Пестрые листы древа жизни 9

   Духовные искания
 
Воспитывалась я убежденной атеисткой. Этому способствовали и книги, которые я читала, и школа, и родители. Бога нет, человек – хозяин мира и должен преображать природу в своих целях,  надеяться он должен только на свои силы. Таково было кредо жизни советского человека.
К счастью, в основе его морального кодекса лежали несколько видоизмененные христианские заповеди пристойного поведения и добропорядочных взаимоотношений, а трудности жизни и единство цели – построить коммунизм во всем мире --  способствовали укреплению дружбы и взаимной поддержки.
Христианская церковь отталкивала меня непонятными обрядами, молитвами и постоянным напоминанием о рабстве и греховности человека, чего моей свободолюбивой душе принять было невозможно. Особенно меня удивляло ежегодное перемещение даты смерти Христа. Ведь если он был реальным человеком и умер в какой-то определенный день при большом стечении народа, то эта дата должна быть точно известна.
В общем, душа моя была в смятении. Я понимала, что есть некие высшие силы и путь к ним лежит через религию ( ре-лига означает связь), но не могла принять догматы церкви.   Представление о Боге как всеобщем космическом законе, Логосе (по философии индуизма),  импонировало моему разуму больше всего. 
В годы перестройки в городе появилось много различных духовных обществ, как противовес разрушению моральных основ нашего общества,  растущему ажиотажу к наживе любой ценой, беззаконию и бандитизму. Стали приезжать проповедники из Индии, Америки, Ирана и других стран.
Услышав по радио объявление о встрече членов общества Шри Чинмоя, я пошла на эту встречу. Мне понравилась идеология индийского Учителя, живущего в Америке, и я стала регулярно посещать эти встречи. Мы учились медитации, слушали музыку и пели песни, написанные Шри Чинмоем. Идеи любви, добра и взаимопонимания, обращение к Богу и высшим силам  здесь были лишены непонятой обрядности христианской церкви, и это импонировало моему критическому уму.
Коллектив был довольно пестрый, но люди интересные. Проводились и спортивные мероприятия, т.к. Учитель ратовал за спорт и сам подавал в этом пример. К нам приезжали его последователи из Германии и Швейцарии, устраивались благотворительные акции в нашу поддержку, поскольку в начале 90-х годов в стране был хаос и обнищание людей.
Однажды по ТВ я увидела фильм о людях, исповедующих новую религию — Веру бахаи. Мне очень понравилась обстановка их общения, идеи, лежащие в основе вероучения Пророка Бахауллы. Они полностью отвечали сознанию современного мыслящего человека, не требуя слепой веры и идолопоклонства.
Позже узнала, что и в нашем городе есть такая община. Пришла на встречу, познакомилась с людьми. Среди них было несколько иностранцев из Америки и Канады. Взяла литературу об этой религии, побывала на праздниках, пообщалась с членами общины. Это оказались ученые, инженеры, преподаватели, художники, психологи, музыканты, люди образованные, интересные и приветливые.
Но я не спешила приобщиться к религии, хотя полностью разделяла ее идеи, в основе которых, к моему великому удивлению, лежит идея всеединства – центральная идея русского религиозного философа, мистика Владимира Сергеевича Соловьева (1853 - 1900),  кумира  русской интеллегенции «Серебряного века».   
Всеединство — это дух, который связывает элементы природы, духовные миры, общество, нас — с высшим единым Началом. Эту идею он изложил в книге «Философские начала цельного знания» (1877),  хотя замысел ее впервые был сформулирован в диссертации "Кризис западной философии (против позитивизма)» в 1874 году. 
   В.Соловьев призывал человечество опомниться и остановиться, протянуть друг другу руки в понимании своего глубокого бытийного единства. Этому призыву отвечает принцип Веры Бахаи: «Человечество едино в своем многообразии», выраженный словами Бахауллы: «Будьте как пальцы одной руки, как части единого тела! Свет единства так могуществен, что способен озарить всю землю.  Вы плоды одного дерева и листья одной ветки». 
В рамках философии всеединства В. Соловьева взаимодействие культур понималось как их взаимопроникновение и взаимообогащение, которое приведет к новой общечеловеческой культуре, основанной на гармоничном сочетании различных социально-исторических и культурных традиций. Были и другие «совпадения идей» философии всеединства и принципов Веры бахаи.
В.Соловьев считал, что традиционную теологию надо освободить от отвлеченного догматизма, «ввести религиозную истину в форму свободно-разумного мышления и реализовать ее в данных опытной науки <> и таким образом организовать всю область истинного знания в полную систему свободной и научной теософии». А один из принципов  Веры Бахаи гласит:«Религия призвана находится в гармонии с разумом и наукой». Тем не менее, вера есть высший вид знания по сравнению с эмпирическим и рассудочным, поскольку вера получает свои принципы не от рассудка, а непосредственно от Бога через Откровение, которое дается Пророку. Существует одна вера в Бога и все Посланники Бога  раскрывают ее сущность.
