Наказание нас Западом

Архиепископ Аверкий (Таушев).


Западом и наказывал, и накажет нас Господь. Слова святителя Феофана Затворника.

Совершенно неправильно идеализировать сплошь все, что было у нас в прежней дореволюционной России. Ведь если бы все было у нас вполне благополучно, то не было бы и революции, и большевизма.

Дабы утверждения наши не показались кому-либо голословными, предоставим сегодня говорить на эту тему нашему величайшему духовному авторитету последнего времени – Преосвященному Феофану Вышенскому. Его слова тем более убедительны, что он говорил о неизбежно надвигающейся на русский народ каре Божией еще задолго до революций 1917 года и, таким образом, оказался как бы пророком.

Вот, что писал великий наставник всей верующей России святитель Феофан еще в шестидесятых годах девятнадцатого столетия:

"Знаете ли, какие у меня безотрадные есть мысли? И не без основания. Встречаю людей, числящихся православными, кои по духу вольтериане, натуралисты, лютеране и всякого рода вольнодумцы. Они прошли все науки в наших высших заведениях. И не глупы и не злы, но относительно к вере и Церкви никуда негожи. Отцы и матери их были благочестивы; порча вошла в период образования вне родительского дома. Память о детстве и дух родителей еще держит их в некоторых пределах. Каковы будут их собственные дети? И что тех будет держать в должных пределах? Заключаю отсюда, что через поколение, много через два, иссякнет наше Православие" (Письма о христ. жизни, стр. 78).

"Следует наказать нас", – пишет он же в другом письме: "пошли хулы на Бога и дела Его гласные. Некто писала мне, что в какой-то газете "Свет" № 88 напечатаны хулы на Божию Матерь. Матерь Божия отвратилась от нас; ради Ея и Сын Божий, а Его ради Бог Отец и Дух Божий. Кто же за нас, когда Бог против нас?! Увы!" (Собрание писем вып. 7. стр. 206).

А вот и прямое предсказание революции (за пятьдесят лет слишком до нее): "Как шла французская революция? Сначала распространились материалистические воззрения. Они пошатнули и христианские и общерелигиозные убеждения. Пошло повальное неверие: Бога нет; человек – ком грязи; за гробом нечего ждать. Несмотря, однако, на то, что ком грязи можно бы всем топтать (справедливо иронизирует Святитель), у них выходило: не замай! не тронь! дай свободу! И дали! Начались требования – инде разумные, далее полуумные, там безумные. И пошло все вверх дном.

Что у нас? У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы еще не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требования свободы и самоуправства выражаются свободно. Выходит, что и мы на пути к революции" (Собрание писем вып. 7, стр. 142).

Ясно и определенно указывает святитель Феофан источник, из которого текло к нам это зло, приведшее нас к кровавой катастрофе: "Западом и наказывал, и накажет нас Господь, а нам в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас!" (Письма о христ. жизни, стр. 70).

"Нас увлекает просвещенная Европа... Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть: может быть, опять пошлет на нас Господь таких же "учителей" наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает, и, ведая сие, веселитесь и радуйтесь в эти дни (Рождества Христова) со страхом. Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтобы все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие-нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога" (Слово на Рождество Христово из "Мыслей" стр. 461).



"Сознаем опасность своего положения. ...широкой рекой потекли к нам западные учения о неслыханных дотоле, противных духу Христову, порядках в жизни семейной, религиозной, политической... Молитвословие и церковность начали быть вытесняемы из круга жизни нашей... Многие живут и действуют так, как бы для них не было Господа и Святой Церкви Его. Оттого идут в театр, когда надо бы идти в церковь, учреждают гуляния с шумом и музыкой во время церковных служб и даже близ церкви, отвлекая от нее простодушных... Идут мимо церкви и не молятся – от того, что не помнят о ней: голова не тем занята. Много и другого дурного занято нами от соседей. Не перечислить всего. Довольно и указанных случаев, чтобы увериться, что начали прокрадываться к нам обычаи, обличающие в приемах их богозабвение... И это не пройдет нам даром, если не опомнимся!" – Грозно уже предрекает святитель Феофан, что и исполнилось на наших глазах.



Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том. II. Свято-Троицкий монастырь. Джорданвилль, Нью-Йорк. 1975 г. – Из проповеди "Почему постигла нашу Родину Россию такая страшная кара Божия?" С. 109-113.


Рецензии