Не копай слишком глубоко, или как это вообще понят

 Вокруг нас много всяких прекрасных вещей творится. Все эти вечнозелёные горные долины, горячие гейзеры, бьющие среди ледяных пустынь; косяки тысяч мелких рыб, суетливо шныряющих в непомерной толще океанской воды; системы двойных звёзд; лаконичность и простота физических законов, которыми описывается движение абсолютно всей материи во Вселенной; человеческие судьбы и переживания, в конце концов, тоже зачастую не менее прекрасны. Но кто был волен давать такую оценку вещам? Кто тот авторитет, что делит окружающее на прекрасное и отсосное?
      Ну вот собралась из здоровенного облака пыли наша планета, и собрались на ней здоровенные куски земной коры. Ну двигалась эта кора туда-сюда, и получились горы. И какой в них понт? А человек пришёл к этим горам, окинул взглядом и сказал: "Ну ништяк!" И получили в тот момент горы смысл, нарушили волновую функцию и получили вполне ясную оценку — прекрасное. А подошёл потом человек к куску навоза мамонта: "Нет, не ништяк!" И однозначно определил этот объект вещества. Соответственно, прекрасное становится таковым лишь после того, как пройдёт обработку нашим мозгом. Во Вселенной можно найти массу удивительного, и умопомрачительного, и пугающего — но пока мы этого не увидим, это не будет иметь смысла. Шум воздуха в вентиляционных трубах наших зданий может насвистывать сложнейшие и приятные мелодии, но мы сидим в этих зданиях, поглощены работой, или музлом в наушниках, или другими личными делами: кто тогда скажет, что этот шум прекрасен? А уж как красиво может выглядеть с планеты закат двойной звезды, ни одному человеку в ближайшее время даже представить не получится. Мысль о том, что вокруг, где-то поблизости и сверхдалеко-далеко отсюда происходит так много интересного, просто не даёт мне покоя! Я хочу увидеть всё, хочу всё узнать и оценить! Как же мир может существовать без моей ему оценки? (спокойно может)
      Мне 16. За всю свою недолгую и не особо интересную жизнь я посетил не так уж и много мест. Практически всё время просидел в Ульяновске, а если куда-то и выбирался, то только летом. Летом-то дело нехитрое — тут зелень, там зелень, куда ни глянь. Можно кушать яблоки с грядки или грабить караваны. Ездил там к предкам на дачку картошку копать или в лагеря какие пионерские с женщинами в белых танцах кружиться. И не особо парился, пока вдруг не понял, что я не имею ни малейшего представления о том, как выглядит зима за городом. Я вижу фоточки в инетах, я вижу пейзажи всяких Васнецовых с покосившимися избами, приваленными снегом по самое не балуй. Но это лишь видение других людей. Откуда знать, как это всё на самом деле обстоит? Авось лгут мне и картины какие фейковые показывают, а сами скрывают, как красива бывает природа под покровом скопа снежинок? И вот тогда я решил, во что бы то ни стало надо идти в леса и, проваливаясь по самые яйца, давать оценку увиденным мною красотам, определиться для себя, бывает ли вообще зима за городом или нет.
      В общем, сходил. Было тяжело, там всякие кабаны налетали и прочая живность, но я жив. И вернулся домой с вполне ясным и не оставляющим компромиссов вердиктом: зимний лес прекрасен. Мошкара не зудит, по снегу Солнце светит ультра-ярко, а свежий морозный воздух с каждым вдохом даёт всё больше сил. Неплохо так. С тех пор я часто гулял по лесу зимой, но такого обилия чувств, как в первый раз, я больше не ловил. Лес может и хорош, но в тринадцатый раз ты начинаешь об этом забывать. 
      Мне 21. Я ещё ни разу не был за границей. Все говорят, вроде, что Роисся вперде, что вроде в Европке всё так классно и душевно. Да и снова же, всякие Коровины картинки малюют, как в Норвегии хорошо и аврора бореалис ярко горит. Чем там лучше? Я даже представить не могу, и знаки на других языках, и люди по-другому ходят, и на красный, наверное, даже не бегают. Я предвкушал момент, когда вдруг окажусь на государственной границе нашей необъятной, и один шаг толкнёт меня в совершенно иную реальность. Страшно ли, любопытно ли, не могу определиться.
