Пестрые листы древа жизни 8

Под сенью муз

Не только научные поиски, но и душевные переживания заполняют мою жизнь. А как живому человеку без них?
И горести, и радости и размышления о сути взаимоотношений с людьми я отражала в стихах, которые долгое время никому не показывала. Возможно, причиной тому было отсутствие близкой подруги, человека, которому можно было бы доверить свои душевные переживания, а может быть закрытость моего характера, интравертность, выражаясь языком психологии.

Стихи рождаются из боли
Как стон, сорвавшись поневоле.
Они рождаются из горя,
Стенаниям душевным вторя,
И выливаются из счастья,
Как солнца луч после ненастья.
Стихи – и плач. и ликованье,
Души трепещущей дыханье…

Стихи пришли ко мне внезапно в 15 лет, но не лирическими излияниями, а колкой сатирой и юмором на темы щкольной жизни. За свое творчество я поплатилась дисциплинарным наказанием в виде «4» за поведение, зато приобрела успех среди одноклассников.         
Случались годы молчания и моменты неудержимого стихотворного потока  в периоды  большого душевного волнения от общения с тем или иным человеком, с природой.

Люблю я вольную стихию:
Простор небес, громаду волн
И пиков шапки снеговые,
И гроз бушующих трезвон,
И необъятность желтой нивы,
Лугов июльских пестроту
И рек привольные разливы,
Садов цветущих красоту…
И хочется навеки слиться
С природой вольною душой,
Взлететь в простор свободной птицей
Над жизни праздной суетой!

Из «подполья» я вышла в 1996 году, опубликовав сборник стихов «Нижет память ожерелье невозвратных дней» под псевдонимом Нэлико Солей. Стала читать стихи публично и поняла, что они интересны людям. Появились даже поклонники моих стихов.  Этот сборник я дерзнула предложить Эдите Пьехе, на что она попросила у меня еще один экземпляр для своего мужа в Москве, т.к. стихи пришлись ей по душе: читая их, она не спала всю ночь. 
Особенно полюбились читателям стихи «Добро и зло».

Вся жизнь между добром и злом
Тугим  затянута узлом.

Зло порождается людьми.
Оно растет из нелюбви.
Его цветы суть зависть, ложь
И жадности и страха дрожь.
Зло из невежества растет.
Оно - земных пределов плод.
“Хочу еще!”  “Не хватит мне!” -
Вот корни зла во глубине.

Добро есть благо и любовь.
 И это – воплощенный Бог.
Добро свой свет дарит сердцам
И жизни смысл в любви нам дан.
Цветы добра – улыбки свет   
И глаз сияющих привет,
А корни –состраданье, боль,
Со злом непримиримый бой.

Твори добро, избегни зла
И будет жизнь твоя светла.    
 
В новом веке я вышла на более широкую арену. В 2002 году получила диплом  Первого Санкт-Петербургского Регионального Фестиваля непрофессионального поэтического творчества «Город над вольной Невой» с публикацией моих стихов в 3-ем сборнике «Чудо над Невой». Артист Александринского театра Владимир Петрович Таренков спел мои стихи о городе на этом фестивале.

Говори со мною, город, шаловливо звонким плеском
Беспокойных волн ватаги на родном просторе невском!
Прошуми порывом ветра, лист на прочность проверяя,
Дробью дождика по крышам, как по клавишам, играя!
Ослепи небес сияньем, отраженьем солнца в шпилях
И среди оград чугунных закружи пасьянсом стилей!
Всей душой тебе отвечу, не скрывая ликованья:
Пусть продлится бесконечно волшебство очарованья!..

С тех пор мы подружились и на юбилейном концерте в честь 60-летия моего поэтического творчества в 2011 году, он спел несколько песен на мои стихи.
В 2002 году я приняла участие в конкурсе стихов Гимна городу на музыку Р. Глиэра. Этот текст опубликован в сборнике текстов всех участников конкурса «Великому городу — строки любви».

Живи в веках, наш величественный город,
Пусть ангел твой от бед  тебя хранит!
В венце дворцов  красив и вечно молод,
Трудом творцов  велик и знаменит.

В блокаде вражьей смерть преодолел ты,
Бесстрашный Дух  насилье победил
И подвиг твой  всегда живет заветом
И торжеством победы светлых сил.

Встречай гостей  со всех концов планеты,
Пленяй сердца  нетленной красотой!
Петром рожден и музами воспетый,
Как символ славы всей России стой!

