Диалог с уфологом

(почти фантастический рассказ)

К уфологу N (мы договорились, что имя его нигде мною не будет упомянуто) я пришёл под вечер, запасшись рекомендацией нашего общего знакомого, именитого учёного-парапсихолога. Темнить я не стал, не стал и выдумывать какие-то профессиональные мотивы для своего интереса к теме. Сказал откровенно:
– Я не технарь, не фантаст, не журналист. Просто любопытствующий. Мне важно знать. Важно понять. Публикаций много на эту тему, но ничего интересного для меня я нигде не нахожу. Хотелось бы иметь позицию обоснованную и свободную от домыслов – просто для самого себя.
Уфолог поднял на меня с кресла взгляд старой мудрой черепахи и произнёс загадочную фразу:
– Я уже в курсе. Мне разрешили.
Помедлив, он спросил:
– Вы уверены, что вам действительно это нужно знать? Жили бы спокойненько.
– Да знаете, я как-то… не ищу спокойной жизни.
– Счастливец. А я вот ищу. Но спокойная жизнь у меня теперь не получается…. Ну ладно, спрашивайте. Надеюсь, популярная информация вам не нужна?
Я успокоил его. Литературы о «пришельцах» ко времени своего визита я прочёл вполне достаточно, газетные сенсации меня не интересовали. Я задал первый, давно и глубоко волнующий меня вопрос:
– Кто мы для НИХ? Почему, находясь здесь, ОНИ не идут с нами на открытые контакты?
Уфолог, слегка приподняв брови, наклонил набок крупную седую голову. Он как будто прислушивался. В его комнате было очень тихо, шум улицы сюда не доносился. И обстановка – весьма аскетическая: стол, два кресла, книжные стеллажи. Ничего от экзотики – хотя бы, например, фотографий НЛО, паранормальных рож «пришельцев» – ничего этого, только парочка морских пейзажей в простеньких рамках. И образ Богоматери на полочке в углу. Он поднял на меня взгляд, выражающий какую-то немыслимо древнюю грусть, ни дать ни взять, последняя из вымерших в мезозое рептилий. Поморщился:
– Тяжёлый вопрос… Нет, вы не поняли. Он не для отвечающего тяжёл, а как раз для слушателя. Мне понадобится терпение, чтобы это объяснить, а Вам – мужество, чтобы это принять… Вы, я вижу, романтик. Так что не посетуйте, сами напросились.
Он потянулся за морсом на столике, отхлебнул из стакана, как это делает докладчик, которому предстоит долгий ораторский марафон.
– Итак, кто мы для НИХ? Видите ли, человек давно привык к мысли, что Земля – мир, данный ему Богом, – так сказать, стартовая площадка для воспарения его духа. И решительно никто не подозревает, что планета наша – вовсе не «колыбель человечества», а… как бы это точней определить… резервация. Место ссылки. Или, лучше сказать – комбинация игровой площадки и лабораторного вивария. По нашим учебникам истории мы привыкли считать, что человек, проживая на Земле не одну сотню тысяч лет, поднялся постепенно от состояния полудикого примата до цивилизованного высокоумного существа, и даже вообразить себе не можем, что предки-то наши, возможно, были могучими, мудрыми и свободными, но потеряли свой статус в результате какой-то загадочной гуманитарной катастрофы, после чего стали теми, кем мы с вами в настоящую минуту являемся: для окружающих гордыми и счастливыми, на самом же деле слабыми и измученными; для наших учеников – мудрыми и всезнающими, для самих себя – вечными недотёпами и полными невеждами… Так вот, Земля – это место нашей вечной ссылки. Бесполезно и гадать, за какие грехи миллионы лет назад мы здесь очутились! Выражаясь лагерным жаргоном – нас опустили… Правда, мы сумели выжить и отгородить себя от дикого мира, назвав эту изгородь цивилизацией. Но мы не должны даже и мечтать ни о каком космосе. Нас не пустят за пределы Солнечной системы.
