Случай на проходной

История эта произошла со мной, когда я работал на Машиностроительном заводе в Туле. На завод я попал по распределению после института. Меня приняли инженером-электроником в сборочный цех, где в тот момент заканчивались испытания первого конструкторского образца серьёзного военного изделия, впоследствии гордости завода. Набирали команду электронщиков на его сборку и испытания.

Мастер нашего участка был весьма ленив, иногда выпивал, и, когда в очередной раз он прогулял два дня, его уволили, а меня попросили занять его место. К этому времени я работал на заводе всего несколько месяцев. Работа нашего мастера мне не нравилась, и, по молодости лет полагая, что чем выше стану, тем меньше недостойных начальников надо мной будет, я согласился.

В работу мастера, помимо других обязанностей, входит получение на складе инструмента и распределение его среди рабочих участка. Среди полученного мною на складе инструмента, были несколько бокорезов. Популярностью у рабочих они не пользовались – операций с их использованием почти не было и они лежали у меня в сейфе мёртвым грузом. А накануне я купил домой точно такие же. Только я был в них слегка разочарован – они двигались более туго, чем мне бы хотелось, и разработке не поддавались, хотя я специально уделил этому некоторое время.

Почти все такие же бокорезы, полученные мною на заводе, были ещё хуже, но одни из них оказались лучше моих. Лучшее же, как известно – враг хорошего :)

Некоторое время я колебался, но всё же решился поменять их местами. И, хотя, это был не самый красивый поступок в моей жизни, я справедливо рассудил, что от этого никто не пострадает. И чуть было не ошибся.

Внести бокорезы на завод трудности не представляло, а вот вынести – другое дело. Завод, на котором я работал принадлежит министерству обороны, выпускает соответствующую продукцию, потому имеет приличную охрану.

Дело происходило поздней весной или летом, потому что стояла теплая погода, и в качестве верхней одежды я носил только тонкую рубашку и брюки. Спрятать бокорезы в карман не было возможности – они были бы заметны. Тогда я принял решение сделать обмен в субботу, когда столовая не работает и все берут на работу еду с собой. У нас дома был небольшой термос для вторых блюд с широким горлышком. Бокорезы, обёрнутые в несколько слоёв ветоши, плотно входили туда, и я решил его использовать в качестве «контейнера» для их выноса.

Задумка казалась хорошей, и в ближайшую рабочую субботу я решил осуществить задуманное. Принёс термос на работу, выложил из него свои бокорезы, завернул заводские, вложил их внутрь, закрыл, потряс – всё в порядке. Иду к выходу.

На проходной стояла крупная, серьёзная женщина. Она спросила меня, что я несу в сумке. Я ответил – остатки тормозка. Она попросила показать. Показываю сумку в открытом виде. И здесь выясняется, что таких термосов, с широким горлышком она никогда в жизни не видела. Она просит достать «банку». Я в лёгком шоке. Пытаюсь объяснять, что это такой термос для вторых блюд, что тяжёлый он, потому что там осталось много еды…

Она не слушает, берёт его в руки, трясёт. В ответ – тишина. Тогда она – о ужас – открывает верхнюю крышку! Меня от провала отделяет лишь пенопластовая, покрытая пластиком, свободно лежащая сверху, пробка. Ещё одно движение – и вся моя столь успешно начатая «карьера» на заводе может рухнуть.

С завода, чем бы мне не предложили заниматься, я не смогу уйти, пока не отработаю три года. И с такой «биографией» мне придётся работать все три года?! А потом что? Бежать с завода, потратив впустую эти годы и подорвав к себе доверие? Ведь формально в этой ситуации оправданий не существует.  Если ты несёшь что-то с завода и оно принадлежит заводу, это – воровство.

И если в цеху перед своими я бы, возможно, и оправдался, дурная «слава» могла бы всё равно преследовать меня ещё годами, и кто знает, как повлияла бы на моё будущее. Это была бы слишком большая цена за, даже не проступок, – за наивность и глупость.

Все эти мысли мгновенно пронеслись в моей голове, и, осознавая несоизмеримость того, что я сделал, и того, к чему реально это могло привести, я на секунду превратился в сгусток воли, и «возопил» в пространство: «Нет!!! Этого допустить нельзя! Это несправедливо!».

И случилось маленькое чудо. На какое-то время женщина-охранник застыла, как бы прислушиваясь к какой-то мысли, а затем прикрыла верхнюю крышку и отдала мне термос со словами: «Ладно, бери».

Разумеется, этот случай не так однозначен, как некоторые другие, его можно трактовать и с гораздо более простых соображений, без привлечения высших энергий. Человек материалистического мировоззрения такой факт, как правило, объясняет везением, а верующий – высшим промыслом.

Верующий, несомненно, будет ближе к истине, хотя в психомеханике происходящего он и не разбирается, и даже саму мысль об этом считает кощунственной. Но в числе других этот случай весьма показателен.

P.S. Эти бокорезы служат мне до сих пор! :)


Рецензии