Народ Голубиной Книги

Даже в недавней истории много неточных дат, а чего уж там говорить о веках минувших! Вот и сегодня календарь отмечает, что в этот день, в 1114 году, умер русский летописец Нестор. Но за прошедшее время столько раз менялись календари, границы, летосчисления, что утвержать правоту календаря надо с осторожностью.
Как с осторожностью, хоть и со священным трепетом, надо относиться к труду жизни Нестора - "Повесть временных лет".
Тут ведь в чём штука. Вся отечественная история, как монументальное здание, покоится на фундаменте этой "Повести...". На её незыблемости покоится не только сама наука, но и состоятельность диссертаций ученых, достоверность повестей писателей, да и вообще самоощущение всякого образованного человека. Считается, что знание,или хотя бы отдаленное знакомство с летописью уже делает человека и русским, и просвещенным.
Всё так. У каждого народа самосознание зиждется на некоем начальном знании, делающим отдельных людей народом. Для нас, русских, труд Нестора и явдляется таким документом. Подумать страшно: если бы не Нестор, у нас не было бы ни Ломоносова, ни Татищева, Ни Карамзина, ни Ключевского, ни Лихачева..!
Но Нестор есть, и потому есть русская история.
И я нисколько не сомеваюсь в правдивости изложенных им сведений. Хотя помню при этом, что подлинного текста "Повести" просто не существует в природе. А тот список, которым мы пользуемся теперь - есть копия из Радзивилловской летописи 17 века. А сама Радзивилловская летопись есть копия с русских летописей, исчезнувших навсегда где-то одновременно с библиотекой Ивана Грозного. Непонятным образом наши летописи всплыли на Западе, где и были копированы в Радзивилловский свод. И вот этот свод - опять таки в кописи с самого себя - и приобретен был Петром Первым в Кёнигсберге.
И эту копию с копии копий нам нынче выдают за подлинные руские летописи.
Тут - отдельная история. Мы же сейчас говорим о летописи Нестора.
Так вот. Поскольку нам приходится всё, изложенное Нестором, принимать на веру, то мы вправе задать себе вопрос: а почему в вопросе "Откуда есть пошла земля Руская " мы должны ограничиваться "Повестью временных лет?
Вот смотрите. В общих чертах Нестор описывает и состояние Руси на время написания летописи, и рисует - очень нечётко - окружающий мир. И из всего этого проявляется такая картина.
На пространствах по Днепру и чуть восточнее живет народ славян. Оно распадается на
племенные земли северян, полян, кривичей - и так далее. Раньше эти племена жили в дикости язычества, а нынче они просвещены светом христианства. Их князья ведут родословную от варяга Рюрика, занимаются охотой и землепашеством, имеют города и храмы Божьи. Мир и благоденствие устанавливают князья и священники на Руси, укрепляя людей в вере в ожидании последних времен, когда Господь всех призовет к Страшному суду. А мир вокруг тёмен и тесен, неведом, хотя греческая вера просвещает языческие народы.
...Собственно - вся история Нестора как бы начинает Русь от её Крещения. Наверняка, летописец был знаком с учение византийского философа Георгия Амартола о Симовом пределе. Суть учения в том, что всё, не укладывающееся в представления Ветхого Завета, не имеет права на существование. "Аки не бысть" - как писали тогда. То есть - христианские хронисты, и русские летописцы тоже - не имели права писать об истории собствененого народа, выходя за рамки библейских представлений. Вспомним при этом, что Ветхий завет, по сути - это истроия еврейского народа, или потомкоов Сима. Отсюда - Симов предел.
И именно этот запрет не позволил Нестору написать настоящую, большую картину славянства. А ведь она уже до Нестора имела многотысячелетнюю историю! По Нестору выходит, что до Крещения русские люди ходили в шкурах, приносили богам кровавые жертвы и были диким, нерпосвещенным народом.
Но тогда откуда у нас , на Белгородщине, в землях праотца Севы, возникли грандиозные мегапочвенные сооружения? Какие великаны, какой техникой, в какие времена насЫпали грандиозные валы, подняли городища, окультурили меловые береговые лбища вдоль наших рек? Во всём этом усматриваются знания математики, астрономии куда более глубинные, чем во времена Нестора. Неужели всё это было под силу людям в шкурах?
Откуда пошли географические названия, никак не привязываемые к христианским представлениям о Симовом Пределе?
Очевидно ведь, что во времена Нестора все эти выпуклые проявления великой славянской цивилизации были намного зримее, намного выпуклее!
И... не сказать об этом ни слова..? И это считать фундаментом наших знаний о собственной истории?!
Я скорее согласен признать иное. Да - Нестор добросовестно и правдиво описал свою страну, свой мир, свою землю. Но при этом очевидно, что летопись Нестора - всего лишь страница в Великой Книге славян, которая нам не известна.
И Книга эта вбирает в себя и мир Симова предела, и Вселенную Вед, и ещё что-то, чего мы не знаем, но наследниками чего всегда чувствуем себя. И ограничивать самоосознание "Повестью Временных лет"- это как довольствоваться прочтением оглавления Библии.Если уж на то пошло, то по содержанию сведений, исторической достоверности и мастертсву изложения "Слово о полку Игореве" безвестного автора намного содержательнее "Повести временных лет". И это потому еще, что "Слово" не связано рамками православия, оно расплескано далеко за Симовы пределы.
Но от того подвиг летописца Нестора не становится меньше. Я нынче поставлю свечку в память подвижника, великого русского святого.


Рецензии