О книге Ричарда Баха

О книге Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон"


Помню, когда я только принимался за чтение этой книги, меня сразу же насторожило название. Мелькнула мысль, что это, наверно, ещё одна душещипательная история о «братьях наших меньших» в духе Даррелла или Сетон-Томпсона. Оказывается, я ошибся. Это не про животных – это про нас, людей. И про то, как надо жить на этой Земле. К чему стремиться. Во что верить. И, хотя главные герои книги всё-таки чайки, легко догадаться, что рассказывается в ней о человеке, причём не о каком-то отдельном человеке, а о человечестве в целом. Автора волнует вопрос, как будет дальше развиваться наша цивилизация и что нужно для того, чтобы достичь, наконец, полной гармонии в отношениях между людьми, чтобы уже ничто не сдерживало твоего полёта ввысь, к далёкой и прекрасной цели…
      Да, такая вот непростая вещь – эта «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Кстати, а почему такое странное название? Уже после того, как закончил читать книгу, нашел в материалах о Ричарде Бахе рассказанную им самим историю возникновения замысла этой необычной повести. Как-то раз автор – кстати, потомок того самого всемирно известного композитора из Германии, создавшего знаменитую органную Токкату ре минор, лётчик маломоторной авиации, прирождённый фантазёр и выдумщик – прогуливался по затянутому туманом каналу Белмонт Шор в штате Калифорния, когда вдруг услышал некий таинственный голос, чётко произнёсший в его голове одну единственную фразу: «Чайка Джонатан Ливингстон». Бах тут же поспешил домой, чтобы запечатлеть на бумаге видение, возникшее перед его мысленным взором подобно кадрам какого-то неизвестного кинофильма. Однако сколько он потом ни пытался написать продолжение этой удивительной истории, долгое время у него ничего не получалось. Только спустя восемь лет, когда в его голове вновь возник тот же самый голос, продиктовавший ему продолжение «Чайки…», Ричард смог  вернуться к прерванному труду. Таким образом, идея этого произведения, как он впоследствии неоднократно объяснял журналистам, принадлежит вовсе не ему, что он в данном случае лишь выступил в роли своеобразного медиума, пересказавшего повесть, нашёптанную ему кем-то свыше. Такая вот удивительная история.
      Что же касается самой повести, то события, описанные в ней,  не менее удивительны, потому что рассказывается там о некоей чайке, для которой, в отличие от её многочисленных сородичей, «главное было не в еде, а в полёте». Стараясь постигнуть технику полёта, узнать о нём как можно больше, Джонатан (а именно так звали эту непослушную чайку) вызывает сначала гнев и возмущение у своих родителей, а потом и у всей стаи, которая, в конце концов, с позором изгоняет его из своих рядов.
      Но, как вскоре выясняется, Джонатан не одинок в своём стремлении ввысь. У него есть единомышленники, готовые раскрыть перед ним тайну его великого предназначения. «Большинство из нас продвигается вперёд так медленно, – говорит Джонатану его первый учитель Салливан. – Мы переходим из одного мира в другой, почти такой же, и тут же забываем, откуда мы пришли; нам всё равно, куда нас ведут, нам нужно только то, что происходит сию минуту. Ты представляешь, сколько жизней мы должны прожить, прежде чем у нас появится первая смутная догадка, что жизнь не исчерпывается едой, борьбой и властью в Стае. Тысячи жизней, Джонатан, десять тысяч! А потом ещё сто жизней, прежде чем мы начинаем понимать, что существует нечто, называемое совершенством, и ещё сто, пока мы убеждаемся: смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим. Тот же закон, разумеется, действует и здесь: мы выбираем следующий мир в соответствии с тем, чему научились в этом. Если мы не научились ничему, следующий мир окажется таким же, как этот, и нам придётся снова преодолевать те же преграды с теми же свинцовыми гирями на лапах».
      Да, такая вот простая философия: жить, постоянно совершенствуясь, и передавать свой опыт другим. В этом и есть смысл нашего существования на Земле. Именно об этом пытается рассказать нам в своей удивительной книге Ричард Бах.
