Станет ли Израиль центром русскоязычной

русофобской культуры?

2 июля 2015

Просмотрев русскоязычный израильский Фейсбук и ссылки в нем, пришел к выводу, что одним из самых обсуждаемых материалов последних дней стала опубликованная на сайте радио "Свобода" статья Романа Супера "Канарейки", посвященная последней волне эмиграции в Израиль из России. Статья очень большая, поэтому не буду ее тут перепечатывать, ограничусь избранными местами.

"В России впервые за 16 лет после окончания "большой алии" отмечается повышенная активность граждан, желающих репатриироваться в Израиль. В 2014 году на постоянное место жительства в Израиль уехали 4685 россиян. В нулевые число репатриантов из нашей страны не дотягивало и до 2000 человек в год. Рост больше чем в два раза. Но гораздо существеннее в 2014–2015 годах изменились не количественные, а качественные показатели алии из России: репатриант сильно помолодел, поумнел (получил высшее образование) и теперь он почти всегда москвич....

Улица Большая Ордынка. Раннее утро. У дома 56 собирается очередь, человек 50–60. Хвост очереди упирается в ворота, ведущие к Екатерининской церкви – московскому центру англоязычных богослужений (в декабре 1994 года храм был передан подворью Православной церкви в Америке). Голова очереди упирается в молчаливого сурового мужчину в темных очках с кудрявыми черными волосами и сложенными за спиной руками; из уха у него торчит наушник. Ровно в 9 утра к мужчине выходит его коллега, достает списки и что-то тихо бормочет в рацию. Очередь начинает медленно двигаться вперед: мамы с колясками; пожилые семейные пары, трогательно держащие друг друга за руки; знакомые лица из журналов; татуированные с ног до головы студенты; уверенные в себе успешные бизнесмены в пошлой остроносой обуви; знакомые лица из газет; близорукие старомодные интеллигенты, кажется, только-только приехавшие с фестиваля бардовской песни; знакомые лица из телевизора; дамы в леопардовых блузках с молодыми мужьями; подростки; одинокие женщины с филологическим образованием в глазах…"

Я заранее радуюсь, предвкушая успехи дам в леопардовых блузках и одиноких женщин с филологическим образованием в глазах на ниве профессиональной абсорбции в Израиле. Не хочется их разочаровывать досрочно, поэтому пусть попробуют. Разочароваться они всегда успеют. А вот мнение москвича, высказанное в одной из дискуссий:

"Я неоднократно бывал на Ордынке и видел эту очередь - хлебнете вы лиха с нынешней алией.. Это даже не советская диссида, у той хоть какие-то принципы и идеалы были.

За 9 лет в Москве я еще не встречал криминализованного (укрывательство налогов, зарплаты "в конверте", взятки, откаты, торговля браком и некондицией) бизнеса, в котором бы во владельцах/руководстве не было евреев с либерастическими взглядами. Сейчас, в свете похолодания отношений с Западом и перспективы войны, их единомышленники и "крышеватели" постепенно уходят из аппарата власти - вот это в интервью "отъезжанты" и именуют наступлением тоталитаризма. Весь их опыт в бизнесе это умение давать взятки чиновникам - могу лишь "поздравить" Израиль со столь ценным приобретением.

Вторая категория - сотрудники антироссийских лавочек, вроде Сахаровского центра, где я тоже успел побывать. У этих привычка за иностранные деньги предавать страну проживания в крови, вы еще увидите их в рядах борцов за бойкоты Израилю и т.п.

Наконец, последняя категория - молодые раздолбаи без царя в голове, не нашедшие себе применения даже в лопающейся от денег ленивой Москве. Самоуверенные никчемные пустобрехи, скандалисты, им "обязан" весь белый свет и они всегда недовольны окружающим "быдлом".

Почти все они если кому и молятся, так это доллару ..

Как гражданин России я счастлив их отъезду, но перед израильтянами мне даже неловко - их переселение в Израиль это уж точно антиизраильская акция".

В статье можно найти указание на мотивы этих репатриантов, подтверждающие утверждения москвича:

"Параллельно происходили ужасы в Сахаровском центре, с которым я был профессионально связан. Как только в России начались разговоры об иностранных агентах, ухудшилась финансовая ситуация центра. Западные фонды сказали, что не могут больше финансировать то, что может закрыться завтра. И к концу 2014 года денег у центра на театральные проекты, которыми я занимался, не было вообще".

В новой волне "беженцев от Путина" достаточно много людей, приезжающих в Израиль с единственной целью - получить загранпаспорт, дающий возможность свободно путешествовать по той части мира, у которой безвизовый режим с Израилем. Наши ответственные лица об этом прекрасно осведомлены, но нисколько не переживают.