Он сделал паузу и внимательно на меня посмотрел. Мои усилия сохранить невозмутимость, видимо, произвели на него должное впечатление. Он продолжал:
– На Земле ОНИ появились не вчера… Очень-очень давно. Тому есть доказательства. Свидетельство ИХ давнего присутствия – вот эта самая Неолитическая революция, которую историки считают якобы результатом прогресса человечества… Полная чушь. Сотни тысяч лет люди вели жизнь охотников, собирателей грибов, кореньев и слизней, и вдруг – нате вам! – перешли к земледелию, то есть, полностью переменили стереотип жизни? Чего же ради? Ради каторжного труда, с риском голода в неурожайные годы? Как это могло случиться с нами? Кто-то, имеющий силу повелевать, тут вмешался, не иначе. Нас не просто научили, нет. Нас заставили. Вот эти самые культурные герои: Озирис, Прометей, Фу-си, Манко Ккапак и другие могучие персонажи, которых наука считает мифическими. Это было принуждение к земледелию – ради грядущей эволюции разумной жизни на Земле. Кто же проделал эту – прошу заметить, тяжёлую и рискованную операцию – с одичавшими аборигенами? Мы можем только гадать. Аборигены считали ИХ богами. И ОНИ действительно играли роль богов. ИМ это было по силам. Я мог бы привести множество других примеров ИХ вмешательства. Но, думаю, одного этого достаточно. Культуртрегерством не ограничивалось дело: ОНИ ещё и селекционную работу среди нас вели… Вы Библию внимательно читали?
– Да как вам сказать…
– Минутку.
Он протянул руку – нет, не к стеллажу, а к кромке стола, туда, где виднелись корешки, как видно, постоянно читаемых книг. Взял, почти не глядя, и мгновенно открыл нужное место.
– Бытие, глава шестая, стих четвёртый. «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные, издревле славные люди»… Вы здесь что-нибудь понимаете? Религиоведы много тумана напустили по поводу этих якобы загадочных строк. Но для уфологов тут никакой загадки нет. Почему бы ИМ не «входить к дочерям человеческим», если физиология позволяет? Так что (теперь вы это сами можете себе вообразить) какой-то своей частью ОНИ в нас физически присутствуют: мы даже и помыслить не в состоянии, чья кровь на самом деле течёт в представителях всевозможных рас на Земле! Совсем недавно ОНИ возобновили эту практику, но уже для улучшения собственной «породы»… Я полагаю, вы читали «Контакты шестого рода», книгу Геннадия Белимова?
Я кивнул. Ну, как же! Эту книгу, где приводилось множество примеров сексуального насилия иномирян над людьми и изуверских над ними опытов, прочёл я ещё лет шесть назад, и она привела меня тогда в состояние настоящего шока.
– Говоря о «виварии», вы именно это имели в виду? – спросил я осторожно.
– Не только. ОНИ с нами проводят, кроме чисто биологических, ещё и социальные эксперименты. Если принять это в расчёт, то сам собой отпадает вопрос о том, почему ОНИ не идут с нами на открытый контакт. Вы представьте-ка себе лаборанта, беседующего о высоком, разумном и вечном с подопытной крысой… Да и что же такого, собственно говоря, мы могли бы ИМ интересного сообщить? Нашу историю, особенно древнюю, ОНИ знают намного лучше, и нас самих знают как облупленных – не только наши дела и слова, но и наши мысли. В чём же для НИХ может быть стимул к этим «открытым контактам»?
– Ну, хоть просто обмен сигналами… На уровне эмпатии хотя бы. Разговариваем же мы, к примеру, с нашими домашними животными? Иногда кажется, что они нас понимают.
– Это всего лишь фиксация сигналов на уровне условного рефлекса. Плюс ваше воображение. Но вы-то стремитесь к полноценному диалогу, не так ли? Так вот, такого диалога, при всём желании обеих сторон, у нас не получится.
– Почему? Мы ведь разумные существа.
– Как по-вашему, крысы – умные твари?
– Безусловно.
– А повернётся ли у вас язык назвать их братьями по разуму?
– Н-ну-у, как вам сказать… Вот дельфины…
– Хорошо, возьмём дельфинов. Диалог с дельфинами в дельфинарии у кого-то получается или нет? Ведь пытались и пытаются до сих пор!
– Такой информации я что-то не встречал…
– То-то. И я вам скажу, почему. У нас и у них – разная калибровка сознания. Это довольно сложно объяснить. Ну вот, представьте себе «беседу» крота и эльфа. У эльфа есть глаза. У крота их нет. У эльфа есть крылышки. У крота только когти и нос. Эльф воспринимает мир в трёхмерном красочном изображении. Для крота его мир – плотная масса, податливая или не слишком… Поймёт ли крот эльфа, когда тот попытается объяснить краски цветка, дуновение ветра, восторг полёта? Его восприятие работает совсем иначе. Крот и эльф никогда не поймут друг друга.
– Да, но эльф и не посягает на территорию крота! Он же не пытается зарыться в землю? Равно, как и кроту не придёт в голову порхать с цветка на цветок… Им вообще нет смысла общаться. Но «пришельцы»-то приходят в наш мир! ОНИ его знают, даже в нём живут! Неужели у нас не нашлось бы общих тем для разговора?
