Откуда мы, русские? Часть 10. Возрождение Войной

Тарасов Ю.А.

Гражданская война в России со стороны революционных сил была антирусской по своей сути (хотя русские составляли большую часть обеих сторон). Не случайно наиболее последовательные сторонники белого движения выступали в ней под знаменем русского национализма. Им пришлось сражаться не только с большевиками и их союзниками, но и с националистами окраин. Своё поражение в этой войне они приравнивали к гибели России и это их убеждение было не таким уж далеким от истины.

Пришедшие к власти коммунисты (верхушка которых была в основном нерусской по своему составу) считали созданное русским народом государство «тюрьмой народов», поэтому, пытаясь сделать революцию необратимой, спешили сделать всё для подавления русского национального самосознания. На собственно русской территории страны негласно запретными в публичном применении стали слова «отечество», «патриотизм». Вся мощь партийно-государственной пропаганды была направлена на разделение народа по классовому признаку, при этом полным объёмом гражданских прав формально обладал только пролетариат (фактически наибольшие права принадлежали государственным и партийным чиновникам).

Значительная часть русского и русскоязычного населения, проживавшего на инонациональных территориях, была отдана в качестве этнического материала местным властям для искусственного пополнения титульных наций. С этой целью им разрешалось делать обязательным для изучения в школах только свой язык, игнорируя национальные интересы русского населения.

Уничтожавшаяся в ходе «культурной революции» русская народная традиционная культура спешно замещалась искусственно конструируемой советским государством, с помощью быстро формируемой «социалистической» интеллигенции, массовой «пролетарской» культурой, орудиями внедрения которой стали все способы воздействия на умы людей, от уже давно известных (образование, печать, театр), до самых на тот момент современных (радио и кино). Ускоренными темпами развёртывалась материальная база для передачи всей этой информации населению: сеть школ, библиотек, клубов, кинотеатров, радиоточек.

Естественно, основные усилия партийно-государственной пропаганды были направлены на молодое поколение, лично не впитавшее в себя культуру дореволюционной России. Чтобы исключить или максимально уменьшить влияние «заражённой» «вредными» традициями семьи, дети и молодёжь почти поголовно распределялись по специально созданным под эгидой ВКП (б) общегосударственным организациям (пионерской и комсомольской), взявших их досуг и воспитание под свой контроль.

Ещё одним препятствием для передачи традиционной культуры молодому поколению в семье стал раскол общества на «своих» и «врагов» в ходе гражданской войны и репрессий против «социально чуждых элементов» после неё. Родители теперь сами опасались давать детям информацию о семейных корнях, старых верованиях и личном прошлом, способную потом навлечь на последних «гнев» советских властей.

В результате, коммунистам удалось в очень короткие сроки (15-20 лет) сильно изменить самосознание русского народа (в первую очередь поколения, выросшего уже при советской власти), в значительной степени подавив его национальную память и традиционную культуру. Это стало возможным ещё и потому, что к тому времени он уже почти полностью был лишён своей интеллектуальной элиты (национальной интеллигенции). Казалось, судьба русского народа решена и он обречён стать питательной средой для формируемой в стране особой «социалистической нации», призванной послужить зародышем будущего коммунистического человечества. Но, реальность никогда полностью не совпадает с искусственно создаваемыми планами. Перемена внутри- и внешнеполитических обстоятельств повлекла за собой и изменение позиции руководства СССР в отношении русского народа, возродив его к собственной исторической жизни.

Первой предпосылкой для этого возрождения стал крах надежд коммунистической верхушки советского государства на близость мировой пролетарской революции. Вследствие этого, Союз советских социалистических республик, созданный как прообраз мирового коммунистического порядка, нужно было теперь как-то приспосабливать к длительному существованию в условиях враждебного капиталистического окружения. В том виде, в каком он оставался к концу 20-х годов, сохранить его было очень проблематично. Быстрое формирование собственных наций в нерусских республиках СССР создавало слишком большую угрозу его единству. Даже объединявшая государственные аппараты республик общая партия не являлась гарантией прочности всего Союза.

Сталин, как грузин, прекрасно понимал, например, что имевшие в прошлом собственный многовековой исторический опыт государственности Грузия и Армения и при коммунистических властях не гарантированы от сепаратизма по отношению к СССР. Тоже касалось и Среднеазиатских республик, где, к тому же, с конца 20-х годов с новой силой вспыхнуло поддерживаемое из-за рубежа басмаческое движение. Не добавляло оптимизма и массовое бегство в Китай с началом коллективизации значительной части казахов, которые концентрировались вдоль границы, угрожая возможностью вторжения на его территорию. Рассчитывать на абсолютную верность Кремлю даже казахских коммунистов в такой обстановке было бы слишком неосторожно.

