Сон наяву

Это случилось летом 1980 года. Именно этим летом я, приложив к глазам сварочную маску, впервые увидел на солнце пятна. Да какие! Я увлекался астрономией с седьмого класса, знал учебник астрономии для десятого почти наизусть, но никогда раньше не думал, что солнечные пятна не просто могут быть видны невооружённым глазом (в смысле оптики), а быть величиной с десятую часть его диаметра. Это был год активного солнца…

Чижевский, несомненно, был прав. Политический климат в мире также был тревожным – это было время очередной активизации ядерного противостояния с США, которые в то лето даже бойкотировали нашу Олимпиаду в Москве.

У нас дома в то время гостили родственники из Ростовской области. Был ясный день, и мы, как обычно, поехали на море. Для меня море не представляло чего-то особенного, так как мы жили всего в получасе езды от него. Но для гостей это была редкая возможность, и потому мы ездили на море уже несколько дней подряд, чего я обычно не делал. Может быть поэтому в тот день я уже немного устал от моря и заскучал.

Ближе к обеду меня сморил сон. Заснул я в тени под маслиной, на спине, и проспал более двух часов. Сморило меня недаром, – собрался и пошёл-таки дождь, на удивление, холодный. Мы под него, как водится по закону подлости, попали. После сна я едва сгибался и разгибался – так застудил себе спину. Был очень удивлён, но научен. В другой раз, подумал, так делать не нужно. Но, может быть, я и забыл бы со временем об этом уроке, если бы не случилось нечто большее.
Видимо, несколько дней на море, сон в тени на спине и холодный дождь внесли каждый свою лепту в то, что произошло.

Ночью я проснулся в сильной горячке. Мне снился сон…

Музыка… Нет, скорее, ощущение музыки… И, даже не музыки, а какого-то настроения, ритма, но – очень тонкого, едва уловимого, минорного…

Я постепенно обретаю сознание… Вижу в стороне полную Луну, очень крупную, как будто я на полпути к ней. Я парю в пустом пространстве Космоса. Ни мыслей, ни желаний никаких нет. Только мелодия…

Проходит некоторое время. Возникает сознание какого-то неблагополучия. Не сразу, но понимаю, что оно выражается в изменении характера мелодии, которая постепенно приобретает тревожные ноты. Нагнетание усиливается. Я начинаю искать источник неблагополучия, плавно оборачиваюсь и вижу Землю. Она прекрасна. Цвета насыщенные, яркие, зовущие.

Но, вот ужас! Похоже, именно на Земле находится источник неблагополучия, искажающий музыку Сфер. Я это почувствовал явственно.

Мелодия, изначально представлявшая собою невыразимо тонкий Ритм Жизни и покоя, всё более превращалась в волнующую смесь стонов и страданий. Её громкость возрастала.

В какой-то момент напряжения мелодии откуда-то сверху, из недостижимой дали Космоса в Землю, в район её северного полюса, вонзился зелёный луч света. Он был невероятно красив и ярок. Затем он разделился на три луча, исходящих из общего источника. Лучи разошлись по Земле в разные стороны и, не дойдя до экватора, начали двигаться по ней по одним им известным законам, постепенно поднимаясь всё выше, назад к полюсу.

Спустя какое-то время мелодия перешла в некую, режущую слух симфонию, с пронзительными нотами безысходности, а движение лучей – в дикую пляску. Зрелище было драматическим, завораживающим. Сначала я видел противоречие между красотой и величием лучей и их разрушительным действием. Затем осознал, что лучи для Земли благие, очистительные, но вынужденно суровые. Не выдержав, я возопил в Пространство: «За что это нам?». И получил ответ: «За то, что вы вооружаетесь». Во всяком случае я понял и запомнил его так. Вот что политика с впечатлительными подростками делает! :)

А что же Земля?…
И вот я на Земле. Обращаю внимание на то, что вишу немного над землёю, не касаясь её. Ночь. Ни людей, ни строений нигде не видно. Вокруг – безжизненная пустыня, груды вздыбленной земли, пропасти. Вся земля в трещинах и ходит ходуном. При виде всего этого, испытываю невыразимую тоску и жалость, как будто опоздал помочь, но вместе с тем и отстранённость от происходящих событий…

Просыпаюсь. Ночь. Полнолуние. Вначале ещё не могу разобрать, где я, потому что сон не прекращается. Сажусь на кровати. Всё вокруг раскачивается. Сквозь трещины и разломы земной коры вижу стены комнаты, окно, кровать. Ещё некоторое время не могу понять, что есть что. Кто я и где я.

Начинаю осознавать, что я всё же проснулся, но видение не прекратилось. Чувствую, у меня жар. Принимаю решение пойти на улицу освежить голову. Иду, меня качает. Трудно ориентироваться, так как воспринимаю два зрительных слоя, один из которых перемещается одновременно с поворотом головы, и вместе с тем хаотически подвижен. Вестибулярный аппарат бунтует.

Наконец выхожу на улицу (мы жили в частном доме, поэтому достаточно было открыть входную дверь, чтобы оказаться на улице). Глубоко дышу, пытаясь проветрить лёгкие, насытить их кислородом, чтобы сон быстрее улетучился. Кручу головой, приседаю несколько раз, рискуя упасть. Но эффекта почти нет…

Прошло уже несколько минут с тех пор как я проснулся, а видение и не думало прекращаться! Сознание уже не было туманным и это меня обескуражило и заставило слегка усомниться с одной стороны в том, что я проснулся, а с другой, что нет землетрясения.

В этот момент дверь открывает моя бабушка и спрашивает, что я делаю ночью на улице. Говорю всякую чушь, чтобы её не пугать. Но она не унимается. Тогда решаюсь спросить. Вкрадчивым и успокоительным тоном, чтобы «не вызвать подозрений», пытаюсь узнать у неё, действительно ли нет землетрясения? :)
 
К моему удивлению, бабушка не просто насторожилась, а так пристально взглянула на меня с вопросом «Что с тобой?!», что я понял: нужно срочно сыграть обратно, иначе бабушка сойдёт с ума! Вместе со мной :)

И вот в этот-то момент моего психического напряжения, когда я невольно сконцентрировался на том, чтобы показать бабушке, что со мной ничего не происходит, чтобы она не заметила моего странного состояния и не впала в панику, видение пропало. Причём, мгновенно.

Потом, разумеется, я несколько дней болел. Но «сон» этот мне не забыть никогда. 
Ещё запомнилась мысль, возникшая в связи с созерцанием траектории движения очистительных лучей. Суть её в том, что нужно переезжать жить севернее (мы жили тогда в Крыму). Там разрушительные события если и наступят, то позже. И сила их будет меньше.

Можно ли трактовать этот сон? Кто его знает…
Выглядело это как клише будущих событий. А на практике?
Когда принимал решение, куда ехать по распределению после института, об этом сне, разумеется, не думал. И даже мыслей о какой-то там возможной национальной или экономической нестабильности не было. Тем не менее… живу в Туле.

Случай этот интересен прежде всего тем, что показывает: управление психическими процессами требует не механики (дыхания, физических упражнений), а напряжения психической же энергии, которая имеет свойство проявляться не по "щучьему велению", произнесённому заклинанию или исполненному ритуалу, а только в связи с действенным желанием, с осознанием необходимости действия.


Рецензии