Уфолог криво улыбнулся.
– Такие темы иногда находятся. Например, озвучить запрет. Не суйтесь, земляне, на Луну!  Не шутите с ядерным оружием! Не экспериментируйте с нефизическим миром! Или, когда вас волокут на пыточный стол, для опытов: «Не бойся! Тебе не будет больно!». И так далее. Так же точно и мы со своими собачками «разговариваем».
– Я имею в виду не внушение – диалог. Общение, а не манипулирование. Да и не все же ОНИ, в конце концов, изверги и садисты?
– Да, да, конечно. Я понимаю, о чём вы. Но здесь-то как раз и становится во весь рост проблема несовпадения калибровки одного сознания с калибровкой другого. Обратите внимание: крот не просто имеет когти и нос – он думает когтями и носом. Эти органы являются не просто частью его тела, они – часть его сознания. Аналогично, жабры и хвост – часть сознания рыбы, абсолютно нам с вами недоступная, поскольку у нас ничего этого нет. Да что там крот и рыба! Возьмите у людей, отношение между полами. Осмелитесь ли вы сказать, что хорошо понимаете женщин? Женщина – существо рождающее, и всё то, что способствует этому её дару, является частью её сознания. Как ни странно Вам это будет услышать – женщина сознаёт мир не только глазами, ноздрями и кожей, но ещё сосками, бёдрами и вагиной, но нам-то с вами это ни за какие коврижки не постичь… Всем этим она моментально хватает реальность, прежде, чем вы или я сумеем что-нибудь сообразить. В обиходе это именуют женской интуицией. Или, скажем, спустился к вам с небес некто, живущий в n-мерном пространстве. Мышление у него, разумеется, тоже n-мерное. А у вас, живущего в трехмерной реальности, мышление и воображение ограничиваются вот этими «икс», «игрек», «зет», ни на йоту больше! Интересно знать, как же вы будете общаться с вашим гостем? Кстати, эта тема хорошо развита у Станислава Лема в его «Солярисе». Если не ошибаюсь, именно там впервые был поставлен вопрос о возможности вот этого самого «открытого контакта». Разумный океан, названный людьми Солярисом, не стал уклоняться от контакта, правильно? Пошёл, можно сказать, навстречу. При этом очень старался… А что получилось?
Я не хотел сдаваться:
– Да. Но это всё-таки не больше чем литература, хотя гениальная. А ведь есть сведения в уфологии, что существуют на ИХ уровне какие-то организации… Галактические советы… Например, Коалиционный Отряд Наблюдателей – пресловутый КОН. Они даже какие-то послания нам адресуют!
– Галактические советы, вы говорите? Скорей всего, это мечты в духе Ивана Ефремова… Я плохо в это верю. Хотя, кто знает, на своём уровне, возможно, ОНИ как-то меж собой контактируют. Но с нами… Вы, кстати, читали «послания» КОНа? В интернете эти тексты можно прочесть. Разве не кажется странным, что КОН, во-первых, обращается к человечеству в целом, что само по себе бессмысленно, причём КОН требует, чтобы мы, люди, все как один поменяли наш «логический фундамент» по схеме, которую они предлагают, отказались от способа мышления, названного ими «дискретной логикой». Иначе нам якобы грозят всяческие беды… Ну и что же, отозвалось ли ваше сердце на этот призыв? Пожимаете плечами?.. Естественно. Нелепейшее послание, по меркам человеческого здравомыслия. А с ИХ точки зрения – наверняка что-то очень практичное, очень мудрое… Вот вам и «открытые контакты».
Он опять потянулся за морсом. Мне становилось холодно, хотя квартира была вполне тёплой и на дворе стояло лето.
– Вы сказали, что нас не пустят за пределы Солнечной системы, если я вас правильно понял… Почему?
– Что хорошего, если вы доверите тигру гулять за пределами зоопарка?
– Зоопарк… Виварий… Резервация… – Я забыл о своём решении сохранять невозмутимость. – Слушайте, почему вы уверены, что дело обстоит именно так?
– По многим соображениям. Часть из них я вам уже изложил… Да вы хоть древние мифы внимательно почитайте, они говорят о том же. Библия, например. Разве она хотя бы намекает нам на существование в космосе других обитаемых миров? Нигде, ни единым словом. Вот тебе Земля, человече, – место, специально устроенное Господом. Живи, радуйся, славь своего Создателя!