Появление в 1929 году и бурный рост популярности среди западных украинцев Организации украинских националистов (ОУН), исповедовавшей идеологию «интегрального национализма» (украинской формы «нацизма») и направленной против СССР, разрушило планы советского руководства использовать поощряемый им украинский национализм в целях мировой революции (для разжигания коммунистического движения в украинских районах Польши (Западная Украина), а также в Канаде и США, где проживала значительная украинская диаспора). Стать более националистичным, чем ОУН советское руководство Украины при всём своём желании не могло. Более того, украинизация УССР теперь играла на руку ОУН, прямо подготавливая отторжение всей этой территории (и ряда соседних с ней) от СССР.

Осознав все риски чрезмерного увлечения национальным строительством в союзных республиках, Сталин и его окружение, руководствуясь элементарным чувством самосохранения, не могли не прийти к выводу о необходимости остановить этот процесс, а кое-где даже повернуть его вспять. Первоначально (в 1-й половине 30-х годов) это вовсе не означало восстановление в правах русского народа. Ставка была сделана на продолжавший формироваться в эти годы усилиями партийно-государственной пропаганды так называемый советский народ, многоэтничный по составу (на русскоязычной основе), интернационалистский и атеистический по своим убеждениям, призванный стать опорой советской государственности, пушечным мясом будущей мировой революции и верным строителем коммунизма.

Усиленно формировалась новая общегосударственная мифология, которая должна была задать единые ориентиры поведения для основной массы жителей СССР. Образцами для всеобщего подражания (героями) она делала видных участников революционного движения, гражданской войны, индустриализации, коллективизации, советского строительства, современных государственных и партийных деятелей.

Для более эффективного внедрения в умы людей новой мифологии именно в эти годы (после 1931-го) было восстановлено в правах преподавание истории (до этого её фактически заменяла социология в форме марксистского обществознания) и началась разработка единых советских учебников истории для всего СССР. Впрочем, первые учебники истории, появившиеся в 1933 году, всё ещё слишком сильно напоминали книги по обществознанию, поскольку были практически лишены описания исторических личностей и картин событий, что и не удивительно, поскольку это были большей частью личности и события дореволюционной русской истории, всё ещё остававшиеся под негласным идеологическим «табу» советских властей.

Между тем, на международной арене происходили события, которые заставили в конце концов партийную верхушку СССР в корне изменить свою позицию по отношению к русскому народу и его истории. В 1933 году к власти в Германии пришёл Гитлер, что фактически означало установление фашистского (нацистского) режима в этой стране. Не мудрствуя лукаво, немецкие нацисты скопировали основные элементы своей общественной системы сразу с двух уже оформившихся на тот момент тоталитарных режимов: фашистского - в Италии и коммунистического - в СССР.

У сталинского Советского Союза Гитлер частично заимствовал организацию новых карательных органов (гестапо – подобие ГПУ, войска СС – войск НКВД, «исключительные суды» для расправы с антифашистами – сталинских «троек») и сети исправительно-трудовых лагерей, а также контроль партии над молодёжным движением и принцип формирования его по возрастам (гитлерюгенд – аналог комсомола, дойчес юнгфольк – пионерской организации). Скопировали гитлеровцы и уже достаточно хорошо отработанные в СССР способы изменения сознания народных масс с помощью тотальной пропаганды. У фашистской Италии была перенята корпоративная форма управления экономикой. Собственным изобретением Гитлера стала система фюрерства, пронизывающая всё его государство сверху донизу.

В результате, вблизи западных границ Советского Союза появился его близнец-антипод, способный (в отличие от демократических стран) мобилизовывать своё население для решения государственных и партийных задач не хуже, а может быть даже лучше, чем это мог сделать СССР. Учитывая, что уровень науки, техники, образования в Германии был традиционно выше, чем в России (в том числе и в предвоенные годы), а фашистский режим изначально был заточен на борьбу с коммунизмом, эта новая реальность на глазах превращалась в крайне опасную угрозу для Советского государства.

Преобразование Германии в фашистское государство сделало новую большую войну для СССР фактически неизбежной в самые ближайшие годы. Наблюдая, как быстро нацистская пропаганда превращает немцев в послушный и хорошо отлаженный инструмент тотальной войны, Сталин и его окружение не могли не понимать, что для противостояния такой сплочённой воюющей нации одного «пролетарского интернационализма» уже недостаточно.  Справиться с ней могла только другая воюющая нация, ещё более многочисленная и сплочённая, и такую нацию необходимо было создать в кратчайшие сроки.

