Робкое погружение в сложную тему

РОБКОЕ  ПОГРУЖЕНИЕ  В  СЛОЖНУЮ  ТЕМУ.


Часть№1

Я   очень  аккуратно  отношусь  к  Вере  и не  менее  аккуратно  к  её  представителям.  Я  не  чувствую  в  себе  сил  разобраться  в  том,  в  чём  в  течении  тысячелетий  не  разобрались  умы  куда  более  моего. Православие  или  католичество; греко- католики  и  христианские сектанты,-  много  вопросов  мало  ответов. Вот,  допустим  , икона  с  ликом  Христа.  Разве  есть  разница  в  каком  она  здании   водружена ? Или  в  каком  доме ?  Для  верующего  - это  символ  и  он  крестится. А  если  это  католическая  икона ? А  я  перекрестился?   Как -  то  очень  сложно  всё.  Если  бы  не  всё  это  в  младенчества  внушенное  идеологическое  прошлое -  я  был  бы  православным. Но  жизнь  человека  коротка, к  прозрению    пришёл  уже  пожилым  человеком   и  приобрел  Веру  в  душе,  но  не  приобрёл  её  в  канонах  православных  традиций. Не  так  быстро. Этот  процесс  нельзя  торопить,  чего  не  понимает  время  стареющее  меня.  Сколько    философских    книг  прочтено, учений; сколько  раз   читал   Евангелие  и  Молитвослов  и  каждый  раз  поражался    стойкостью  тех   канонов,  которые вбили  мне  в  голову  с  младенчества.  Как  на  исповеди  скажу :  для  меня  столько  лет  была  непреодолимой   пропастью  внушенное  чуть  не  с рождения « мы  не  рабы,  рабы  не  мы»  и в  зрелых  годах  усвоенное    «аз  есьм -  раб  Божий»,  что  преодоление  далось  с   рудами  немыслимыми и  совсем  не  скажу,  что  всё  позади.  В  молитве  назвать  себя  рабом ,-  это  унижение,  граничащее  с  обезличиванием,- так  протестуя   бурлил   разум  мой. Посудите  сами :
« Умеющие  жить» , хорошо  одетые,  круто  живущие  руководители  и  их  свиты   несли  свою  мораль  и  хотелось  быть  ими,  а  не  бедно   одетыми,  стоящими  понуро – обречённо   на  службе.  Богатые  римляне  и  бедные  христиане,  умеренно    - цивилизованно   травимые,  спустя  века.
» Линия  партии  постоянно  меняется,  в  связи  с  текущим  моментом, а  мы  должны  соответствовать  и   быть  на  уровне»,- не  помню когда  именно   записал  мысль  какого -  то   авторитетного  партийного  боса.  «Соответствовать  изменениям   партии   и  быть  на  уровне  текущего  момента».  Ладно, временно  забудем  за  времена   с  той  партией, а  что  изменилось ?  Те,  что  у  руля  власти,  полностью  переоделись,  завели  дачи  и  отправили  детей  в  загнивающую  Европу ,  но  РУЛЯТ  ОНИ  ПО  ПРЕДНЕМУ  КУРСУ!
Альтернатива ?
 Что  Вера,  что  Патриотизм,  который  не  противоречит  Вере;  суть   мировоззренческие    основы  довольно  костные,- где  ж  здесь  гибкость  взять  к  «текущему  моменту» ?  Что  противостоит  их   упитанной  ухоженности ? Гарантированная  бедность , острый  или   сглаженный  конфликт  с  их   властью ;  ощущение  своей  правоты и  терзающая душу  нужда  своей  семьи,  на  которую  ты  её  обрёк  своими  реализованными  в  жизнь   взглядами. Не  разумная  бедность  ,  а  нужда,  от  невозможности  лечения,  до   резко  выделяющихся  одеянием  и  взглядами  детей в  школе, да  вне  школы ,  за  которых  ты  сделал  выбор.
      Поиск   своей  позиции,  на    внушённых  с  детства ,  искусно  подобранных  фактически  противоречивых   основах  на  каком -  то  этапе стало  какой – то  теоретизацией,  не  связанной  с  жизнью.  А  жизнь ?  Её  проявление  диктуется  из   глубины  души  и  логика  весьма  условна.
Я  несколько  раз  был   в  селе  Концеба    Савранского  района, естественно  одесской  области.  Недалеко  от  него  есть  источник,  к  которому  больше  ста  лет  ходят  паломники. Ходили    раненые  во  все  места   в  гражданскую  ,  со  всем  колоритом   противоречивых   взглядов, шли  как  просто  раненые,  несколько  схоже  с  героями  Киплинга  животными  на  водопое  в период  засухи  ;  ходили  раненые  немцы  и  румыны,  ходили  и    наши   красноармейцы,  атеисты  и  верующие,  мусульмане,  католики,  христиане  и  сектанты ,-  столетия  стояла  слава  о  исцеляющей  силе  этой  воды. .  Шли  за  исцелением  сами,  вели  родных  и  близких  ища спасения  от  недуга,  напрочь  отбросив  те  основы  за  которые  они  насмерть  бились  в  жизни,  отбросив  как  шелуху  условностей   перед  очевидным  главным.