Он вздохнул, устремив куда-то сквозь меня взгляд, сделавшийся неподвижным.
– Конечно, нам хотелось бы хоть по своей Галактике вволю пошастать. Но если подумать – зачем?
– Как это зачем?!
– Вижу, вы никогда не задавали себе этот очень простой вопрос… Вот именно – зачем? Что вы увидите, прибыв на очередную планету? Горы? Вполне вероятно. Кратеры? Допустим. Каньоны? Хорошо. Ну, реки моря и леса, если повезёт. И чем же, позвольте вас спросить, инопланетные горы будут отличаться от наших? Выше? Круче? В Андах или Гималаях вы и так всё это увидите. Кратеры – их на Луне полно, самых разных. Моря и реки? Флора какая-нибудь диковинная? Да поездите по нашей-то родной Земле, посмотрите, поудивляйтесь… С такими чудесами встретитесь! Всё увидеть – жизни не хватит. А множить объекты наблюдения за пределами Земли – дурная бесконечность – зачем она вам, помилуйте, да ещё при том, что приходится идти Бог знает на какие хитрости, чтобы выжить в этих неподготовленных к вашему визиту условиях!
На этих его словах мой протест как-то споткнутся и увял. Да был ли смысл сопротивляться? Он был убийственно, возмутительно прав. Я сказал:
– Меня вы, допустим, уговорили. Но человеческое любопытство не укрощается здравым смыслом, согласитесь.
– Охотно соглашусь. ОНИ это наше любопытство по-другому могут укротить... Вполне надёжно, смею вас уверить.
Складки его рта стали жёсткими. Он медленно, с силой опустил тяжёлую ладонь на подлокотник. Потом, знакомым мне теперь жестом, наклонил голову, будто прислушиваясь.
– Вы заговорили о любопытстве. Любопытство – к чему? Просто к тем закоулкам пространства, где вас не было? Да бросьте вы. Чтобы постичь космос, вслушайтесь например, в первые такты Скрябинского «Прометея», этого достаточно. Лёд и огонь… Огонь и лёд… Ну, ещё камень. Вот и всё, чем богат этот самый космос, если иметь в виду его физическую природу. В любом месте вы найдёте то же самое. Где-то лёд, где-то огонь. Что же вас тут может привлечь, что может возбудить вашу фантазию, а тем более симпатию? Чтобы возникла жизнь, не нужен лёд и не нужен огонь. Нужно тепло. Вы понимаете? Тепло – особая забота Бога. Тепло подразумевает стены, ограду, скорлупу. Моё тепло – только в замкнутом мире, тепло там, где я заперт. Всё, что благоустроено для жизни, имеет вот это свойство – быть тёплым, то есть полностью закрытым и от холода, и от огня. Зачем вам морозной ночью сбрасывать с себя одеяло и мчаться в голом виде невесть куда? Да и потом, поймите ещё одну простую вещь: физические средства передвижения, даже такие как фотонная ракета, никуда особенно далеко вас не унесут. Надо найти доступ к энергиям «тонкого» мира. То есть, овладеть тем, чем ОНИ уже давно владеют.
– Тогда за чем дело стало? Неужели научная мысль у нас на планете бессильна взять этот рубеж? Или ортодоксы мешают? Может быть, иномирные гости-то как раз и помогут нам это сделать?
Мой собеседник рассмеялся и затем, очень быстро прекратив смех, посмотрел на меня с сожалением, как на безнадёжного идиота.
– Отличная мысль. Заключённых снабдить напильниками и взрывчаткой. Подскажите ИМ. Вдруг да пойдут навстречу.
Его насмешка парадоксальным образом придала мне сил, подстегнув к поспешному и, признаюсь, бестолковому сопротивлению:
– Опять вы об этом. Виварий! Резервация! Теперь вот тюрьма. Не перегибаете ли вы палку? Я – патриот Земли, и мне как-то не хочется называть её местом заточения. После беседы с вами я обязательно выйду на свежий воздух… Буду любоваться тополями, вывесками уличных кафе, в киоске куплю что-нибудь прохладительное, жажду утолить. В другом киоске возьму для любимой цветы. И дальше, дальше! Какое тут заточение?