Первоначально все надежды коммунистическое руководство СССР связывало с формированием «советского народа». Однако процесс этот вскоре был фактически сорван массовыми репрессиями в стране. Почти все «герои» новой советской мифологии оказались «врагами народа» и их имена пришлось тщательно вычеркнуть из только что написанных учебников истории СССР. Издание этих учебников, в результате, затягивалось. Сталинскому руководству ничего не оставалось как вновь сделать ставку на русский патриотизм, а для этого его нужно было срочно реабилитировать и приспособить к коммунистической идеологии советского государства. Реализация этой программы началась всего за четыре года до Великой Отечественной войны.

В 1937 году было пышно отмечено на государственном уровне 100-летие со дня смерти А.С.Пушкина. Впервые его стали называть «великим русским национальным поэтом» и «основателем русского литературного языка». В том же году на экраны страны выходит фильм «Пётр 1-й». Тоже впервые русский царь, основатель Российской империи, был допущен в пантеон  положительных «героев» социалистического государства (до этого русские самодержцы подавались советскому народу исключительно в негативном свете).

Тогда же новая трактовка истории была закреплена выпуском учебника истории народов СССР для начальной школы (3-го и 4-го классов). Главная роль в нём отводилась истории русского народа, признанного теперь первым среди равных в нашей стране. Именно этот учебник стал базой для всех последующих советских учебников истории вплоть до конца существования СССР.

Восстанавливаются русские памятники исторического значения (кроме посвящённых царям 19-го века, никто из которых реабилитирован не был). Вновь активизируется практически разгромленная ранее краеведческая, а также музейная деятельность. Проводятся выставки русской исторической живописи. Особенно активно пропагандируется военная истории России. В 1938 году открылись военно-исторические музеи страны. В этом и следующие предвоенные годы один за другим выходят новые фильмы этой тематики: «Александр Невский», «Минин и Пожарский», «Богдан Хмельницкий», «Суворов», ставятся оперы «Иван Сусанин», «1812 год», пишутся исторические романы «Чингис-Хан», «Дмитрий Донской», «Севастопольская страда» (о героической обороне Севастополя в Крымскую войну), впервые за 20 советских лет переиздаются «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Полтава» А.С.Пушкина и ряд других дореволюционных исторических русских произведений.

Все эти меры, в своей совокупности, позволили очень быстро не только возродить почти раздавленное к тому времени чувство русской национальное гордости, но и придать ему невиданный даже до революции масштаб. В отличие от Российской империи чёткое национальное самосознание было внедрено в умы теперь не только русской элиты, но и рядовой массы русского населения (чему при царе не придавалось достаточного значения). Под мощным воздействием тотальной пропагандистской компании даже значительная часть нерусских по происхождению русскоязычных советских граждан в это время стали ощущать себя русскими людьми.

«Восставшая из пепла» русская нация послужила затем своего рода «цементом» для выстроенной компартией и советскими властями оборонной стены народов СССР, об которую разбилась волна фашистского нашествия в годы Великой Отечественной войны (надо признать, правда, что мощные удары врага образовали в той «стене» немало опасных брешей, для заделки которых потребовался дополнительно «щебень» от наших западных союзников по антифашистской борьбе). Ещё более укрепила эту «стену» частичная реабилитация православной церкви, как традиционной духовной опоры русского народы, в самый разгар той Войны.

Благодарный власти за своё спасение русский народ великодушно простил тогда сталинское руководство за предыдущее национальное унижение и напрасную гибель миллионов своих представителей от голода начала 30-х, а также в тюрьмах, колониях, лагерях, спецпоселениях и под пулями расстрельных команд НКВД. Но должны ли и мы, потомки погубленных сталинизмом русских (и не только русских) людей забыть о преступных ошибках Сталинской клики и их предшественников-большевиков (при участии того же Сталина), едва не стёрших с лица планеты своей русофобской политикой наш великий народ, а возможно и всю страну? Безнаказанность порождает новые преступления, а ведь в нашей стране сегодня есть немало желающих повторить этот гибельный для России социальный эксперимент.


Рецензии
честная,редкая статья.О Геноциде Русского Народа не принято писать.Спасибо

Дмитрий Кукоба 2   11.06.2016 08:55     Заявить о нарушении
Спасибо за хороший отзыв. Конечно, это был не совсем геноцид. Физически народ специально не уничтожался. Но в конечном итоге такая политика большевиков действительно могла привести к исчезновению русского народа.

Журнал Алексеевск-Свободный   11.06.2016 18:07   Заявить о нарушении
не буду спорить с Вами. Но что тогда геноцид?