Ходили  в  тридцать  седьмом , ходили  в  войну немцы,  румыны  и  наши ; ходили  при  Хрущёве  и  Брежневе , вплоть   до  развала  СССР ,  ходят  и  сейчас. Ходят  и  будут  ходить.  Почему? Почему  то,  что  мы  считаем  важнейшим  оказывается  наносное   ,что  растворяется  как  дым  бесследно,  а   источник,  просто  ручей   стихийный,-  почитаем  поколениями ?  Потому  как  помогает  многим не  устроиться,  а обрести  испрашиваемое.  Не  нужны  свидетельства  ,расписки  и  протоколы.  Просто  помогает.  Вода лечит.  Потому  и   ходят. Ходят  и  передают из  уста  в  уста. И  верят,  потому,  что  правда.  Без  лозунгов  и  демонстраций,  без  райкомов  партии  и  идеологических  отделов,  без той  надуманной  идеологии ,  которой  с  детского  сада  забивают  голову,  просто  верят  и  всё.  Просто  верят   потому ,  что  правда  и  говорить  нечего  и  некому. Личное.
Много  лет   моё   личное  истерично  металось   между  Великими  традициями,  выверенными  в  столетиях   и  суетными  метаниями  с  желанием  скорее  выпятить  себя, получив  заслуженный  почёт ,  материальный  достаток  и  статус. Что  я ?  Откинуть  в  тщеславии  опыт  веков  и  смелой  рукой    прочертить  новый  путь,  только  нам  ведомый.   Новый  путь  оказался  по -  сути  - смутными  метаниями ,  обреченными    на «короткую  цепочку»    от   начинаний   до   итогов  их  реализации. Хотели  повернуть  реки «вспять» ; беснуясь  в  фантазиях   порочных.  Появились – «свои»,  преданные,  которым  можно  верить,  вот  они  и  только  они  могут  указать  прозрачный  путь  в Новое.         Это  не  наука,  это  политика,- ну  не  может  Ваше  открытие  подтвердить  гипотезу  троцкиста ,  по  совместительству  физика. Этот  физик -  враг,  а  его  гипотеза  коварный план,  ведущий  к  громадным  потерям, чего  Вы  ,  по  близорукости  политической  не видите. Россия -  хлебная  житница  Европы ,  но  Царская  Россия!!!!!  -  --  Может  ли  СССР  наследовать  лжеуспехи  царского  прошлого , _ехидно  прищурившись  вопрошу Вас ?
Если  Вам  нужно   вылететь  из  комсомола  или  из  партии,-  вы  на  верном  пути, ежели  не  ответите ,  а даже    подумаете  положительным  образом. О  семье  подумайте,  если  на  себя  наплевать.
Вот  эта  лжепатриотическая  масса  идейны  монстров  заполнила  весь  объём ,  если  не  вытеснив,  то  крепко  зажав   в  безвыходные  углы разумную  конкуренцию.  Из  них  вот   мы  выросли,  неумело  продолжив  традиции,    разрушая   веками   вынашиваемое  и  опробованное.
Подхожу  к  главному :
Вот  если  попытаться сделать  прыжок  назад,  перепрыгнув  этих  прогрессивных  и  попав  в  мир  тех,  кто   создал  европейскую  цивилизацию  в западной  части  России?  Понять  идеи тех,  кто  построил  Одессу  и  с  такой  любовью  устраивал  дворянские  гнёзда  в  одесской  области,  понять  то,  что  они  вкладывали  в  бескрайний   мир  ПАТРИОТИЗМА,  не  вывозя  средства ,   а  отдав  душу  родному  краю. Многим  этот  край  стал  родным , отодвинув  на  второстепенный  край  изначальную  Родину.
   Мне  очень  интересны  имения  дворян,  их  усадьбы  и  дачи ,  которые  расположены  в  области.  Не вдоль   дорог,  а   как – бы на  отдельных  островках   среди  океана бескрайних   колосящихся  золотистой  пшеницей  полей . Среди  океана  злаковых  полей  есть  свои  маяки,  неприступной  гордыней     являя  себя  эталоном для  сверки  курса  всем  сомневающимся. Если  судьба  распорядиться  побывать  в  Адамовке ,-  вы  увидите  толстенные  полуразрушенные  стены  мельницы  прямо  посреди  поля  и  никаких  руин  или  строений  рядом.  Горизонт  завораживает    расплывчатой  линий    по  полям  и  узкая  полоска  далёкой  посадки,-   вот   и  всё,  что  уготовано  лицезреть   этим   стенам  и  с  этих  стен ,  надёжно   создававшимися  для  бурной  жизни  на  века,  а , увы,  большую  часть  своего   существования   пытающиеся   замедлить  процесс  саморазрушения.
Забытый  символ   прошлой  культуры ,  как    сгнивший  загадочный  колодец  в   лесу  или   на  склоне  леса -  старый  фруктовый  сад;  могила  в  самой  чаще  леса   с  толстенным дубовым   крестом,  кем – то  двести  лет назад  с  болью  и  любовью  установленным  . Оставленные  инопланетянами  знаки,  совершенно   безразличные  для  нас,   ныне  здравствующих.   Живущие   теперь   в  тех  местах   принципиально   не  интересуются  прошлым  родного  края ,  им  интересны  биографии  вождей,  события  на  малой  Земле ; Бони  М ; джинсы  и  Абба  с  жвачками,  которые  с  вкладышами  Бруса   Ли.   Забыт  язык  и  нет  перевода. Зачем  нам  нужны  будут  национальные  языки,  если  язык  ЭСПЕРАНТО     уже  подкрался  и  ужалил  их ,  обрекая  на  забвение. Пушкин  и Шевченко  на  эсперанто.  Для  Пушкина,  Шевченко  и  всего  цвета  классической  литературы   это  будет  уже  перевод  с  перевода  . Писали   то  они  на  другом  русском. Нет.  Не  так.  Это  теперь  другой  русский ,  писал  он  просто  на  русском,  пока  революция  не  принесла  другой русский ,  как  переходной  вариант  к  эсперанто.  Русские  романсы,  литература,  поэзия,  красота  декларации   -  всё  это /  нынче  в  первом  переводе/,-   вместит,  обогащённый     концентратами  всего  лучшего  из  других  языков   -  язык  эсперанто.
