Лето и ласточки День 2

11 июня.

Сон прервался громким кличем - «Подъём». Никто из пацанов не шевелится, прикинусь, что сплю. Внезапно полог открылся и ласковый голос произнёс – если не встанете – буду вытаскивать за жопы. Так бы сразу и сказал, кричать-то зачем. Спальники зашевелились
Природа взяла своё, мочевой пузырь мог лопнуть. Я спросил дядю Мишу про туалет. Он сказал – читать умеешь? И кивнул на табличку на дереве. Она гласила «Мальчикам направо, девочкам налево» – и всё. Я побрёл направо. Навстречу попадались бодрые опорожнившиеся юннаты. Лес разрывался от щебета разных птичек. Они будто старались друг друга перекричать. Интересно, кто из них кто? – подумал я, пристроившись у берёзки, а из лагеря донёсся новый крик дяди Миши – «Завтрак» - видно скучать здесь не дадут. После завтрака было распределение тем научных работ. Арнольдовна, как майор Пейн, возвышалась над столом одетая в камуфляж. За ней сгрудились остальные инструкторы. Вид у них был несвежий – видно не выспались. Сиделкина пришла деловая такая, с биноклем на шее, и села рядом со мной. Когда до наших фамилий дошла очередь, а моя Салов, если что, предложила нашу тему, ну то есть сама придумала – «Жизнь ласточек береговушек». Ты сама-то про них что-нибудь знаешь? – спросил я, «Не ссы» лаконично ответила Маша. Затем мы с ней побрели вдоль речки, к предположительному месту их обитания, а жили они как видно из названия на берегу. Стало жарко. Там, где речка делала поворот, берег был крутой и обрывистый, и весь был истыкан норами. Этот вид напомнил старый мультик «Красная горка». Но ласточек видно не было – просто норки. Чем же они их копают? Маша объяснила, что копают лапками и клювом.

- И чё делать будем? – Без энтузиазма спросил я
- Сейчас просто понаблюдаем, а потом придём в лагерь и составим план, тебе надо про них побольше узнать, я тебе книжку дам, ответила Маша.
«И здесь читать заставляют». Мы полезли на склон, чтобы получше разглядеть норки их обитателей. В нижних никого не было, а вскарабкавшись чуть повыше, я чуть не упал от вылетевшей прямо перед моим носом ласточки. Заглянул в ближайшую. Оттуда на меня хищно глядела злобная мордочка.
 
- Одна жилая норка есть – крикнул я Маше.
- Посмотри есть ли там яйца или птенцы – ответила она и я автоматически сунул туда руку, чтобы выгнать птичку, о чём сразу пожалел, получив удар клювом.
- Эта тварь клюётся – закричал я, отдёрнув руку.
- Ладно, не кипишуй – успокоила Маша – попозже придём, когда они кушать полетят. Сейчас жилые норки пометим и пойдём в лагерь.

Вскоре над рекой разнёсся знакомый клич, зовущий к обеду. У кухни уже столпились унылые грязные юннаты, с мисками наперевес. Дежурные бодро разливали что-то горячее и жидкое, похожее на суп. Получив свою порцию, мы сели за стол и начали обсуждать предстоящий план действий под звонкий стук ложек. Нужен был фонарик, а то в глубине норы ничего не видно, вода, хлеб (можно было стащить на кухне). И главное, как их различать. Я подал идею – может участниками Дома 2. Тоже ни фига не делают, только жрут, трахаются и выясняют отношения. Ту ласточку, которая меня клюнула я назвал Ольгой Бузовой. Маша была не против. Так вот и началось моё знакомство с ласточками береговушками. Вечером я начал читать книжку, которая дала мне Маша. Оказывается, что латинское название Riparia riparia – красивое и нетрудно запомнить. Ее длина не более 13 см, размах крыльев 29, длина крыла 10, Оперение сверху землисто-бурого цвета; снизу — белого с буро-пепельной поперечной полоской в области груди. Самец и самка похожи друг на друга. Птенцы окрашены немного темнее. Прилетают они к нам аж из Африки во второй половине апреля и сразу начинают рыть. Метр норы вырывается за два дня, если это песок. Среди множества дыр процентов двадцать, по меньшей мере, бывают меньше метра глубиной, а на конце их нет ни расширения, ни гнезда. Высиживание яиц у них длится недолго, менее четырнадцати дней, а уже через три недели птенцы покидают гнездо. Значит мы успеем последить за их ростом. Родители, как ни странно обычно не ночуют вместе с детьми. Птенцов старательно укутывают одеялом из перьев, а сами улетают на общий ночлег, иногда за несколько километров от колонии гнезд. Из процесса чтения меня вывел клич «Ужин». Не думал, что книжки читать так прикольно. Сегодня лягу пораньше. Договорились с Машей на пять часов, пока ласточки ещё спят.

Следующий день http://www.proza.ru/2016/09/27/464


Рецензии