Синтез звука. Многоголосие

  О принципах создания многоголосия с помощью программы ТРИО говорилось в одной из предыдущих статей. Здесь я хочу уделить внимание практическим аспектам создания музыкальной записи с использованием синтезированного звука.
В качестве нотного источника возьмём ноты песни Анатолия Филомонихина, опубликованные тут -
 http://www.stihi.ru/2014/02/28/4696
Текст песни принадлежит Тамаре Андрюниной, и опубликован тут -
 http://www.stihi.ru/2013/03/09/5856

  Создание песенного многоголосия имеет свою специфику. Песня не является настолько строго организованной ритмической структурой, чтобы, создавая мелодию и сопровождение к ней, можно было целиком полагаться на счёт. Выразительное пение предполагает ускорения и замедления темпа, что легко делается в инструментально хоровом ансамбле, когда все друг друга слушают, и представляет собой головоломную задачу в расчёте длительности нот и пауз, если все нюансы темпа мы захотим точно изобразить в нотной строке. Как звуки многоголосия на разных строках точно синхронизовать друг с другом, и по длительности звучания, и по моменту начала каждого совместного звука?

  Некоторые принципы синхронизации заложены в программе ТРИО. Все МУЗа - все три музыканта начинают "играть" одновременно, создавая амплитуды своих звуков, и отправляя эти амплитуды Дирижёру, чтобы он складывал их и записывал в виде сэмплов в звуковой файл.
  Если кто-то из музыкантов запоздает со своим исполнением, то другие, дойдя до конца исполняемой строки, будут его ждать, и следующую строку они дружно начнут вместе.
  Это удобно, но этого совершенно недостаточно. Посмотрите на нотный текст на рисунке. Аккорды, сопровождающие мелодию, идут редко. Как рассчитывать паузы между ними?

  Программа Пианола имеет средства, решающие эту проблему. Но начинать нужно с записи и тщательной отладки звучания одной только мелодии.


   ЗАПИСЬ И ОТЛАДКА МЕЛОДИИ

   Поскольку песня состоит из повторяющихся куплетов, то делаем запись мотива куплета с последующим припевом. Открываем окно Пианолы и, нажимая звучащие клавиши клавиатуры, записываем на строки знаки нот мелодии куплета и припева. Обычно одна строка нотного текста помещается в одну строку нотных обозначений.
   После записи обозначений нот, в каждой строке мы расставляем обозначения пауз и обозначения укорочений или удлинений длительности звучания нот, а также знаки изменения темпа.
   Каждую строку проигрываем, и вносим изменения, добиваясь желаемого звучания.
   Запоминаем изменения, нажимая клавишу Home, и переходим к следующей строке.
   В результате этих действий получается первая строка мелодии, изображённая на рисунке -

    <2 E-F G^FGF^E-D<3E-~ <2^DE-C^DE-F^GA-B-^G^^ A-B-

 В меню стоит темп 1/4 на каждую ноту, но, ориентируясь на слух, мы решили, что нужен темп чуть более медленный, и поэтому замедлили его на 20%, поставив в начале строки <2.
 Знак минус означает бемоль.
 Крыши сразу после обозначения нот означают продление четвертных нот до половинных, тильда - до целой ноты.
 Отдельная крыша - четвертная пауза.
 <3 перед нотой Ми бемоль заставляет её звучать чуть более длинно.

  Так мы поступаем с каждой строкой. Более того, мы доводим всю мелодию до партитуры, и озвучиваем партитуру мелодии. Куплет - звуками аккордеона, а припев - звуками колокола. И уже по конечному звучанию решаем - не нужно ли ещё каких изменений?
Вот та мелодия, которая у нас получилась, в таком виде она хранится в текстовом файле FIL.txt:

{< options  }
 1  {*0420| <2 E-F G^FGF^E-D<3E-~ <2^DE-C^DE-F^GA-B-^G^^ A-B-          }
 2  {*0420| <2 c^A-GF^ GA-G^F7>>GF<<E-^ \dcB-^/DFA-^GA-B-^d-^<4c^' A-B- }
 3  {*0420| <2 c^Bcd^ A-Ge-^d8>>e-d<<c^ de-d^cB-A-^G8F<6F^E-^^          }
 4  {*0420| (.8)/GB-cB-cB->>B4-<<cB-G >8B-GB-cB- <2`GB-cB-cB4->>B-<<cB-G>>G-<<G6 }
 5  {*0420| (.8)/GB-cB-cB->>B4-<<cB-G >8B-GB-cB- <2`GB-cB-cB4->>B-<<cB-G>>G-<<G~ }
,,,

  Поскольку окончание песни предполагается несколько отличающимся, то мы делаем отдельно мелодию окончания песни, взяв за основу только что созданное, и подредактировав длительности звучания нот и пауз.


   ЗАПИСЬ И ОТЛАДКА СОПРОВОЖДЕНИЯ

  Сопровождение мелодии аккордеона в нотах указано обозначениями аккордов, однако прямо использовать эти обозначения не удаётся, поскольку на кнопках аккордеона многие аккорды используются в виде своих обращений. Например Еь, означающее аккорд Ми бемоль мажор, имеет нижним звуком не Ми бемоль, а Соль. Выше с интервалом в 3 полутона идёт нота См бемоль, и только потом, через 5 полутонов, нота Ми бемоль.
  В сопровождении мы должны указывать нижний звук обращённого аккорда, а в партитуре указывать, что этот звук идёт в форме аккорда с последовательным повышением ступеней на 3 и 5. Это указание делается в такой форме - G=/35.
  Для аккордов, указанных в нотах песни, я составил следующую табличку:

обозначение, нижняя нота, указание на интервалы аккорда

Eь  соль       G/35
B7  ля         G/24
Aь  ля бемоль  G/43
Fm  ля бемоль  G/45
G7  соль       G/46
C7  си бемоль  G/24

  Этой табличке я и следовал, заполняя нотными обозначениями строку партии сопровождения, которую можно видеть в нижнем синем окне на рисунке. Вот эта строка:

  Z2.4\G^ Z2.8A^ Z2.8G~ Z4.8A-^ Z2.8A^ Z2.8G^

  Слежа вниз означает, что последующие звуки будут браться на октаву ниже.
  Поскольку в начале строки не стоит знак <2, звуки аккордов будут немного короче тех звуков, которые они сопровождают. Однако синхронизации звуков это не помешает.
  Для синхронизации звука сопровождения со звуком мелодии мы будем использовать паузу заданной длительности. Первая пауза вот она - Z2.4, длительностью 2.4 четверти. Как мы узнали, что именно эту длительность нужно указать?
  Узнали просто - в верхнем окне поставили курсор на ноту G^ и проиграли строку с самого начала и до курсора. Счётчик на зелёном фоне показал нам  число 2.4

  Посмотрите на рисунок - в верхнем окне курсор находится под нотой B-, а голубая стрелочка под последней проигранной нотой, и счётчик показывает 30.4
  Посмотрите на нижнее окно - курсор находится под нижней нотой того аккорда, который должен сопровождать B- мелодии. Курсор - на предыдущей проигранной ноте, но счётчик учитывает и паузу перед курсом, и мы видим, что длительность этой паузы взята именно такой, чтобы счётчик показал те же 30.4

  Принцип расставления пауз в аккомпанементе Вам понятен. Чтобы ввести в строку зет и точку, не выходя из режима RECORD, нужно нажать клавиши Alt/z.
  Замечание. Число, обозначающее длительность паузы, воспринимается нормально, если сразу вслед не идет нота E или D, или эти же ноты строчными буквами. Их компьютер примет за порядок числа. Ставьте в этом случае после числа пробел или подчёркивание.
Вот сопровождение, которое у нас получилось:

{< options  } файл FIL1, сопровождение к FIL
 2  {*0420|    Z2.4\G^ Z2.8A^ Z2.8G~ Z4.8A-^ Z2.8A^ Z2.8G^         }
 3  {*0420| <2\A-^Z2.4 A-^Z2.4 G^ G7Z.6 G^Z2.4 A^Z7.2 G^ B-^ A-^   }
 4  {*0420| <2 \A-^Z2.4 G^Z7.5 A-^Z2.4 A^Z11.3 G^                }
 5  {*0420| (1.2)\ e-^ e-^Z.15 B-^ e-^Z.2 e-^Z.4 e-^Z.5 B-^Z.6 e-^ }
 6  {*0420| (1.2)\ e-^ e-^Z.15 B-^ e-^Z.2 e-^Z.4 e-^Z.5 B-^Z.6 e-^ }
,,,



   ПОЛУЧЕНИЕ ФАЙЛОВ ПАРТИТУРЫ ДЛЯ МЕЛОДИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ

   Дальнейшие действия полностью аналогичны описанным в статье http://www.proza.ru/2016/06/01/130
   Прежде всего нужно выяснить на какую скорость раздачи ориентировать программу, чтобы полученный в результате звуковой файл, звучал в том же темпе, что и мелодия внутри программы Пианола.
   Если эта скорость отлична от той, что принята по умолчанию (32000 сэмпл/сек), то указываем её в левом поле меню, например так - VEL 23000 и нажимаем на этом поле Enter.
   Идём влево, на поле опций, в конце его ставим F и возвращаемся на нотную строку.
   Нажимаем Shft/F6 и, после окончания процесса проигрывания, получаем текстовый файл TF. Для получения файла сопровождения TF1 делаем то же самое в нижнем окне, указав в поле опций F1.

   Теперь расставляем в файлах партитур указания, каким инструментом - по какому сценарию исполнять звук, какая громкость, что за тембр, какие аккорды.
   Вот первые строки мелодии и сопровождения, превращённые в странички сценария -

 1 ================= TF.TXT   VEL= 23000
  R=7 H=2 Ar=3
F= 311.1300048828125  T1= 13524  T2= 276
F= 349.2300109863281  T1= 13524  T2= 276
F= 392  T1= 27048  T2= 552
F= 349.2300109863281  T1= 13524  T2= 276
F= 392  T1= 13524  T2= 276
F= 349.2300109863281  T1= 27048  T2= 552
F= 311.1300048828125  T1= 13524  T2= 276
F= 293.6600036621094  T1= 13524  T2= 276
F= 311.1300048828125  T1= 58604  T2= 1196
 L= 13800 Ar=1
F= 293.6600036621094  T1= 13524  T2= 276
F= 311.1300048828125  T1= 13524  T2= 276
F= 261.6300048828125  T1= 27048  T2= 552
F= 293.6600036621094  T1= 13524  T2= 276
F= 311.1300048828125  T1= 13524  T2= 276
F= 329.6300048828125  T1= 27048  T2= 552
F= 392  T1= 13524  T2= 276
F= 415.2999877929688  T1= 13524  T2= 276
F= 466.1600036621094  T1= 27048  T2= 552
F= 392  T1= 27048  T2= 552
 L= 13800
F= 415.2999877929688  T1= 13524  T2= 276
F= 466.1600036621094  T1= 13524  T2= 276
 2 ============ 446200  446200  19.4
...


 1 ================= TF.TXT   VEL= 23000
  R=7 H=1 G=/35 Ar=3 
 L= 27600
F= 196  T1= 22540  T2= 460
 L= 32200 G=/24
F= 220  T1= 22540  T2= 460
 L= 32200 G=/35
F= 196  T1= 45080  T2= 920
 L= 55200 G=/43 Ar=1
F= 207.6499938964844  T1= 22540  T2= 460
 L= 32200 G=/24 H=.5
F= 220  T1= 22540  T2= 460
 L= 32200 G=/53 H=1
F= 196  T1= 22540  T2= 460
 2 ============ 372600  818800  35.6
...
 
Здесь R=7 указание на сценарий, создающий звук аккордеона.
Ar=1 Ar=2 Ar=3 - указания на тембр этого звука. Нормальный, спокойный или резкий.