Я  же  хочу  понять,  почему  дворянин  , обучавшийся  в  Европе  просвещённой,  года  живший  там  и  сделавши  состояние,-  приехал  сюда  и  с  невероятной  обстоятельностью   начал  обустраивать  имение, практически  в  безлюдных  степях -  полях,   в  котором  будет  жить  его  род  веками. Что  руководствовало  его,  с  нашей  точки  зрения,  безумным  поступком.
Может  хоть  в  каком – то  месте,  я  найду  ключик  истины прошлого  и  это  подскажет  мне  как  жить  сейчас,  отрёкшись  от   умело  навязываемого     иллюзорного  балагана  политическими   невеждами   иллюзий   будущего  благополучия ? Книги в  глуши  любимого  кабинета  истину  не  откроют. Подскажут  путь – да,   намекнут,  приоткрыв занавес ,- пожалуй, но  это  как  максимум.
Нужные  «живые»  места,  где  эти  люди  жили ,  мечтали,  ошибались  и восторгались; где  сама  природа  формировала  их  душевный  настрой. Местами  сохранились    церквушки ,  в  которых  молились  жившие  в  те  далёкие  времена,  в  этих  стенах  доверяя  Богу  свои  проблемы  и  прося  помощи  в  их  решении.
Таких  мест  с  загадками  истории  -  множество  в  области.  Мои   путешествия  связаны  с  тем,  что  я  уверен  в  том,  что  помещичьи  усадьбы,  дворянские  и  купеческие  дачи   всё  это   окружение  Одессы  -  не  просто   соседство. Мысль  пока  не  сформирована ,  нужна  фактура  материала  и  тогда    догадки  станут  уверенностью  правды. Если  я  не  ошибся.   Теперь  же  я  вижу  работающие  и  разрушенные  церкви  и  церквушки,  заброшенные  и  идеально  ухоженные  кладбища;  старые барачные  постройки , где  ютятся  люди с бытом   из  другого  века;  наблюдаю   и  ту  нелепость,  которую  построили  теперь.  Скажем  двухэтажный  сельский  дом  на  три  подъезда  с  водопроводом  / в  виде  колонки   на  улице/  и  туалетом / в  виде  каменного  строения  на  два  входа  во  дворе /, туалета  нового  поколения ,-   с  пружинным   устройством  самозакрывающихся  с  оглушительным  хлопком  дверей…
Мест  с   маленькими  храмами  на  холмах   с  немыслимой  красоты  обозрением,  которые  открыты  весь  день,  а  не  как  у  нас -  по  часам. К  этим  храмам  постоянный  приток. Я  сам  тому  свидетель. То  две  старушонки;  то  какая  то  женщина  с  мужичком;  то  какой -  то  дядька  проезжая  на  телеге   мимо  -  остановился,  привязал  вожжи,  стал  лицом  к  церквушке  и  трижды  большим  крестом  перекрестился.  Откуда  они ? Они  же  жили  и  живут  со  мной   в  одной  стране.   Кто - то  старше,  кто - то  младше,  но  все  с  пониманием  Веры. Заходят, или   проходя  крестятся. Правда  это  глушь,  куда  ведёт  не  то  чтобы  дорога ,  а  наезженная  земля. Мы  же  современники  и  родители  наши  современники,-  но   они  из  разных  эпох   и  потому  моя  фантазия  не  может    предположить  даже  теоретическое  их  общение.  Если  не  сравнивать  знания  и  образование ,  а  рассмотреть  их  влияние на  стойкость  морально -  нравственного  стержня  личности,  то у  меня  всё  это  видится  расплывчато  нестойко    с  обилием  оправдательных  пустых  фраз.  До  этого   я  упомянул    вкусы  и  нежелание  знать  родной  край  и  корни,  которые  тебя  взростили.  Но  есть  и  другое.  Совсем  другое… Хотите  пример ?
Мимо  старенькой  бабки  с  тяжёлой  ношей  никто  просто  так  не  пройдёт  и  не  проедет. Если  не  могут  взять  её / скажем,  велосипед,  мопед  и  проч/,  то  заберут  ношу,  обещая  подвести  к  дому.  Просто  так  мимо  не проедут – это  точно,  ни  разу  не  видел  такого. И  при  этом  полное  отсутствие  к  истории  края,  земляков,  к  тому,  чем  можно  и нужно  гордиться. Сложно  всё,  не  разобрать   мне  сего  смешения. Но  всё это  точно  имеет  отношение  к  нравственным  нормам   Веры,  я  просто  уверен  в  этом.