В последующие годы опубликовала еще несколько сборников стихов. В 2005 году стала членом литобъединения «Соратники» и печаталась в сборниках «Зеленая ветка» и «Рог Борея». В 2012 году победила на Фестивале любительского народного творчества «Мы вместе» в номинации «Литературное творчество» со стихами о родном городе, а в декабре 2014 года стала дипломантом Всероссийского заочного конкурса «Пусть всегда будет солнце» «Гринландия — 2014» за стихи
Да здравствуют сердца, живущие любовью!
Да здравствуют сердца, дающие другим
Всю полноту любви, в момент душевной скорби
Через свое страданье преступив.

Да здравствуют сердца, не ждущие награды!
Без горечи обид они творят добро.
Ни похвалы, ни славы им не надо,
Лишь было б людям возле них тепло.

Да здравствуют сердца… А разве ты не можешь
Таким же сердцем стать, чтоб ближнего согреть?
Как будто бы ему ты в трудный час поможешь,
А выйдет, что себе не дашь ты умереть.

Да здравствуют сердца, живущие любовью!

В 2013 году разместила свои стихи на сайте «Стихи.ру» и стала номинантом на «Лучшие стихи года», но стихи в печать не отдала. 
С 2011 года руковожу работой Клуба любителей поэзии «Живое слово» в Литейном округе Санкт-Петербурга. На наших встречах мы говорим о творчестве того поэта, день рождения которого приходится на ближайшую дату встречи, и читаем его стихи.  Каждый год к Всемирному дню поэзии 21 марта проводим тематический концерт из произведений разных поэтов.
  Если стихи - «души трепещущей дыханье», то музыка — ее храм.

Все может музыкой звучать – и краски, и слова,
И сердца тихая печаль и неба синева.
Нет для нее ни стран, ни лет, ни прожитых эпох,
Она хранит для всех навек творца и мысль и вздох.

Понятен нам Рамо и Григ, Рахманинов и Брамс.
Кто мир души своей постиг, тот стал им – кровный брат.
Всю гамму чувств на миражи в ней можно разложить.
Ведь музыка – тот храм души, где ей привольно жить!

 Мое восприятие музыки формировалось песнями, которые звучали из настенного репродуктора. А песни наши задушевные, распевные, мелодичные, трогающие сердце глубиной и силой чувств! Может быть поэтому в любой музыке я ищу гармонию подлинных чувств и переживаний, а не сумбур звуков, чем грешат многие современные композиторы.
Родители хотели, чтобы я обучалась музыке, и по приезде в Станислав, куда мы из Германии привезли красивый кабинетный рояль слоновой кости с позолотой, мама нашла мне учительницу. Это была пожилая, строгого вида полька. Ко мне она относилась хорошо, не хвалила, но и не ругала, как мальчика, который занимался передо мной, и часто при мне она кричала на него и била линейкой по пальцам.
В Краснодаре я поступила в музыкальную школу, но училась без особого прилежания, гаммы играть не любила, хотя пьесы учила с удовольствием. Мучительным событием в той моей жизни был экзамен. Я выходила на сцену в полуобморочном состоянии, не слышала, что играю, отдаваясь памяти пальцев. Поэтому  выступала весьма неровно, хотя учительница числила меня в способных ученицах. Мои муки закончились с переездом в Ленинград. Рояль продали, поскольку в нашей небольшой комнате места ему не нашлось.
  Когда в Германии Игорь выразил желание играть на фортепиано, я пыталась его отговорить, вспоминая свои опыты, но он настоял и мы взяли на прокат инструмент, на котором и я решила «тряхнуть стариной». Играла по нотам и на слух приятные мелодии. В Ленинграде продолжила свои опыты, иногда играла для гостей, но чаще для себя, вплоть до 2002 года, когда сложный перелом ноги отлучил меня от инструмента почти на год. Постепенно стала забывать свои упражнения, да и пианино пришло в негодность, так что со временем перешла в разряд слушателей.
На концерт симфонического оркестра я впервые пришла в зал ленинградской Филармонии 16 лет отроду. С тех пор он стал моим вторым домом. Здесь я слушала незабываемые концерты Эмиля Гилельса, Ани Фишер, Вана Клиберна, Давида Ойстраха, Виктора Третьякова, Иегуди Менухина, Евгения Кисина, Мирослава Култышева и любимой Элисо Вирсаладзе.

