Диего Веласкес. Пряхи

 Диего Веласкес. ПРЯХИ.1655-1657. Музей Прадо, Мадрид.

         Уникальным произведением Веласкеса является его последнее крупное произведение - картина «Пряхи», которая посвящена испанскому трудовому народу.
Картина состоит из двух композиционных планов, которые четко выражены и противопоставлены друг другу.

ПЕРВЫЙ ПЛАН.

         Мы видим пять женщин-прядильщиц, каждую занятую каким-то своим делом. Стоящие у краев и сидящие на скамьях пряхи образуют две группы справа и слева, которые связывает изображенная в центре молодая женщина, опустившись на одно колено, собирающая с пола мотки шерсти и ниток. Справа от нее мы видим двух других, тоже молодых прях.
          Одна, крупно и реалистично прописанная художником, сматывает из шерсти нитки в плотный клубок. Это самый лучший образ на этой картине. Действия ее динамичны и точны – это мы видим по ее широкой спине и больших руках с закатанными рукавами. В этом движение отчетливо выявляется красота ее сильного, здорового, стройного тела, подчеркнутая простой одеждой.

           Ее свободной позе передает естественную красоту и человеческое достоинство. Рядом тоже молодая женщина внимательно наблюдает за ее работой. Слева художник изобразил пожилую старуху, сидящую за своим деревянным станком, с небрежно накинутым платком на голове, беседующую со своей молодой помощницей. Возле ее босых ног, мы видим, уютно приютившуюся кошку.

           Молодая девушка, беседующая со старухой, отодвигает тяжелый красный занавес, тем самым дает возможность увидеть нам уже сложенные стопкой готовые гобелены. Сцена изображена реалистично, без прикрас. Необходимый же динамизм сцене придает вращающиеся колесо пряхи.

          Такое противопоставление труда и его результата дает нам понять, что для Веласкеса испанские ткачихе не просто работницы, а замечательные художницы. Занятые творческим трудом, создающие искусство, они противопоставлены придворным дамам, для которых искусство - это лишь предмет развлечения. Картина «Пряхи» стало первой картиной, отразившей красоту труда.

ВТОРОЙ ПЛАН.

       Но вот две ступеньки поднимают нас в другую светлую комнату, расположенную в глубине картины. Это комната залитая потоком света, украшенная красивыми гобеленами, перед которыми стоят женщины в нарядных платьях и с великолепными прическами, исполненных по моде 17 века.
            Слева прислоненный к красивой резной подставке стоит музыкальный инструмент – виола да гамба. Кто эти женщины, зачем они сюда пришли? Эти две придворные дамы справа, рассматривающие висящий на стене гобелен могут быть - покупательницами, а слева хозяйка мастерской, ожидающая их решение
Веласкес изобразил на заднем фоне гобелен, совместившей в себе одновременно картину Тициана «Похищение Европы», связанную с одноименным мифом и концовку другого мифа об Арахне.

         На заднем плане гобелена мы видим светло серебристо-голубой фон, с изображением бледно-розовых амурчиков в небе с белами облаками и в низ уходящее к горизонту море. Справа – на спине белого быка Юпитера виднеется Европа. Это все взято с картины Тициана. Изображение быка и Европы выполнено более бледными красками, что подчеркивает их второстепенное значение. На первом же плане гобелена Веласкес изобразил двух женщин в античных одеждах. Справа, по центру – Арахна, слева Афина Паллада.

            Черты лица Арахны размыты. Ее лицо наклонено и повернуто в сторону Афины. Богиня изображена грозной, на лоб ее надвинут блестящий шлем из светлого металла с зеленовато-голубым отливом и светло-голубой панцирь, из-под шлема выбиваются рыжие кудрявые волосы, на щеках сильный румянец и злое выражение глаз, правая рука поднята вверх.

            Афина изображена величественно, победительницей. Дополнительно это подчеркивается светом, который как раз падает в комнату прямо над Афиной, освещая все вокруг. Он ярко освещает площадку пола перед гобеленом и лепит сильной светотенью и бликами фигуры придворных дам, стоящими перед гобеленом. Задний план картины с его гобеленами, дамами, подготовкой к спектаклю напоминает нам о придворном быте, который так хорошо знал Веласкес. Он светлый и противопоставлен первому.
             Интересна лестница, расположенная над головой ткачихи, сидящей за станком, - она словно уходит в темноту потолка и ведет в никуда. Безусловно, эта вертикаль призвана композиционно направить взгляд зрителя из дальнего светлого плана обратно в полумрак мастерской.И особенно красноречиво венчает всю композицию глухая круглая вытяжка — при том, что в дальней комнате, судя по потоку света, льющемуся слева, уже имеется большое окно.
 
         Окаймленная черная сфера, располагающаяся над всем, что изображено в картине, призвана символизировать необратимый крут человеческой жизни. Ничто — ни тяжелый труд, ни какой-либо талант не могут изменить раз и навсегда сложившуюся ситуацию: мастерство девушки Арахны не может превзойти искусства богини Минервы.
 
СПОРЫ О КАРТИНЕ
             По одной версии, Веласкес создал аллегорию на испанскую монархию и с помощью многочисленных деталей, как бывало уже не раз, выразил к ней своё отношение.
           По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.

           По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой, изображённой спиной к зрителю.


Рецензии