   Вот на  что уж  Древние  Римляне  старались    уничтожить  христианство,  вытравить  саму  идею,-  а  ничего  не  вышло.  И  казни,  и  пытки,  и  изощрённейшие  издевательства ,  а  всё  впустую. Прошло девятнадцать  веков  от  Рождества  Христова   и  чего  только  не  вытворяли  просвещённые  умы,  создающие   новую  власть,  а  вытравить  Веру  не  смогли.  Заходил  я  в  церкви  на  отшибе  и  в  кладбищенские  часовни  и  в  храмы  в  богатых  сёлах,- на  Крещение,    Пасху  и  Проводы,   даже  партийные  ходят  на  службу  и крёстное  знамения  творят ,  слова  молитвы  повторяя.  В  другие дни  нельзя. Власть  не  велит.  А  кто  она,  эта   столь  гибкая  власть ?    Власть,  способная  разрушать  церкви,  расстреливать  священников и  во  время  войны  призывая   верующих   к  борьбе  с  врагом ;  после  войны,  кощунственно   вытравливать   Веру   и  по-тихоньку  ,  местами,  позволяя  восстанавливать  разрушенное. Сложно  понять  это  сознанию  моему,  а  уж  изложить  и  подавно.   Напрягу  вас,  дорогой  читатель  нудностью  документальной,   ибо  слаб  слог  мой  для  описаний  деяний  сих.  Вот  чему  бы  я  посвятил   не  раздумывая    год  жизни,  это   тому,  чтобы  изучить  биографии  людей организовавших  это  кощунство.  Взять  у  них  интервью,  если  возможно ,  понять    эволюцию  или  деградацию  души   сотворивших  этот    изощрённый  вандализм. Их  семьи,  дети ,-  какова  их  реакция  на    «великое  дело» ,  которое  творили  их  близкие ? Полагаю,  изучение  семей   фашистов  или  полицаев   намного  менее  интересно,  чем  сей  феномен,  сия  драма.  Дети  всех  их,  по  сию  пору  живы  и  многое  могли  бы  поведать :  как  воевали  они ,  как  относились  к  Вере  на  войне  и  после  войны ;  крестили  ли  внуков  и  ещё  множество  вопросов,  которые  буквально  взорвали  бы  мозг   интересующихся.  Очень  прошу,  внимательно  прочтите   властью  организованное  действо.  Итак :



"О ликвидации мощей"

По почину и настойчивому требованию самих трудящихся масс и губерниях: Архангельской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Московской, Новгородской, Олонецкой, Псковской, Тамбовской, Тверской, Саратовской и Ярославской произведено 58 вскрытий так называемых "нетленных" мощей. Вскрытия эти в присутствии трудящихся масс, духовенства, экспертов-врачей и представителей Советской власти раскрыли целый ряд мошеннических действий, при помощи коих служители культа обманывали народные массы. Серебряные гробницы, блистающие драгоценными камнями, содержат в себе или истлевшие, превратившиеся в пыль кости, или имитацию тел с помощью железных каркасов, обмотанных тканями, чулок, ботинок, перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т. п. Вот то, чем архиереи и монахи заставляли поклоняться загипнотизированные массы, почитать за нетленные (т. е. неразрушенные от времени) тела и во имя чего приносить свои трудовые копейки в церковные карманы. Вместо воображаемых мощей Митрофана Воронежского обнаружен череп с прилепленными волосами, несколько костей, груда тряпок я ваты, несколько перчаток и мешок, набитый разной трухой. В гробе Тихона Задонского обнаружены: череп, истлевшие кости, картон, чулки, ботинки, перчатки; вместо груди - железный каркас. В Александро-Свирском монастыре, Олонецкой г., в серебряной, массивной гробнице, весящей более 40 пудов, была обнаружена восковая кукла. В Суздале, Владимирской г., мощи так называемой Ефросиньи Суздальской оказались матерчатой куклой, с обломками небольшого количества разрозненных костей. В Тамбове в гробнице Питирима была обнаружена серебряная кукла-футляр, в которой было заключено незначительное количество костей, причем череп оказался искусно сделанным восковым слепком. Мощи Артемия Веркольского, в Архангельской г., оказались смесью обыкновенного угля, ржавых гвоздей и мелкого кирпича. В Жабынской пустыне, Тульской г., массивная серебряная гробница, в которой, якобы, находилось, по уверениям церковников, нетленное тело Макария, оказалась совершенно пуста. В соборе Василия Блаженного, в Москве, обнаружены мощи отрока Гавриила, оказавшиеся состоящими из воска и небольшой, размером в 1/2 вершка, гнилой кости. Мощи эти были привезены из Польши и открыты для публичного почитания известным черносотенцем, протоиереем Восторговым еще в 1915 г. в целях человеконенавистнической антисемитской пропаганды, а в 1912 г., находясь еще в Польше, дали царизму, в тех же целях, религиозное обоснование к гнусной инсценировке процесса Бейлиса. В большинстве остальных случаев обнаружены были обложенные ватой и тканями полуистлевшие, рассыпающиеся в порошок кости, причем в одних случаях были найдены лишние кости, по своим размерам, плотности, свежести, белизне - отличные от остальных костей; в других случаях, наоборот, многих костей от скелетов не хватало; иногда в раках были обнаружены посторонние, по-видимому, не имеющие никакого отношения к культу предметы, как-то: брошки, ломаные серьги, гайки, пуговицы, недавнего времени денежные марки и т.п.





Часть 2

Теперь  Вы  в  курсе  моих  намерений  и   если  интересно  прочтёте  результаты  исканий  и  наблюдений.