Уфолог спокойно выслушал мою тираду. Слегка наклонив голову, он отвечал терпеливо, обстоятельно, – ни дать ни взять, больному ребёнку, – с какою-то даже жалостливой теплотой:
– Разрешите вам кое-что популярно объяснить, на вашем же примере. Вы говорите, что выйдете от меня на свежий воздух? Это не так, к сожалению. Воздух города уже давно не свеж и никогда свежим не будет. Тополя, наскоро посаженные вдоль наших улиц вместо некогда вырубленных на этом месте кедров, ничем, кроме пуха, вас не обрадуют. В кафе вас угостят шашлыком из мяса зарезанной на заднем дворе свиньи, и страх этого бедного животного войдёт в вашу душу с первым же проглоченным куском. Прохладительный напиток (нынче почти любой) специально сделан так, чтоб не утолять, а провоцировать жажду… По закону коммерции! Эта жидкость ещё на какой-то отрезок времени сократит вашу жизнь, но ни сном, ни духом вы не будете подозревать об этом. В цветочном киоске, где продавщицы, по закону всё той же коммерции, наловчились бальзамировать свой товар, вы вдохнёте запах не цветов, а – прошлогоднего сена. Возлюбленная…
Тут он сделал деликатную заминку, которой я не преминул воспользоваться, подняв предостерегающе обе руки вверх:
– Благодарю, благодарю! Этого достаточно.
Образовалась пауза. Когда молчание стало уже неловким, я спросил:
– Послушайте, вам самому-то разве не тяжко жить с таким унылым взглядом на мир?  У меня впечатление, что вы просто родились пессимистом.
Он пожал плечами:
– К сожалению, в мире иллюзий реализм до сих пор именуют пессимизмом. Ещё немножко терпения, мой друг. Я всё-таки должен дорисовать для вас начатую картину. Мир прекрасен, земля прекрасна, говорите вы? О, да! Земля прекрасна для взгляда поверх мольберта. С этой позиции вы можете не заметить, что наш мир держится на трёх китах: соперничестве, взаимопожирании и неутоляемой похоти. Он так устроен. Мы, люди, бессильны что-либо здесь изменить. Мы вынуждены жить по законам, кем-то придуманным для всего живого на Земле. Ведь подлинная, глубинная-то наша природа – совсем иная!!! Существо, созданное по образу и подобию Бога, брошено в паучью банку. «Три кита» ввергают нас в настоящий адский сценарий вражды, убийств, насилия всевозможных видов… Это тянется сотнями тысяч лет. Я уж не говорю о болезнях, увечьях, природных катастрофах и прочем… А старость, финальный «подарочек» жизни? А врождённые дефекты? Даже такая мерзость, как предсмертная агония – всё полной мерой достаётся человеку. Всё – с избытком. И пока ты жив, никаких способов вырваться отсюда. Бессмысленно с этим и спорить: всё то, о чём я вам только что сказал – тривиальный факт. Дилемма тут следующая: существует человек, задуманный как венец творения – и есть вот это жуткая Программа, в согласии с которой вершится жизнь на Земле. Человек поставлен в условия, когда он должен либо подчиниться, либо противостоять этой Программе. Теперь давайте подумаем, зачем и кому это нужно.
– Никогда не смотрел на вещи с  этих позиций... Хорошо, я подумаю. Только, пожалуйста, не будем называть наш дом тюрьмой. После этого жить не хочется.
– Для чего в тюрьме жить – тут нужен отдельный разговор. В конце концов, дело не в словах. Земля как место заключения – это даже не метафора. Это…
– Хорошо-хорошо, будь по-вашему. Оставляю вам метафору. Но если вы правы, так здесь-то и смысл научного прогресса землян! Здесь-то и смысл иномирным визитёрам нам помочь!! – Цепляясь за остатки надежды, я перестал замечать, что уже не говорю, а почти кричу. – Неужели для НИХ нет каких-то духовных всеобщих законов, законов космической этики, в конце концов?!
– Ещё один утешительный миф. Дескать, мы-то, в темноте и убожестве нашем, совсем тут потерялись и запутались, но вот придут ОНИ, обитатели высших миров, и протянут нам руку помощи! Дорогой мой, ИМИ не следует восхищаться. ОНИ не мудрее, и главное – не выше нас… Техническая мощь вовсе не гарантия духовного совершенства. Какая к чёрту этика, если вас затаскивают на корабль, парализуют и насилуют? Или имплантаты ввинчивают, иглы втыкают, что угодно ещё… Мы-то, уфологии, прекрасно это всё знаем… ОНИ делают только то, что ИМ нужно, никакие «всеобщие законы» ИМ не указ. А если кто-то из нас, землян, вдруг додумывается до неугодного ИМ научного открытия или инженерного решения, грозящего вывести человечество на один с НИМИ уровень – ОНИ принимают меры. Очень решительные, вплоть до убийства. Я лично знаю нескольких…
Вздрогнув, будто его пихнули в спину, он на полуслове замер. Перевёл дыхание. Качнул головой.