      Многие причисляют Баха к последователям философии буддизма. Мне кажется, это не совсем правильно. Да, Джонатан Ливингстон, безусловно, отчасти напоминает индийского святого бодхисатву, который, освободившись от земных условностей, вновь вернулся в этот мир, чтобы помочь так же освободиться и другим живым существам. Но философия Ричарда Баха значительно отличается от буддизма. Дело в том, что последователи этого учения, насколько я знаю, называют неизменным спутником жизни страдание. Освобождение, к которому они стремятся, это полное прекращение бытия, возвращение в изначальную и безличную Пустоту, лежащую в основе всех вещей. Однако в произведении Баха этого нет. Писатель всячески отрицает трагичность бытия. Наоборот, каждой строчкой своей книги он постоянно напоминает о том, что жизнь вокруг нас прекрасна и удивительна.
      Кроме того, освобождение, о котором говорит Бах, – это вовсе не освобождение от бытия и даже не освобождение от собственного «я». «– Всё ваше тело от кончика одного крыла до кончика другого – это не что иное, как ваша мысль, выраженная в форме, доступной вашему зрению, –  поучает своих учеников Джонатан. – Разбейте цепи, сковывающие вашу мысль, и вы разобьёте цепи, сковывающие ваше тело…» Поверив в то, что мир – это лишь твоё представление, личность приобретает качественно новые возможности и, в конечном итоге, попадает в другой, более совершенный мир, дающий ей больше возможностей для самосовершенствования. В книге этот мир назван Небесами. Но, по словам писателя, «небеса – это не какое-то определённое место или время, потому что ни место, ни время не имеет значения. Небеса – это достижение совершенства, а совершенство не знает предела».
      Вот какую картину мира рисует в своём произведении Ричард Бах, и эта картина не может не завораживать, особенно молодых читателей, которые только вступают во взрослую жизнь, только начинают серьёзно задумываться о её смысле. В этом плане книга американского писателя – хорошее подспорье в освоении новых неизведанных вершин, которые лежат перед нами. Она помогает нам взглянуть на повседневные проблемы как бы «с высоты птичьего полёта», осознать величие человеческого духа, попытаться раздвинуть границы собственного сознания.
      Конечно, с одной стороны, в наш прагматичный век трудно поверить в торжество светлых полумифических идеалов над сухими цифрами и фактами, с которыми, как известно, не поспоришь, трудно уповать на лучшее, когда суровая действительность ежеминутно, ежесекундно подсовывает нам примеры, которые говорят как раз об обратном, о том, что наша сегодняшняя жизнь – это сплошной негатив, что нет и не может быть справедливости в мире, раздираемом войнами и ненавистью, и что мечте о «прекрасном далёко», видимо, навсегда суждено остаться только мечтой… Да, эпоха «детей-цветов» и «Jesus Christ Superstar» давно ушла в прошлое. Нынешнее поколение уже практически невозможно убедить в том, что можно перестроить этот мир по законам гармонии и справедливости. Какая уж там чайка с её верой в свободный полёт, когда кругом только и слышишь, что о коррумпированности чиновников в верхах и о бесконечных мафиозных разборках. И, как альтернатива этому, пошлые бездумные сериалы, которые каждый день крутят по телевизору, и набивший всем оскомину «Дом-2» с его проповедью так называемой «свободной любви». Неужели это и есть то, к чему стоит стремиться? Неужели это можно назвать любовью?
      И снова невольно обращаешься к повести Баха.
      «- Джонатан, помнишь, как-то давным-давно ты говорил, что любви к Стае должно хватить на то, чтобы вернуться к своим сородичам и помочь им учиться?
      - Конечно.
      - Я не понимаю, как можно любить обезумевшую стаю птиц, которая только что пыталась убить тебя.
      - Ох, Флетч! Ты не должен любить обезумевшую стаю птиц! Ты вовсе не должен воздавать любовью за ненависть и злобу. Ты должен тренироваться и видеть истинно добрую чайку в них самих. Вот что я называю любовью. Интересно, когда ты, наконец, это поймёшь?»