Я  долго  выбирал  место  для  очередной  поездки  по  дворянским  гнёздам. Было  бы  легче,  если  б  сёла  многократно  не  переименовывали. А  так… До  революции, до  войны ,  в  войну  и  после  войны.  Вот  посёлок  «Вэсэлый    Кут» ,  с  украинского  переводится  как « Весёлый  Угол»,  а  перевели  и  узаконили  как  название      « Весёлый  КУТ» ,  с  другой  стороны не  « Весёлый  же  угол» ,-  в  самом-  то  деле.  « Вэлыкый  Дальник» , -  переводится  как  Большой   Дальник,  а  его  перевели  как  Великий  Дальник.  Чем  он  велик? А  с  другой  стороны,  если  у  творящего   названия  чиновника    оттуда  жена  и  там  сделали  дачу  с  тёщиного  дома. Как  тогда ?  Почувствуйте  разницу -  у  вас  дача  в  Большом  или  в  Великом  Дальнике?!  То- то  же  . Это  как  в  Одессе  улица  Хмельницкого,  но  не  Богдана. Этот  деятель  был  ближе  к  Фельдману,  чем  к  Богдану  Хмельницкому, фамилии  общие , да  суть  разная.
  Выбор  пал  на  Коминтерновский  район.  Нет,  не  на  Первомайскую  птицефабрику,  которой  и  славится  весь  район  от  мала  до  велика, завязанный  прямо  или  косвенно  на  неё.  Совсем  нет. Дальше.  В  бывшие  обширные  землевладения  землевладельца.  Землевладения  землевладельца.  Он  потому  и  землевладелец,  что  владеет  землями. Пардон,  владел. Теперь  ,  с   семнадцатого  ,  обломалось. Теперь  земли  владеют  нами,  заставляя  трудиться  за  трудодни.  Трудодни  - это  уникальный  социалистический  термин,  который   без  лишней  скромности  закомплексованной    девушки заставляет  трудиться  не  за  деньги,  а  практически   за  идею  .   Осчастливленные  колхозники  никаких «  а  может»  не  знают,  гневно  отбросив  сей  мерзкий  пережиток, а  потому  всегда  с  рассвета  по  закат  говорят «да».  Итог  их  труда-  пенсия ,  составляющая  половину  стипендии  студента  института. Так,  извиняюсь,  я  отвлёкся  в  рассуждениях  о  том  ,  что  землевладелец  владел  землёй,  а  теперь  земля  нами,  с  битвой  за  урожай  и  иными  героическими  подвигами,  как  защитной  реакции  от  агрессии  её / земли/,  сбросившей  с  себя  ненавистное  иго  хозяина. Хозяина  в  том  смысле  ,что  в  кавычках.  Какой  он  хозяин  если  он   эксплуататор ?  Хозяин -  народ,  с  пониманием  народного  добра,  а  этот  жадина  и   хапуга   лишь  бы  урвать,  лишь  бы  обобрать  трудящихся.  Сволочь  он,   чтоб  вы  понимали.


Так   я  размышлял ,  удобно  устроившись  в  кузове  ГАЗика   на  мешках  с  мукой. Это  наша  мука,  народная  и для  народа. И  запаска ,  и   шифер,  сложенный  на  досках  сверху  муки – то  же  народный.  И  я  то  же  народ,  Мы  не  разделимы.  Потому  и  едим  в  опять  же  нашей  народной  машине  в  едином  списке. Не  буржуям  везём,-  а  для  себя.  Машина  притормозила  у  села  Степановка  ,  где  я  и  выпрыгнул,  отряхивая  муку  и  пыль  с  одежды  и  обуви.
Я  приехал  в  красивейшее  место.  Нет.  Пошло,  замызгано  звучит.  Но  если  действительно  очень  красиво,  тогда  как ?  Написать  -  «привычная  красота» ?                « Привычно  изумительно  красиво» ?  Нет.  Я  обхитрю  Вас. Я  спрошу  вас  по  другому:   Куинджи  картины  помните ?  Про  красоты  Украины? Так  это  в  реальности. Здесь  так  красиво,  что  Великий  Мастер     хотел  написать  холст,  чтобы  было  сильно   похоже.
 Кстати  о  Куинджи ,  в  смысле  о  художниках,  я  приехал  в  имение ,  где  вырос  великий  художник  Кузнецов,  тот  у  которого  все  братья  военные,  благородное  семейство  основательно  обосновавшись  в дореволюционное  время , считалось  одним  из  самых  перспективных    хозяйств. Барские  покои , конюшни,  мельницы,  залы  для проводимых  балов,  я  начитался  про  их  жизнь  и  жаждал  увидеть  во  что  это  превратилось,   дорисовав  воображением  недостающее.   В  библиотеке   многое  можно  узнать,  составив  себе  воображаемый  образ  того  уклада. Как  жили  Кузнецовы  и  крестьяне  той  поры  и  как  живут  труженики  села  экономически  обоснованно  объединившись  в  колхозы  и  совхозы  сейчас  .   Хотелось  увидеть  жизнь  и  быт  живущих  сейчас,- нет  ,  не  заранее  зная  ответ,  опорочить  настоящее,  просто  хотелось  уйти  от  абстракции ,  которая,  как  правило ,  тенденциозна. Именно  сюда  я  стремился. Отсюда  корни.  Здесь  было  обширное   имение   семьи. 
  Начну   с  детей.   Ведь  именно  в  детей  вкладывают  все  чаяния  и  надежды  родители. И  где  учились  дети  этих  богатеев  Херсонской  губернии?     Дети,  образование  которых  позволило  бы  стратегически  верно  вести  экономическое  хозяйствование,  торгуя  не  только  в  России , но  и  с Западом.   Где  учились  дети  элитных   сельхозжителей  с  дореволюционной  управленчески -  отсталой   структурой ?