– Об этом нельзя… Так что я не буду называть имён. Короче говоря, эти деятели кровно заинтересованы в сохранении нашего статус кво. Вы понимаете?
– Н-не совсем…
– Ладно. Прочту для вас ещё цитату. – Уфолог встал, подошёл к стеллажу, достал книжку, полистал, заложил пальцем страницу. Переплёт я сумел разглядеть, эта вещь была мне хорошо знакома: «Далёкие путешествия» Роберта Монро. – Вот, послушайте: «Я в зеленоватой воде… вверху светло, внизу темнее… мой рот сам собой открывается и закрывается, я втягиваю воду, она течёт внутри головы и выходит через уши… нет, не уши – жабры… Я – рыба, большая рыба!.. Я чувствую, как боковые плавники легонько шевелятся, удерживая меня на месте… Зрение расщеплено… Я не вижу, что делается прямо передо мной… позади большое слепое пятно, но зато боковое зрение поразительно острое…» Тут автор, ни много ни мало, описывает опыт отождествления своего сознания с сознанием рыбы. Ему это «обеспечили» его небесные кураторы. И вот чем кончается этот опыт: «Впереди ещё одна рыба, надвигается на меня… просто гигантская, в воде очертания обманчивы, но она намного крупнее меня… невероятные размеры… от неё исходят сигналы голода… несётся, мчится прямо на меня… хочет меня съесть!.. плыть, быстрее!.. она не отстаёт… вверх, скорее вверх…» За секунду до того, как рыбу сожрали, кураторы отключили от этой рыбы сознание Роберта, не стали портить ему кайф.
Он захлопнул книжку, осторожно поместил на прежнее место, сел.
– Ну, как это вам?.. Эффект «процедуры» довольно чётко здесь описан. Неизвестные нам доброхоты показали Роберту Монро, как это делается. Ты захватываешь своим сознанием сознание другого живого существа – и вместе с ним переживаешь лучшие мгновения его жизни. А потом вовремя выдёргиваешь вилку из розетки… И все дела. Пока рыбка плыла и наслаждалась жизнью, наслаждалась каждым движением – тут и Монро радовался вместе с ней, а момент, когда рыбку схватили и начали пожирать, остался для него «за кадром»… Замечательно, а? Представьте же себе, что в лучшие минуты вашей жизни – хотя бы, например, во время рандеву с вашей возлюбленной, – кто-то подключается к вашему сознанию и ловит на этом кайф… А стоит вам, не дай Бог, в катастрофу попасть или заболеть, ваш невидимый захребетник легко от вас отсоединится, но не беда: он найдёт ещё какой-нибудь подходящий «объект» для подключения… А есть ещё масса других, которые питаются как раз нашим страданием, нашими страхами, ночными кошмарами, и имя им – легион! Говоря коротко, ОНИ питаются нашим осознанием! В этом, я полагаю, главный смысл ИХ присутствия здесь.
– Ментальный вампиризм?
– Не только ментальный.
– Трудно в это поверить. Что-то невероятное… Но почему именно с нами? Почему, например, не друг с другом?
– Они слишком благополучны. Именно, именно с нами! Мы поставлены в такие условия, что каждому из нас приходится преодолевать массу препятствий, чтобы придти, наконец, к торжеству победы, одолевать горы и пропасти – но в конце пути почувствовать Божью благодать отдыха, испытывать все муки ада, после чего пережить минуту радости. В мире, где царят насилие и убийство – что значит испытать миг удачи, миг здоровья и бодрости? Это же – потрясение! Земной мир – особый мир… Здесь вы всегда рядом со смертью, но это придаёт жизни особую остроту. Так вот, у НИХ есть возможность безопасно насладиться этой остротой. Испытать ваше счастье, избежав при этом ваших мук. Или наоборот, насладиться вашими мучениями. Представляете ли вы себе, какую дивную рыбалку ОНИ себе здесь наладили! В ИХ-то благополучном мире ничего подобного быть не может: нет страданий, нет и радости… Рай – самое скучное место во Вселенной. Так вот, здесь ОНИ имеют возможность, оставаясь в раю, приобщаться к нашей весьма содержательной жизни в аду. И хотели бы продлить этот кайф как можно дольше… А вы ещё, небось, мечтаете, когда же человечество в своих научных трудах воспарит до таких высот, чтоб исчезли болезни, исчезла старость, отодвинулась сама смерть? И человек, наконец, сумел бы покинуть мир Земли, где всё, что движется, пожирает друг друга? Но тогда мы перестанем давать ИМ столь вожделенную для НИХ пищу. Разве ОНИ могут позволить нам это?
