. 
           К исходу дня, изрядно уставшие войска были остановлены для перегруппировки и отдыха перед решающим штурмом.    В скромных сводках Совинформбюро это было отражено как: в первый же день операции ударные группировки 1-го Белорусского фронта взломали главную полосу обороны противника напротив плацдармов и, продвинувшись в течение дня на участках прорыва на глубину 12—18 км, образовали во вражеской обороне две большие бреши: одну — против Магнушевского плацдарма, шириной в 30 км и другую — против Пулавского плацдарма шириной до 35 км.     Немецкое командование ввело в бой вторые эшелоны пехотных дивизий и резервы армейских корпусов. На участках прорыва враг предпринимал многочисленные контратаки, но все они были отбиты.   
           Так и закончился боевой день 14 января 1945 года. День, насыщенный боевыми событиями, штурмами первой и второй траншеи, по письму старшины Мухина сообщившим о гибели комвзвода матери Осяевой Прасковье Петровне, взвод практически пал смертью храбрых в первые дни штурмовой операции. При штурме этих укрепрайонов не стало и боевого командира лейтенанта Осяева Константин Даниловича, но задача была выполнена. Варшавско-Познанская наступательная операция покатилась дальше на главную опору немцев крепость Познань. Вот так и погиб мой дядя Осяев К.Д. освобождая Польшу и выполняя обязательства перед союзниками в Арденнах.     Он был похоронен в окрестностях города Радом (Польша) затем в 80-х годах было осуществлено перезахоронение на большое воинское кладбище Гарволин (Польша) там он и лежит среди тысячи русских воинов, отдавших свою жизнь за освобождение своей Родины.


Рецензии
Светлая память нашим героям! И тем выше возмущение решениями современного польского правительства, лишенного чувства благодарности советским воинам, освободившим Польшу от фашистской мрази! Чем же эти польские руководители отличаются от немецких фашистов сороковых годов прошлого века? Ничем - те же мрази!

С уважением, Виктор Павлов. Здоровья Вам. Зеленая.

Виктор Павлов 4   11.06.2023 14:35     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.