Я  Вам  так  скажу ,-  детям  нужно  было  сперва  служить  Родине,  потом  отставка,  далее  по -  разному. В  семье  были  мальчики,  статью,  выправкой ,-  все  военные  от  рождения  и  по  призыв. Так  и  было,  кроме  одного. Самого  любимого.  Теперь  мне  скажите,  куда  бы  вы  на  их  месте  отправили  учиться  своё  чадо ?  Понимаю  Ваше  молчание ,  при  Вашей  должности… И  так -  где  он  учился ?
 В  Херсоне ?  Смех  понятен, хотя  Херсон  той  поры  был  центр  не  из  малых.   За  границей?   Естественно, да. А  если  я  скажу  - нет?  Тогда  единственный  вариант -        домой  выписывали   лягушатников  и  колбасников ,  как   со  школы  известный  самодур  Троекуров ?!  Кстати , там  ещё  та  интрижка  вышла  с  Машей  и  так  называемым  учителем.  Щас! То  же  нет!!!!    Берите  выше!  Взяли?  Ещё  поднимите? Что,  планка  -  ограничитель, боитесь  покалечиться ?  Там  тогда  и  оставьте  уровень.
  Они  учились  в  Одесской  гимназии  которую  основал… Ладно,  я  уже  писал  об  этом ,  а  склероз  у  меня ,  а  не  у  вас. Я  хочу  на  два  слова  отвлечься, чтоб  сказать   об  учителях.  Об  этих  вечных  конфетах  и  духах  вы  так   подумали ? И  о  «на  развитие  школы  и  на  краску» ?   И  нет  вовсе.  Этого  Николашу / одного  из  сыновей   кровопийцы/   так  достали  уроки,  что  он  не учился,  а  волынил   как  мог.  Ещё  тот  сачок!  Братья  отличники  ,  а  он  шлимазл! Виданое  ли  дело !  Так  вот  ,  что  я  хочу  сказать:   не  взирая  на  деньги  родителей  и  серьёзные  связи  ,его  выперли  после  седьмого  класса  со  школы. Просто  попросили.  Братьев  оставили , а  этого  нет!  Нет,  вы  себе  за  такое  можете  представить? Пусть  папа  даже  не  простой  сотрудник  райкома  партии ,  не  милиционер  и  не  военный,  не  пролетарский  рабочий  и  даже  не  колхозница  ,  а  простой  инженер,  правда  член  профсоюза.  Можно  ли  себе  представить,  что  после  седьмого  класса  кого - то  выперли  со  школы? А  его  выперли. И  конфеты  не  помогли,  с  одеколонами -  духами. А  попечительский  совет,  а  общество  защиты  прав  ребёнка,  а  районо  с  гороно,  наконец! А  общество  матерей? Партия,  на  худой  конец!   Вы  о  чём,  глупые?!  Это  я  извиняюсь,  за  глупые! Нет,  серьёзно  -  не  хотел  обидеть,  так  само  как - то….
  И  что  дальше ?  Интересно  как  у  них  у  землевладельцев  дальше  было ?  Скандал  в  семье,  неприятности  на  работе… Геволд!  Бикицер  собираться  на  трудовое  перевоспитания  к  дяде  строителю  в  его  шарашкину  бригаду  с  халтурами ?!  Щас! 
   Этот  пацан,  несовершеннолетний,  без  документов,  без  разрешения  на  огнестрельное  оружие,  без  охотничьего  билета  гуляет  себе  по  имению  и  постреливает  безвинных  животных  и  уток /  не  домашних/.
Вот  на  этом  я  и  остановлюсь.  Он  гулял  по  тем  же  полям,  где  гулял   и  я. Он  видел  эти  волнуемые  ветерком  колоски  пшеницы,  волнами  передавая  эстафету  ветрового  беспокойства. Видел  склоны,  поросшие  тысячами  разных  трав  и  травинок  со  своеобразным бесконечным,  чередующимся   цветением, составляя  букетный  ковёр,  по  которому  ,  варварски  топча  это  чудо ,  ты  ходишь..  Он  видел  это  небо  с  его облаками, эту  голубую  бездну  красоты,  которую  ревниво  оберегают  причудливые  небесные  воины  составляя  одно  целое  с  облаковыми  одеждам. Видел  бегущий  ручеёк ,  фанатично   рвущийся  в  тело  плавно  текущей  реки , лениво  изгибающейся  у  ивовых  зарослей  ;  слышал   заходившихся  в  квакании  лягушек,    пытающихся  сообщить  всему  живому  нечто   архиважное,  нами  не  воспринимаемое.  Его    детский  разум  не  затмили  общественные  цели,  он  перешагнул  этот  этап.  Его  не  нужно было  учить  красоте,  он  чувствовал  её   всем  своим   естеством. Чтобы  в  этом  возрасте  самому,  добровольно  встречать  зорьку  с  удочкой  или  ружьём?   Это  какая  ж  сила  толкала  его  из  теплоты  дворянского   дома  в  ранний  утренний  холодок ?  При  нянечках  и  прочем  сопровождении ?   С  одеваниями  и  росой?!    Сила  огромной  величины  его  не  толкала ,  а  манила  к  себе,-  это  СИЛА   КРАСОТЫ.  Красоту  можно  понимать,  можно  чувствовать,  а  можно  быть  поглощённым  красотой ,  растворяясь  в  ней.  Таким  и  был  этот  Николай.