Он вопросительно смолк, видимо, ожидая моей реакции. Но я был в ступоре и долго не мог вымолвить ни слова. Наконец, мне удалось выдавить из себя вопрос, прозвучавший как-то уж чересчур обречённо:
– Вы говорили что-то про игровую площадку… Это ещё какое-то ИХ развлечение?
– Ваш вопрос уже содержит в себе ответ. Ну, а как же!.. ОНИ могут играть с нами в любые игры. Могут даже исполнять роль людей.
– Кто? Серые карлики?
– Нет, не они. «Серые» – скорей всего просто биороботы. Существует много разновидностей иномирян, в том числе неотличимые от нас антропоиды… Впрочем, они могут принимать любую личину. В древности они могли быть языческими богами. В наше время – политики, реформаторы, авантюристы… Или даже просто рядовые граждане, любители вина, женщин и азартных игр. Тайная власть, если она существует, – несомненно принадлежит ИМ. Я полагаю, эти оборотни решающим образом влияют на события в мире. Вся наша История, в сущности, есть не что иное, как растянутое во времени следствие ИХ игр… Появится, скажем, в Англии какой-нибудь Кромвель – и вот тебе новый строй грядёт на смену феодализму…
– Или Троцкий?
– Или Троцкий.
– Тут уже и до масонов недалеко…
– Зря иронизируете. Что, в сущности, мы знаем о масонах? Сплошные домыслы. Но именно это и подозрительно.
– Не слишком ли это просто, во всех наших бедах винить инопланетян?
Уфолог возмущённо поднял голову:
– Кто здесь говорит об инопланетянах?! Да поймите же: ОНИ столь же древние жители Земли, как и мы! Может, ещё более древние. Вряд ли и ОНИ сами помнят, когда ОНИ здесь обосновались. Разница с нами, людьми, – в том, что ОНИ существуют на других планах бытия, лишь время от времени позволяя себе, говоря языком квантовой физики, из «запутанного» состояния перейти в «локальное». Материализуются, чтобы в нужный момент исчезнуть. Но – здесь они! Здесь! – Артрозным указательным пальцем он довольно громко постучал по столу. – ОНИ всё время здесь.
– И даже диктуют вам, что можно говорить, а чего нельзя?
– Вы, оказывается, наблюдательны. Как догадались?
– Впечатление, что вы всё время прислушиваетесь к чему-то.
– Да… О многом я вовсе не имею права говорить. Случается, что забываюсь… Тогда ОНИ напоминают мне об этом.
– И, тем не менее, вы уже столько о НИХ рассказали! Да ещё в таком ракурсе… Вдруг кто-то из НИХ обидится?
– Н-ну-у, это было бы прекрасно. Хоть что-то человеческое… Но будьте спокойны. Такая форма реакции абсолютно недостижима для НИХ.
– Всё-таки странно…
– Странно – что?
– Что вы не боитесь. Вдруг бы я, например, оказался  репортёром и полностью опубликовал нашу беседу?
– Ерунда. Для НИХ не было бы никаких дурных последствий. Ваш читатель, в лучшем случае, принял бы вас за фантаста. В худшем – просто отмахнулся бы. Обыватель, когда ему говорят что-то очень страшное, чего он прямо не видит, всегда сделает вывод, что ничего этого на самом деле нет и лучше об этом вообще не думать… Так что нет никакого смысла ИМ тревожиться. ИХ тайна прочно охраняется инерцией нашего социального идиотизма. Пока официальные структуры молчат – а они будут молчать! – эти разоблачения никто не воспримет всерьёз.
Он торжественно замолчал, словно бы в очередной раз провозгласив нечто абсолютно неоспоримое.
Ну, а я – я чувствовал себя уничтоженным. Меня поставили перед фактом, по поводу которого было бесполезно возмущаться и вовсе не имело смысла протестовать. Мне показали логику, которая была хуже любого абсурда. Мир, в котором с самого рождения я был несвободен. Уникальную мою судьбу, слепленную из дерьма… Игру, где я не мог быть ничьим партнёром, ни даже простенькой, самой завалящей картой. Изнанку кулис, которую показали ребёнку посреди волшебного сценического действа. Узнав такую правду, я впервые увидел себя голым и абсолютно беспомощным.
Всё-таки я спросил:
– Должен ли я после всего этого думать, что у человека, живущего на Земле, нет никаких шансов ни на что?