"Сотрудник Министерства абсорбции Израиля профессор Зеэв Ханин говорит, что израильские чиновники все прекрасно понимают: новый репатриант – особенно из России – часто получает гражданство не из большой любви к Израилю, а скорее на всякий случай. Впрочем, эффективная израильская формула "расслабьтесь, в этом нет никакой трагедии" широко применяется и здесь:

– Разговоры о том, что раньше волны были как волны, море как море, а теперь все не то – это разговоры каждого поколения репатриантов. Это чисто израильская традиция говорить: "Вот когда мы приехали, тогда было да! А тут приехали на все готовое". Я сам неожиданно оказался старожилом. А старожилом ты становишься, когда прибывает следующая волна, вне зависимости от того, сколько времени прошло. Я сам прекрасно помню наши дискуссии начала девяностых с репатриантами из 70-х годов. Не думаю, что ситуация чем-то радикально отличалась от того, что имеет место сегодня. В любой волне репатриации есть оппортунисты, а есть идейные. То, что есть повышенная доля "дарконников" – тех людей, которые берут израильский паспорт на всякий случай для того, чтобы ездить по Европе или чтобы найти тихую гавань в случае чего… ну что же, это феномен, который свойственен людям: рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Знаете, рассчитывать на то, что к нам слетается нектар и ангелы с крылышками, не приходится. Но исследования последних лет показывает, что земля Израиля делает свою работу хорошо. Вне зависимости от того, какими мотивами руководствуются люди, когда сюда приезжают, по прошествии четырех лет они вполне себе израильтяне, полностью себя идентифицирующие со страной. Поэтому мы приветствуем алию в любом ее виде, какими бы мотивами ни руководствовались люди, которые собираются стать гражданами страны".

Если сотруднику министерства абсорбции и государству, которое это министерство представляет, ни холодно, ни жарко от такого использования израильского гражданства, нам, гражданам этого государства, которые здесь постоянно живут, работают и платят налоги, тоже не должно быть до этого дела.

К слову, на днях были сильно изменены в сторону упрощения правила приема потомков русскоязычных евреев в Германии. Это упрощение правил не действует для стран Балтии, где уже установилась полная демократия, и соответственно, эмигрировать оттуда вроде бы незачем. Население этих стран и без того сокращается бешеными темпами, оно валит от безнадеги и безработицы мыть туалеты в Лондоне и Париже. Такими темпами новые балтийские демократии могут и вообще без населения остаться. Так что людям, имеющим право на репатриацию в Израиль, но желающим им воспользоваться для того, чтобы жить в Берлине, уже нет смысла ехать в Тель-Авив - можно сразу в Берлин. Вот мы и посмотрим, сколько среди представителей "новой волны" сионистов, и как изменившиеся немецкие правила повлияют на ее численность в ближайшие полгода.

"Основатель издательского дома "Коммерсант" и проекта "Сноб" Владимир Яковлев совершил свою алию семь месяцев назад. Вместе с женой он поселился в старой части Тель-Авива – районе Яффо (во всем доме у него самый зеленый балкон). Но иногда ему кажется, будто бы никакого переезда и не было, потому что вместе с ним в Тель-Авив перебралось пол-Москвы:

– Мой круг общения здесь почти полностью совпадает с тем, который был в Москве. Мы живем в одном доме с друзьями из Москвы. Я встречаю на улице людей, которых постоянно встречал в Москве. Потому что те, у кого есть возможность сделать документы в Израиль, делают документы в Израиль. Все, у кого такая возможность есть из тех людей, которых я знаю, делают. Это даже не каждый второй, а каждый первый. И знаете, по-настоящему надо говорить не об эмиграции. Люди, которые делают документы, – не эмигранты. Эти люди – беженцы. Люди обычно эмигрируют в бытовых обстоятельствах. А сейчас они уезжают, потому что боятся быть там, где они хотели бы жить. Они бегут из России".

Но вы знаете, почему эти замечательные люди в своей массе никогда не смогут работать в Израиле по специальности? По одной простой причине - у них здесь никогда не будет сколько-нибудь значительной аудитории. Подавляющее большинство русскоязычных в Израиле любит Россию и ненавидит тех, с чьей помощью была развалена страна под названием СССР. Это люди, которые водят автобусы, перевозят мебель и ремонтируют квартиры, которые платят налоги, на которых держится страна. Откровенные русофобы уже и не ездят из России в Израиль на гастроли именно поэтому - их здесь освистывают и оплевывают. Так произошло с Быковым, Улицкой, Арбатовой, Иртеньевым. Все они разочаровались в Израиле, обругали нашу страну и поклялись больше никогда здесь не появляться. Почему реакция на публичные выступления русофобов еврейской национальности, перебравшихся в Израиль на постоянное место жительства, в русскоязычной среде нашей страны должна быть иной? А если они не будут выступать публично, дамам в леопардовых шубах с филологическим образованием в глазах придется заниматься чем-то другим. А что еще они умеют, кроме как ненавидеть русских и лично Путина В. В.?

Половина этой тусовки в любом случае уже в ближайшее время окажется в Берлине и Париже, а за поведением и реакцией другой половины нам будет интересно наблюдать в ближайшие месяцы в Фейсбуке и на других публичных площадках. О результатах наблюдений я сообщу при случае. Впрочем, проблемы у людей появились уже сейчас.

"Находясь в Москве, ты с огромным уважением относишься к их религиозной традиции. Я периодически ходил в Москве в синагогу. Мне было это важно. Но когда ты сталкиваешься с этой повседневностью в Израиле, ты к этому начинаешь относиться иначе. Сначала иронично. Потом – с раздражением. Не работающий в Шаббат общественный транспорт – это вообще как? Вот светские израильтяне платят налоги, в том числе и для того, чтобы был общественный транспорт всегда".

Это вообще так. Добро пожаловать домой (С).


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.