      Но вот однажды судьба распорядилась таким образом, что я нашёл себя у кпп таможни. Простой финский парень спрашивал меня, куда я направляюсь и чего я забыл в Финке. Пара секунд гляделок — и он проиграл. Паспорт был у меня, штамп поставлен, а я бегу к застопленному Фиату с такой тяжёлой головой, что ни одним домкратом её не поднять: так уж наполнил меня экстаз от завершённой миссии. Формально границу мы уже пересекли, и когда водила выкинул меня через пару минут прямо за финской таможней, я обнаружил себя совершенно в другом мире. Это не поддаётся описанию, точнее описание будет скудно, как мой лексикон; вся суть не в том, что меня окружало, а в том, как это видел я. Спустя ещё непродолжительный промежуток времени я собрал все мозги в кучку и поставил оценку: это удивительно. Горизонты мгновенно разрослись до невообразимых размеров, появилось чувство, что дороги теперь открыты в любом направлении. Весьма впечатляющие были тогда первые пару часов за границей. Но увы, сейчас я объехал немало, и в голове уже всё начинает путаться. Едва ли я скоро не позабуду те ощущения, ведь теперь всё проходит куда менее бурно.
      Мне 25. Многие километры остались позади, сотни дорог приводили меня к тысячам новых видов и открытий. Первое северное сияние — потрясающе, первое финиковое дерево — сотрясающе, несколько сот гектар поля, на которых комбайнёры готовы друг друга порвать за перевыполнение нормы — сострюсающе, да и кумар в комнате русского уголовника-беглеца в центре Осло — тоже соптрсяюще. Вещи, пробуждающие во мне настоящие эмоции, постепенно заканчиваются. Но я уже очень давно смотрю вверх. Сколько бы я ни говорил и сколько бы ни читал о небе, воздух пока остаётся вещью, которая таит в себе мильон непознанного. Когда я смотрю на облака и вижу, насколько низко они плывут над землёй, становится четырежды обидно! Обидно от того, что лишь километра-другого в высоту хватит, чтобы оказаться выше этих пресловутых кусков пара. Космонавтский норматив — 3:30 на кило. Три минуты бега, и я выше облаков! Твою мать, эти падлы специально летают так низко и принимают формы каких-нибудь педиков, чтобы меня позлить. А в это время всякие люди рассказывают о том, как их учат быть пилотами, как они, сдавши нормативы на тренажёрах, просто берут и летят в настоящих самолётах. Берут, ё-моё, и летят! Вокруг тебя воздух, который чист, как параша на зоне, а под тобой все эти людишки, бегают и достать не могут. У меня мурашки, словно тараканы под кожей, когда я вижу перед глазами такие виды. 
      И как это обычно бывает, если люди чего-то на самом деле хотят, они это делают. И сам того не понимая, как сие счастье могло случиться, я нашёл себя за штурвалом старенькой Цессны с инструктором за спиной. Предполётная подготовка — как меня учили. Ноги дрожат так, что это летающее ведро вот-вот зарезонирует и разлетится на куски. Инструктор понял, какое я ссыкло, взял управление и без лишних вопросов поднял нас подальше от уровня земли. Чертовская шляпа! Планета сжимается до мельчайшего комочка под моими ногами, или это сжимается моё лицо? Нас уносит всё выше и выше, я вдруг поднял глаза по направлению движения: чёрт побери... мы летим прямо к облакам... ну а куда ж ещё... Наконец эти лохи получат по заслугам! Они всё время ржали потому, что знали, что я не смогу достать. Аааааа!
      Всё, пролетели. Летим. Дайте успокоиться. Потолок у Цессны четыре километра, но мы сейчас и трёх не взяли. А облака уже давно понизу, я даже как-то малёхо привык. Могу однозначно сказать: это прекрасно. Облака постоянно летают над нами, и это не так завораживает. Стоило только посмотреть с другой стороны. Я давно так не кайфовал, а ведь именно в эмоциях весь сок жизни. Подрастерялись они у меня, грустненько жить. Но только не на километр выше облаков! Теперь я над ними смеюсь, ха-ха!
      Шёл 2515 год. Мне дохерищи лет, уже и не помню, когда там я из мамки вылез. Технологии позволяют людям тусоваться за этой Земле столько, сколько им вздумается, да и не только на этой. На любой другой тоже — давным-давно населены не только ближайшие звезды, но и в соседних галактиках можно вписку найти. Мы вышли на внеземной контакт, получили возможность отправиться практически к любой точке Вселенной и тронуться рассудком от того, как много было скрыто раньше от наших глаз. В общем-то, все это и делают, летают по Вселенной и трогаются. Созданы все условия для блаженства при жизни — венец цивилизации! А мне всё мало. Видел то, видел это. Фишка в том, чтобы радоваться мелочам — а я пытаюсь сразу искать великое. Тут вилка такая хитрая: не найдёшь — разочарование, найдёшь — разочарование. Можно пытаться бегать за очередной порцией кайфа, в далёкие края или в необычные ситуации. Но рано или поздно наступит насыщение, и ничего хорошего из этого не получится.
      Такая вот мораль, малята. Прекрасным полон мир, и не обязательно убегать куда-то в его поисках. Люди сами определяют, что заслуживает такой чести, а что дерьмо простое. Главное — не перепутать.


Рецензии