– У человека-то есть. Но у человечества – никаких, действительно. Цивилизация выдохлась… Вы сами можете заметить: ничего нового ни в искусстве, ни в философии, ни в социальной жизни.
– Но вдруг, всё-таки, прорвёмся?
Он отклонился на спинку кресла, прикрыв веки, тихо сказал:
– Бессмертных цивилизаций не бывает. В древности они хотя бы могли сменять друг друга. Но теперь, когда История повернула к Единой Глобальной цивилизации – надежд почти никаких.
(Сам-то я ещё надеялся, сам-то ещё слабо барахтался):
– Погодите! Но из ваших же слов явствует, что гибель всего человечества – совсем не в ИХ интересах?
– ОНИ не проиграют в любом случае, чего вы о НИХ беспокоитесь? Найдут новых кроликов… Может, уже вывели в своих пробирках. Не исключено, что в прошлом человечество погибало уже не раз.
Вероятно, у меня был не очень-то блестящий вид. Он снова поднял на меня взгляд старой мудрой черепахи и сделал попытку улыбнуться.
– Я вас не слишком утомил?
– Мне всё это ещё предстоит переварить… Представляю, сколько ещё информации у вас под спудом.
– Пусть под спудом и останется.
– То есть, это всё ОНИ… Руки к горлу – и остановят?
Он устало махнул рукой:
– Дело не в этом. Есть отрава, которая действует даже тогда, когда о ней просто начинаешь говорить… А «Руки к горлу» – и такое случается.
– Но слушайте, так жить на самом деле страшно. Как давно вы под колпаком у этого космического Мюллера? И не рискую ли я сам теперь с ним познакомиться?
– Мы все у НИХ под колпаком. И вы тоже. Разница между нами лишь в том, что я об этом знаю давно, а вы – нет. Что касается знакомства, то, пожалуй, познакомиться с НИМИ может любой, кто этого очень захочет… Но никакой радости от такого знакомства он не получит, за это я ручаюсь.
Он выглядел утомлённым. Я понял: наша беседа подходит к концу. Но у меня был ещё один, очень важный вопрос. Я не мог позволить себе уйти, не прояснив его.
– Хорошо, я допускаю, что вы правы, хотя нелегко с этим смириться…
– Ещё бы.
– Ладно. Но всё же: неужели человек ничего не может делать самостоятельно, независимо от НИХ; искать свою собственную цель? Двигаться хотя бы внутренне в том направлении, в каком сам хочет, игнорируя волю этих самочинных хозяев?
– Вот! – он это сказал неожиданно торжествующим голосом. – Вы сами сказали: внутренне двигаться! Ну, конечно же, может. Это единственное основание, которое даёт нам право называться людьми.
– Вы имеете в виду духовную практику?
– Мне больше нравится слово «работа». Да. Работа духа. Вы можете сколь угодно далеко продвинуться по этому пути, можете даже стать святым подвижником – и ни один! – подчёркиваю, ни один космический сукин сын не посмеет Вам это запретить. Просто не сможет. По двум причинам. Первая: у нас есть сознание. Затем – есть воля. Этого ОНИ не захотят нас лишить, иначе люди станут марионетками, от которых никакого проку… Да, сударь, у каждого человека есть СОЗНАНИЕ – и вот это, уверяю вас, самый замечательный, самый надёжный космический корабль. Притом индивидуальный. Принадлежащий лично вам. Надо только не выпускать штурвал из рук. Тогда вы начнёте движение вглубь себя, и этот путь вам принесёт куда более захватывающие переживания, чем какие угодно бездны космоса!
Он торжественно выпрямил свой массивный корпус. Потом добавил, слегка прищурив близорукие глаза:
– Но это трудно. Это путь для светлых и очень сильных людей. Именно они становятся совершенней и куда выше этой «тарелочной» шпаны… И у них есть покровитель, которого эта шпана боится.
– Итак, лозунг – назад ко Христу?
– Почему назад. – Уфолог впервые широко улыбнулся. – Ко Христу – вперёд, только вперёд.
В прихожей, прощаясь, я поблагодарил его за столь сложную и столь необычную информацию.
– О нет, за это едва ли стоит благодарить. Теперь это всё на вас повиснет… Боюсь, пожизненно. Я уже давно усвоил, что самый верный способ испортить человеку жизнь – начать говорить ему правду. Вы уже при встрече попросили меня об этом. Вот я и…
– Да. Но как вы сами-то с этим грузом на душе можете жить?
– Очень просто. Приучаю себя о НИХ не думать… И когда мне это удаётся, я понимаю, что это и есть счастье.


Рецензии