   Осциллограммы звука с этими тембрами можно видеть на рисунке справа в последовательности сверху вниз. Видно, что спокойный тембр отличается более широкими обернонными пичками, а резкий тембр создаётся добавлением в рельеф неполного высокого обертона.
   Неполным обертоном я называя обертон, не представленный непрерывной осцилляцией, а имеющий в периоде только несколько переколебаний, иногда даже один пичок. Тем не менее, это обертон, создающий звуку узнаваемый тембр. На неполных обертонах полностью построено звучание аккордеона - http://www.proza.ru/2015/05/13/876

Вот сценарий программы ТРИО, реализующий звук аккордеона:

  CASE 7 'accordeon     tembr => Ar=1(0) 2 3
    MU2=0 : AU2=1 : DU2=30.999 : mod2=2
     MU3=0 : AU3=3 : DU3=30.999
    SELECT CASE ARE3 : CASE 0,1
    '>>>>="_1_2_3_4_5_6_7_8_9_0 _1_2_3_4_5_6_7_8_9_0_1_2_3_4"
    A31r$="50450145505050505050 5050505579555050504521455050" 'norm
    A32r$="50450145505050505050 5050505599555050504501455050" '-3 15 -21 L
    A33r$="50452145505050505050 5050505599555050504501455050" : CASE 2
    '>>>>="_1_2_3_4_5_6_7_8_9_0 _1_2_3_4_5_6_7_8_9_0_1_2_3_4"
    A31r$="50450101455050505050 5050505579795550505045212145" 'quiet
    A32r$="50450101455050505050 5050505599995550505045010145" '-3 15 -21 L
    A33r$="50452121455050505050 5050505599995550505045010145" : CASE 3
    '>>>>="_1_2_3_4_5_6_7_8_9_0 _1_2_3_4_5_6_7_8_9_0_1_2_3_4"
    A31r$="50450145950595050595 0595055579555050504521455050" 'sharp
    A32r$="50450145653565353565 3565355599555050504501455050" '-3 15 -21 L
    A33r$="50452145950595050595 0595055599555050504501455050" : END SELECT
    Apm$="505152504546504651555047504751535057" : Dpm=1
  CASE -7 :   Arr$=FNRE$((FNTIM(9,T)+FNTIM(13,T))/2,3)

   На нижней осциллограмме рисунка показаны осцилляции синтезированного звука колокола. Видно, что в отличие от звука аккордеона, они насыщены обертонами и не показывают чёткого повторения от периода к периоду. Тогда как изменения формы колебания в звуке аккордеона происходят постепенно и изменения эти визуально малозаметны.
   По этому качеству звук аккордеона можно назвать простым, а звук колокола - сложным.


   РЕЗУЛЬТАТ

   Результирующий звуковой файл получаем по программе ТРИО, в которой указываем на приготовленные нами файлы партитуры:

 'OPEN "TF.TXT" FOR INPUT AS #11 : CALL MUZ1(1)
 OPEN "TF1.TXT" FOR INPUT AS #12 : CALL MUZ2(1)
 OPEN "TF.TXT" FOR INPUT AS #13 : CALL MUZ3(1)

   более подробно об этом рассказано в предыдущей статье.

   Теперь делаем всё то же самое, чтобы получить партитуры для окончания песни, и делаем звуковой файл окончания, содержание которого средствами звукового редактора Wave Editor присоединяем к началу песни.
   Повторяя весь процесс с самого начала, делаем, как того хотел автор, вставку с мелодией "однозвучно гремит колокольчик" в сопровождении и с нарастающим колокольным звоном в партитуре мелодии. С помощью редактора вставляем эту мелодию между первым куплетом песни и припевом.

  Прослушать запись можно тут - https://yadi.sk/d/hD21P8njsHxzt
Если Вы не зарегистрированы на Яндексе и ссылка не откроется, пишите на почту, файл я пришлю.

 =================







 


Рецензии