      Не правда ли, напоминает одну из главных заповедей Христа? Но можно ли кого-нибудь сегодня убедить этими заповедями?
      Странно, сейчас так много говорят о религии, о том, что все вдруг в срочном порядке поверили в Бога и при каждом удобном случае бегут в церковь, чтобы покаяться в грехах или поставить свечку по усопшим. Только вот число грехов при этом почему-то не уменьшается, да и безвременно усопших с каждым годом всё больше и больше. К чему бы это, а?
      Мне кажется, вся беда в том, что вера в Бога для многих из нас – это  просто мода. Ни больше, ни меньше. Как мода на одежду, на музыку, на поступки. Да, и на поступки тоже может быть мода. Сейчас, например, модно совсем не читать книг, ограничив себя просмотром многочисленных глянцевых журналов, и о событиях в мире узнавать только по сообщениям в светской хронике. Мне, конечно, могут возразить, что сегодня появилось такое мощное средство воздействия на человеческие умы, как интернет. Чем, казалось бы, не выгоднейшая замена всей этой печатной продукции, которая в наши дни, по мнению многих, уже просто неактуальна. Но, давайте признаемся честно, в интернет мы «выползаем» чаще всего только для того, чтобы перекачать в свой компьютер какую-нибудь очередную «стрелялку» или же, как сейчас говорят, «оттянуться по полной» на порно-сайтах. Всё, на большее нас не хватает.
      Вот и получается, что интернет для нынешнего поколения вовсе не кладезь знаний, не собрание мировых шедевров, а обычная куча мусора или, как утверждают всё те же адепты религии, настоящее исчадие ада, порождение дьявола. Что ж, возможно, в чём-то они и правы. И, как бы мы к этому ни относились, согласитесь, что в нынешних условиях стало ещё труднее прививать подрастающему поколению навыки добра и справедливости, ещё труднее заставить поверить в то, что проповедует в своей книге Ричард Бах.
      И всё же… и всё же попытаемся посмотреть на это с другой стороны. Ведь, как ни крути, в мире всегда хватало несправедливости, всегда лились реки крови и разжигались новые войны. И всегда находились пророки, пытавшиеся противостоять мировому злу, призывавшие нас стремиться вверх и, несмотря ни на что, верить в то, что добро всё-таки победит. Автор «Чайки по имени Джонатан Ливингстон» – из этих пророков. И отрадней всего то, что его голос не одинок в хоре тех, кто и сегодня, в наш жестокий век, продолжает ратовать за справедливость. Я не буду называть здесь имена великих гениев прошлого, которые внесли свою важную лепту в  борьбу за то, чтобы этот мир стал лучше, добрей, справедливей. Их очень много – всех  не перечислишь.
      Вспомню лишь одного, современника Ричарда Баха, писателя, близкого ему по судьбе. Это имя первое приходит на ум, когда читаешь «Чайку». Антуан де Сент-Экзюпери.  С его чудесной сказкой «Маленький принц» я познакомился ещё в 6 классе и с тех пор эта небольшая, но очень дорогая мне книжка заняла одно из главных мест на полочке моих любимых книг. Туда же я поставлю и Баха (буквально на днях приобрел её в магазине вместе с другими произведениями писателя – романами «Дар крыльев» и «Мост через вечность», которые со временем тоже обязательно прочитаю). Мне кажется, что эти произведения должны стоять рядом. Не только потому, что их авторы – люди, беззаветно влюбленные в профессию лётчика и пишущие о полётах в небо, хотя это тоже по-своему роднит и сближает этих писателей.
      Но главное всё-таки в другом – в том, что их книги о всех нас, живущих на этой Земле, о том, кто мы, зачем пришли в этот мир и о том, как нам научиться жить в гармонии с этим миром, чтобы когда-нибудь, спустя годы, суметь поверить в себя и обрести, наконец, истинную СВОБОДУ.


Рецензии