Чтобы  сделала  одесская  мама  за  такое ?  Да  она  бы  сделала  «чёрную  жисть»  папе,  потому  как  во  всём  виноват  он,  несмотря  на  то,  что  она  раньше  говорила  и  предупреждала. Бабушка  и  дед  по  папе  и    печальные  последствия  общения  ребёнка  с  ними  были  теперь  наглядны.  Там  бы  всем  мало  не  показалось. А  простуда,  а  волки,  а  клещи  и  дикие  лисы ? А  разбойники ? А  еда  по  расписанию ?  Это  был  бы  такой   концерт,  что  Райкин  в  скромности  зарделся  бы.  Интриги  и науськивания,  чтобы   с  ним  поговорили,  потому  что  совсем  никак… Это  была  бы  такая  лавина  контрдействий,  что  мальчик  бы  забыл  за  своё  имя,  не  то  что «за  не  хочу  учиться». Его  мама,  талантливая  женщина,  попробовала  аккуратно  подтолкнуть  сына  к  мысли,  что этой  красотой  можно  поделиться,  раскрыв  душу  через  картину. Медленное  выращивание  даёт  уверенные  всходы,- я  Вам  так  скажу.    Мама  же  его, умная  женщина,  но   отсталая  землевладельчиха, повезла  сына,  этого  бездельника   к  лучшему  учителю  рисования.  А  где  он  может  быть  и кто  он ?   Мальман из Одесской  рисовальной  школы. Дальше Академия  художеств  и  мировое  имя. Кстати,  ехал  он  поступать  на  военного,  но  витиеватые  превратности  судьбы  распахнули  ем  двери  Академии.
  Вы  знаете  улицу  Костанди ?  Так  он, этот Кириак, что  Костанди  чью  улицу  чудом  не  переименовали,   был  свидетелем  у  художника  на  свадьбе.  Нет,  всё  таки  какая  халатность,  какое  попустительство,  не  переименовать  главную  улицу села Дерибасовка  на  имя  какого – то  рэволюционера  или  члена  ЦК,  например  Мехлиса,  почему  нет ?
В  Одессе  Де Рибас – Дерибасовская ; а  было  в  районе  Костанди  село Дерибасовка: в Крыму  и в Нижегородском  районе  свои  Дерибасовские ,- но  это  совсем  другая  история.
Понимание  красоты  не  может  быть  избранным по  секторам, это  некий  обобщающий  талант. И  братья  и  родители  его  это  понимали  и  воспринимали,  что  даже  теоретически  не  возможно  в  наше  время. Он  увидел  ту,  которая с лёгкостью  предопределённости   обусловленной   свыше  проникла  в  его  душу , слившись  навек. Кто  эта принцесса   покорившая  сердце  художника ? Та,    в  душе    которой  он  увидел  то,  что   не раздумывая    распорядилось  его  судьбой ?  Вот  готов  спорить  ,  что  опять  не  отгадаете. Богатая  купчиха,  разорившаяся  знатная  дворянка,  фрейлина,  племянница  самого  графа…. и  дальше  будете   тратить  моё  время  на  свои  предположения. Не  обижайтесь,  но  Вы  перечисляете  те  варианты,  которые бы  устроили  Вас,  будь  Вы  на  его  месте…. В  том  то  и  дело,  что  между  нами    и  им  прослойка  от  революции и  по  настоящее  время.
 Он  женился  на  простой   работнице,  приехавшей  из  Западной  Украины  на  заработки  в  составе  бригады  односельчан  и  родственников.  Венчался  в  Одессе. 
Пик  славы  профессорское  преподавание  в  Петербурге,  что  естественно.  Надо  же  было  донести  России то,  чему  он  обучился  в  Одессе.  То  же  столица, хотя  и  северная.   

 . Настоящий  бы  мастер  написал  бы  тома  о  запечетлённых  собаках  и  их  индивидуальном  характере. Тот  кто  держал  собак  знает,  что  сказать  собака  или  там  собака  породы  спаниель ,- это  ничего  не  сказать. Каждая  собака  это  неповторимая   индивидуальность  в  своей  уникальной  реакции  на  окружающее.  И  так    ярко  написать  эту  специфику,  увязав   с   не  пересекаемым  описанием  совершенно  иной  специфики  понимания  индивидуальности  лошадей   и  непосредственно   с  самим  сюжетом  картины ,-  это  не  талант.  Талант – это   от  предрасположенности, хороших  учителей  и  прилежности  самого  человека.  То  что  он  пишет – не  земное. Это    даже      « не  пойманное»  мгновенье ,  это   понимание  в  слиянии.
Вы  видите,  что  не  очень-  то  и  жарко?  Почему  вы  так  решили? По  одежде?  По животным ?... Да  по  всему  в  совокупности,  как  видит  и  твёрдо  убеждена  жена  в  том,  что  муж  выпил. Да  потому  ,что  да. Потому,  что  Одесса  такой  город. Почему?  Потому  что да.  «Да,  потому  что  да «     идеально  ёмкий  ответ  в  нашем  случае.