Дмитрий Кукоба 2   11.06.2016 19:48   Заявить о нарушении
Вы сами-то русские?От имени русского народа не нужно выступать.Это была русская революция.То,что подсуетились евреи,не умоляет роли русских.А кто вооружал белых?Интервенты на чьей стороне выступали?Верховный правитель Колчак всю Россию обещал им отдать в случае победы.Революция защищала свои интересы. Красный террор был в ответ на белый.Почему-то либералы представляют белогвардейцев белыми овечками.Белые и интервенты столько трудового народа перестреляли и перевешали,что ЧК отдыхают,хотя их жертвы бандиты и вредители.

Алексей Ковриков 6   11.06.2016 22:58   Заявить о нарушении
Алексей, если большевистская революция была русской, то почему в фактически руководившем ею Политбюро ЦК РКП(б) не было тогда ни одного русского? Почему большевистское правительство в Кремле охраняли не русские, а латыши? Почему использовались удушающие газы при подавлении востания руских крестьян на Тамбовщине (в национальных районах их никогда не применяли)? Почему в школах была отменена история России? Почему целые области, населённые в основном русскими людьми передавались национальным республикам с правом постепенной принудительной ассимиляции русских путём обязательного изучения в школах только языка титульной нации и широкой пропаганды её национальной культуры?
Что касается Революции, то она действительно защищала свои интересы, а не интересы России и русского народа.
Что же касается Колчака, то он, конечно, не был пушистой овечкой, на его совести много народных жертв, но он никогда не обещал отдать интервентам ни пяди русской земли. Он обещал только после победы над большевизмом провести общероссийское Учредительное собрание, которое и должно было решить все вопросы восстановления российской государственности.
Что же касается интервенции Антанты, то она началась в ответ на заключение большевиками сепаратного мира с Германией в самый разгар мировой войны. Основной целью наших бывших союзников было тогда не допустить использования Германией материальных ресурсов России для продолжения военных действий на других фронтах этой войны. Попутно, некоторые из них рассчитывали прихватить часть российской территории, в случае дальнейшего распада страны. Реальной помощи белому движению интервенты почти не оказали, скорее наоборот, дискредитировали его своим присутствием.

Журнал Алексеевск-Свободный   12.06.2016 03:05   Заявить о нарушении
Алексей, в данном случае я отвечаю не как редактор журнала, а от себя лично, поэтому прошу обращаться ко мне по имени.
Юрий Тарасов

Журнал Алексеевск-Свободный   12.06.2016 03:15   Заявить о нарушении
Все ваши высказывания притянуты за уши.Эти англо-саксонские уши до сих пор торчат.Можно ответить одним предложением-а на каком языке разговаривали народы Советского Союза?Сейчас русский язык окраины почти забыли.Так что Государственным языком был русский.И школы русские были во всех республиках.
Колчак был завербован англичанами.Золотой запас он отдавал за амуницию не только англичанам.Чехи на наше золото построили великолепную промышленность.Их танки и самолёты затем захватили немцы,которые и потом использовали и заводы и самих чехов.В войсках Вермахта было много механиков-чехов.Деникина тоже снабжали англичане и французы.Японцы тоже много нашего золота слямзили. Американцы вообще тащили всё подряд,даже невыделанную пеньку,поставляя оружие,мундиры и бриджи/каппелевцы/.И всё это в счёт будущих долгов,которые небескорыстно для себя выплачивал Черномырдин.

Алексей Ковриков 6   12.06.2016 12:06   Заявить о нарушении
Не знаю, как вы разглядели у меня англо-саксонские уши. Вроде в родне англо-саксов не было. Отец родился под Самарой, на берегу Волги, в русской крестьянской семье. Дед по матери был чуваш, бабушка - дочь переселенцев из Харьковской губернии, малороссов.
Что же касается русского языка, то не скажите ли, на каком языке разговаривают большинство боевиков Правого сектора, или батальона "Азов"? Подскажу - на чистом русском. Может они тоже русские? Я их русскими не признаю. А вы?
Что касается русских школ, то они, конечно, в 20-е годы в УССР тоже были, но крайне мало. Украинские власти способствовали распространению там только украинского языка. Это продолжалось до начала 30-х годов, а полностью уравнены в правах языки были только к концу 30-х.
Юрий Тарасов

Журнал Алексеевск-Свободный   12.06.2016 12:51   Заявить о нарушении
Потому что у вас русофобские понятия.

Алексей Ковриков 6   13.06.2016 00:43   Заявить о нарушении
Мне кажется, вам стоит ещё раз, более внимательно, перечитать статью.

Журнал Алексеевск-Свободный   13.06.2016 05:11   Заявить о нарушении