Случай в бассейне

Учиться нужно всегда и везде. Особенно, это касается нравственности. Учителями могут выступать любые люди или события. Никаких особых усилий для этого не требуется. Нужно просто держать глаза «открытыми», а сердцем допустить новое, от кого бы оно не исходило. Сердце же будет и главным судьёй в отношении нового знания. Запомните – именно сердце, а не голова!

Случай, о котором я хочу рассказать, показывает меня не с самой лучшей стороны. Но я никогда и не утверждал, что идеален. Главное – не кто ты сейчас, а куда ты движешься. Впрочем, пора переходить к истории, а то вступление может получиться длиннее, нежели она сама :)

Одно время я ходил в бассейн. Тогда мне было 15. Не могу сказать наверняка, было ли это до, или после столкновения с парнем из моего класса, описанным в истории «Возмужание». Но в данном случае это неважно. Важно лишь то, что однажды мы плавали в бассейне как раз с тем парнем. Я уже рассказывал о его поступке, возмутившем весь класс. Казалось бы, можно легко представить себе и его нравственные позиции по всем пунктам. Но не всё так просто.

Он был силён физически, прекрасно плавал и нырял почти без брызг, что вызывало у меня восхищение и белую зависть. Он ходил в бассейн наслаждаться свободой. Он любил бассейн.

Однажды, находясь рядом, он ни с того ни с сего спросил меня, мочился ли я когда-нибудь непосредственно в бассейн. Вопрос был неожиданным, я не знал, к чему дальше он поведёт разговор, но всё же решил не лгать. Несколько смутившись необходимости отвечать на вопрос, честный ответ на который выставлял меня в невыгодном для меня свете, сказал, что да, бывало.

На море мы мальчишками делали это с детства, потому что этого, как правило, в необустроенных пляжах того времени, вблизи нигде не сделаешь. Да и была охота идти куда-то, когда море поглотит всё!  Вот и здесь, порою автоматически, это происходило.

Он, услышав мой ответ, с какой-то непохожей на него мягкостью, не без гордости заявил: «А я – ни разу!».

Происшедшее меня, мягко говоря, удивило. И я даже не сразу понял, что больше. Удивительным было всё. И то, что он спросил об этом, и то, что он ни разу этого не делал, и сдержанная гордость, прозвучавшая в его голосе. Загадка…

Какая загадка? Вот же оно! Именно эта мягкость и есть главное указание на то, что он Любит! Причём любит давно и горд этим чувством. Да он же умница! Если человек способен испытывать любовь, чистую и красивую – он не потерян для общества. Любовь всегда можно расширить, распространить её на иные сферы, охватить ею всё вокруг. Лишь бы она была!

В каждом человеке есть хорошее. Это я понял после случая в бассейне. И запомнил на всю жизнь. Не бывает людей, в которых плохо абсолютно всё. Даже постоянство в ненависти заслуживает уважения. Причём большего, чем, шатания от любви к ненависти и обратно.

Хорошее в человеке – ключ к его сердцу. Любите хорошее в людях, и они непременно станут ещё лучше! Они потянутся к вам, как к мерилу правильного, как к нравственному эталону, судье, и вы легко сможете расширить в них понятие красоты, показать им самим, где она в них, в поступках, в жизни.

Научитесь не замечать проявления несовершенства человека, игнорируйте общение на нотах, которые Вы считаете недопустимыми. Дайте понять человеку, что Вы не претендуете на все те роли, которые он предпочитает играть сам. Это могут быть грубость, надменность, сарказм, нетерпимость... Пусть оставит себе все! Ваша роль – роль друга. Это как раз та роль, которую невозможно отобрать, потому что настоящий друг – это не роль, это – её отсутствие.

Станьте его другом. Примите его в сердце. Найдите для него там место. Делайте это искренне. Иначе не стоит и приступать – получится лишь имитация друга. Имитация дружбы широко распространена, она ничем не отличается от остальных искусственных ролей. Разве что отвратительнее.

Человек устаёт играть роли, потому что это неестественно. Это напрягает, как бы иногда не казалось иначе. Человек рад бы сбросить их с себя, но – небезопасно, потому страшно.

Отчего небезопасно? Отчего страх? От сознания собственного несовершенства. Помните легенду о Данко? Люди боятся предстать перед другими людьми в своём истинном духовном обличье: кто –  в убогих лохмотьях привычек, кто – с перекошенным от злобы лицом, кто – в разложении успокоенности. Вот и прячутся люди за масками, вводя друг друга в заблуждение, каждый в меру своих способностей. Чтобы никто не мог сказать им в лицо, насколько они несовершенны.

Час общения с Вами должен быть желанным для собеседника. Если Вы будете терпеливы, со временем человек поймёт, что его роли Вы не цените, что он сам для Вас важнее. Он всё чаще станет отбрасывать роли в общении с Вами, пока не поймёт, что с Вами в них нет нужды.

И пусть ещё много лет он использует привычные роли с другими. Пусть. Ему так безопаснее. Поймите и не торопите. Он сделал первый шаг. Он уже в пути. Когда-нибудь и он дойдёт. И поведёт.


Рецензии
Спасибо Константин,хорошо понятно объяснили о роли в общения.
С уважением к вашим рассказам умным и полезным спасибо -удачи .
Ninel

Нинель Товани   09.06.2016 10:18     Заявить о нарушении