 Впервые я услышала ее концерт из произведений Р. Шумана в небольшом зале драмтеатра в Берлине в 1967 году и она покорила меня мягкостью звучания и проникновенной лиричностью исполнения. Возвратившись домой, я старалась не пропускать ее концерты,  неизменно получая наслаждение от ее исполнения. Познакомилась с ней за кулисами, чтобы выразить свой восторг. Однажды подарила ей свой сборник стихов «Мозаика жизни» со стихами о ней.
 Незабываемое впечатление произвел на меня  Женя Кисин исполнением произведений Ф. Шопена.   

За роялем черным в середине сцены
Появился мальчик чинно и несмело.
Белая рубашка, галстук пионерский,
Как обычный школьник, только взгляд не детский.
Зал в молчанье замер, ожидая чуда,
И оно свершилось просто и прилюдно.
Глядя пред собою и чуть-чуть повыше,
Женя нам поведал то, что сердцем слышал.

Он играл Шопена вдумчиво, неспешно,
И поток  мелодий тек рекою нежной.
Было в них страданье, боль разлуки с милой
И воспоминанье родины любимой.
Как же этот мальчик, десять лет проживший,
Скорбь чужого сердца чутко так услышал?
Кто ему поведал, как трудна разлука,
Как вдали от дома жаждешь сердце друга?
Остается верить, что сердечко Жени –
Камертон, которым обладает гений.

В одном из интервью Женя признался, что сердцем чувствует родство с Шопеном, и это слышно в его исполнении.
 Незабываемое знакомство произошло у меня в Ростове с пианисткой Сусанной Борисовной Арабкерцевой, профессором Консерватории. Она обладает поистине мистическим свойством мелодией выражать свое впечатление о человеке. Я слышала ее рассказ о Л. Бетховене, где она каждое свое высказывание или утверждение о нем  иллюстрировала музыкальной фразой из его сочинений.
Для меня она тоже нашла музыкальную краску. Глядя на меня, вдруг заиграла мою любимую пьесу Баха и пояснила: «Так я Вас ощущаю». Откуда она узнала, что эти звуки близки моему сердцу?  Когда я сказала, что занимаюсь космической физикой, зазвучал 12-ый этюд А. Скрябина. Это было феноменально!   


Ты душу мою разгадала
И в звуки легко облекла
И мощных аккордов волною
К созвездьям ее увлекла.

Какая свобода полета!
Какой безграничный простор!
Как будто божественный кто-то
Весь мир перед нею простер.

В потоках лучистого света
Парит над землею она,
Забыв о страданьях и бедах,
Одною любовью полна.

Так мудро раскрыла ты тайну,
Души неуемной печать:
Ведь хочется ей постоянно
Мелодией этой звучать!

Действительно, я ощущаю душевное родство с этим композитором. Его музыка волнует, поднимает над Землей, уносит в космические дали!
Очень точно определила роль музыки Марина Цветаева: «Музыка – это пространство, где встречаются человеческие души».
Я люблю музыку «хорощую и разную», но среди любимых композиторов числю Э.Грига, И.Брамса, Л.Бетховена, Г. Малера, П. Чайковского, С. Рахманинова, Я. Сибелиуса, Ф. Листа и  Ф.Шопена.
Мне довелось беседовать с дирижером Г.Н. Рождественским о 6-ой симфонии  П.Чайковского. Эта симфония поразила меня при первом прослушивании и впоследствии стала  «пробным камнем» для оценки уровня качества дирижеров.
Однажды в Филармонии Караяна в Берлине этой симфонией дирижировал Г.Н. Рождественский в память незадолго до того скончавшегося английского дирижера Джона Барбиролли. Это был настоящий реквием. В зрительном зале замелькали белые платки, я тоже прослезилась, хотя неоднократно слышала эту симфонию в исполнении многих дирижеров.
Именно так я слышу эту симфонию прощания, а не отдельные благозвучные пьесы, как исполняют ее большинство дирижеров. Это — исповедь человека и прощание с жизнью. Первая часть — размышления о бренности жизни, воспоминания детства, осиянные любовью матери, удар  при известии о ее кончине, смятение и растерянность; вторая часть — пустота светской жизни с ее фальшивой красивостью, (конец каждой фразы вальса распадается в пыль), человек тоскует в этой атмосфере праздности и фальши; третья часть — мировое признание, апплодисменты, медные трубы успешной карьеры. Финал: усталость, одиночество, безысходность перед надвигающимся неизбежным концом, уход из жизни и отпевание. Об этом я говорила с Геннадием Николаевичем после концерта и он со мной согласился.    
 «Великая музыка находит самый близкий путь к глубочайшим истокам духовной жизни человека», – сказал американский дирижер Леопольд Стоковский. Здесь кроется ее притягательность и уникальная роль в жизни людей.


Рецензии