Посмотрите  его  картину «Объезд  владений». Там  то  же  собака,  но   представительница   совсем  иных  свойств  и  характеристик.  И  так  же  ярко  выражена  вся  суть. И  лошадь  иная  и  суть  встречи  не  та  и  ясно   всё    это. Как  же  вы  разделите  этого  художника  и  Одессу  или  степные  просторы  под  Одессой,  где  он  изучал  и  познавал  мир,  бродя  по холмам  и  оврагам   своего  имения. Всего  то  девять  лет  он  смог  прожить  без  России  в  заграницах…    И  писал  портреты  за  деньги,  и  душа  петь  перестала  и  гармонии  слияния  нет,  есть  профессиональный  почерк    талантливого  мастера,  а  вот  душевного  ликования  от    ощущения высшего  -  нет. Люди  ,живущие  здесь  слышали,  что « при  царе  ещё  жил  по -  моему  какой  то  художник,  а  может  и  не  художник». До  двадцатого  года  он  убеждал  себя,  что  перемены  будут  к  лучшему, что  этот  период  надо  переждать,  ради  последующей   спокойной  жизни,  что  такая  политика  абсурдна  и  это  скоро  станет  очевидно  всем. Хочу  жирной  линий  подчеркнуть,  что  я  сейчас  писал  именно  о  том  времени. И  вот  в  1920  он  уехал  навсегда,  оставив  душу  ,  а  там  приобретя  умение  писать  на  заказ  за  очень  большие  деньги.
Вы  посмотрите -  как  он  писал  одесских  женщин. Это  богини  культуры,  манер,  утончённости  ума    облечённого  в  одежды  образованности !  Взгляните  на  посадку  головы,  на   небольшом  портрете!  Это  те,  кто  жил  в  нашем  городе.  И  его  жена,  не  дворянка  в  девичестве -  так  же  величественно  красива  и манерна.  Посмотрите  на  её  портрет!  Посмотрите  на  портреты  тех,  кто  жил    в   их  имении,  кто  приезжал  в  гости ,  с  кем  они  гуляли  и  работали, делились  и  сопереживали. Посмотрите  на  портрет  Строганова.  Именно  эти  люди  составляли  часть   населения   нашего  города. Именно  они  достойно  представляли  вторую  столицу.  Именно  они,  но  не  только. Одесса  это  Пушкинская  и  Степовая  в  равной  степени  с  имениями  богатых  и  бедных  дворян; зажиточных  крестьян  и  множества  разных  колоний,  которые  сохранили  свой  уклад  в  неприкосновенности..  Это  единство  разных,  вместе   гордо  носящих  обобщающее  имя  одессит. Нет  наций  и  национальностей  есть  показатель  вклада  в   благо  любимого  города. По-  этому  и  судили.
Портрет Рахили Семеновны Исакович,урожд.Мангуби(1861-1930), основательницы «Одесского женского караимского    благотворительного общества»
Образец  отцовской  нежности   в  полотнах  написанной   дочери. Вглядитесь  в  это   совершенство  воплощённой  любви. Он  воспитал  не  просто  буржуазную  тунеядку, он  воспитал    выдающуюся  солистку  Мариинского  театра,  в  его  упаднический,   дореволюционный  период,_    Марию   Николаевну   Кузнецову-Бенуа ,  по  совместительству  племянница  Мечникова  ,  биолог  известный  в  узких  кругах  посвящённых  в биологию. Барселона, затем  Париж  в  старости,  а до  этого  блестящие  гастроли,  но не  по   справедливо  переименованным   городам  СССР.Увы.
Ещё  одна  исковерканная  судьба  дочери  Маринки,-  так  себя  называли  солистки театра, который  больше  чем  театр  в  истории  России.

  И  всё  это  разом  потерять!  Потерять  Одессу. Потерять  Питер.   Потерять  Россию,  Потерять  всё  веками  достигнутое  и  тщательно  сохранённое.  Потерять  не  временно -  навсегда.  Безвозвратно  потерять. Взгляните   в  его  пейзажную  живопись  «Одесского  периода»,  когда  он  писал,  веря  в  расцвет  и  красоту   будущего,  в  высшую  мудрость  и  любовь,  и  сравните    с  поздними  работами, где  мастерство  заменило  душу,  так  мне  видится,  во  всяком  случае.
Я  подолгу  бродил  теми  краями, фотографируя  найденные  остатки   строений,  пытаясь  удержать  в  памяти  Золотой Век  Одессы.  Поражает  основательность  подхода в  устройстве  края, всё  подчинено  глобальному  ,  но  бережному,   освоению  территории  области , где  все  дороги  ведут  в  южную  столицу,  а  далее  в  мир.  Казалось   бы – сохранившееся  основание  дамбы ,-  зачем  с  такой  аккуратностью   подгоняли  камень  к  камню, делая  при  этом  украшающий  поясок ?  Перепады  погоды,  времён  года  за   почти  столетний  период -   практически  не  повредили  кладку,  на половину  находящуюся  в   проточной  воде.  Это  любовь  к  краю  не  отделима  от  любви  к  профессии, теперь  можно  было  бы  водить  малыша  и  с  гордостью  показывать-   что  возводил  его  пра… прадед. 
Былое   не  вернуть. Хочется,  ой  как  хочется,  а  не  возможно.  Не  вернуть. Дикие  усилия  убедить  себя  в  обратном  неизбежно  заканчиваются    отрезвительным  прозрением.  Былые  крестьянские  усадьбы,  помещичьи  дома -  теперь  руины.   Зажиточные  умелые  земледельцы ,- доживающие  в  руинах  старики.  Тоскливо  и  обидно.  Точнее  не  скажешь. Всё.


Рецензии