Основатель Веры бахаи и философ В.Соловьев были современниками.Идеи Бахауллы были знакомы русским ученым, востоковедам и философам,.и легли в основу «Философии всеединства» 
 Новая мировая религия, получившая название Вера Бахаи, зародилась в Персии (Иране). Ее основателем стал Мирза Хусейн Али (1817-1892), после объявления о своей миссии в мае 1863 году принявший имя Бахаулла (Слава Божия). 
Мирза Хусейн Али родился в Персии 12 ноября 1817 года в семье древнего аристократического рода. Он получил блестящее образование, занимался благотворительной деятельностью, за что получил в народе имя «Отец бедных». В 27 лет стал активным участником движения бабидов, которое жестоко преследовалось исламскими священнослужителями, а через 8 лет за  эту деятельность был закован в цепи и брошен в тюрьму Сиях – Чаль (Черная яма).
Бахаулла пишет: «Мы были заключены в течение четырех месяцев в месте, мерзость которого не поддается описанию… Тюрьма была окутана густым мраком и число заключенных вместе с нами приближалось к 150: то были воры, убийцы, грабители. Несмотря на всю тесноту, здесь отсутствовали отверстия, кроме той двери, в которую мы вошли… Одному Господу ведомо, что выпало на нашу долю в этом исполненном тьмы и смрада месте!» 
Именно в этом страшном месте, под угрозой смерти и среди невыносимых страданий от тяжелых цепей и ужасного смрада, Бахаулла  впервые получил известие о своей миссии.
«Однажды ночью, во сне, слышны стали мне доносящиеся со всех сторон возвышенные слова: Воистину, Мы даруем тебе победу силою твоей и твоего пера. Не печалься о том, что постигло тебя, и не тревожься, ибо ты в безопасности. Близок час, когда Господь воздвигнет сокровища земли – тех, кто придет на помощь тебе силою твоей и именем твоим, которым Господь оживит сердца тех, кто распознал Его…
На протяжении тех дней, что провел я в тюрьме Тегерана, хотя саднящая тяжесть цепей и зловонный воздух едва давали уснуть, все же в редкие минуты дремоты мне казалось, будто с темени моего к моей груди стекает нечто, подобно могучему потоку, стремительно низвергающемуся на землю с вершины высочайшей горы. От этого все мое тело словно воспламенялось. В такие моменты мои уста изрекали то, что не под силу выслушать ни одному из людей».
После тюрьмы его приговорили к изгнанию с конфискацией имущества, и последующие сорок лет он провел в ссылке и других тюрьмах вдали от родины. Но тяготы жизни не помешали ему стать основоположником новой религии, религии единения.
Лишь в 45 лет Бахаулла поведал своим сторонникам о своей высокой миссии и в течение 12 дней излагал им суть нового вероучения. Он написал более ста Скрижалей, в которых подробно изложено Учение и передана воля Бога для человечества на новом этапе его исторического развития. Теперь религия бахаи занимает достойное место среди других мировых религий.
На мое решение стать членом общины бахаи повлияло знакомство с канадским математиком и философом, профессором Уильямом Хэтчером. Этот гигант (выше двух метров ростом) с доброй улыбкой и глубокой эрудицией в вопросах не только науки, но и теологии и искусства, покорил мое сердце. Я поняла, что можно одновременно быть серьезным ученым и религиозным человеком. Такое сочетание дает возможность лучше понимать окружающий мир и события, которые в нем происходят. 21 марта 1993 года я объявила себя бахаи и стала полноправным членом общины.
Вскоре Билл и его жена Джуди приехали в Ленинград на пять лет. Мы стали настоящими друзьями. Я обрабатывала и редактировала  публичные выступления Билла, перевод которых обеспечивали кандидат технических наук Вадим Номоконов и кандидат филологических наук, ст. научный сотрудник Ин-та восточных рукописей РАН Юлий Иоаннесян.
 В общине я нашла не только единомышленников, но и верных друзей, которые всегда приходят на помощь в трудные моменты жизни, которых — увы!-- становится все больше.  Изучая принципы Веры бахаи, я много приобрела в области общения с людьми, терпимости и внимания к чужому мнению, научилась проводить обсуждение вопросов без «базара», который мы часто видим в передачах ток-шоу по ТВ. «Язык существует для того, чтобы упоминать о добре: не оскверняйте его дурной речью. Избегайте проклятий, ругательств и всего того, что огорчает и оскорбляет человека»,- писал Бахаулла.
Среди принципов Веры бахаи, наряду со всеми заповедями Христа «Не убий», не укради» и т.д., самой важной для бахаи является «Не злословь», потому что злословие разрушает душу человека, убивает его личность. 
Прозревая далеко вперед, Бахаулла предвидел рост коммуникабельности людей разных стран и оставил нам завет: «Не обращайте внимания на расовые отличия и приветствуйте всех светом единства. Будьте утешением и помощью всему человечеству!»   
В настоящее время Вера бахаи объединяет свыше 5 млн. последователей в 188 странах и на 45 зависимых территориях. Это представители 2112 народов, народностей и племён, выходцы из всех социальных слоёв и культур.
 

 Всемирный Центр Бахаи, воздвигнутый на горе Кармель в Хайфе силами и на средства последователей Веры бахаи всего мира, олицетворяет красоту и гармонию природы и человеческих отношений. Здесь служат бахаи из разных стран мира на добровольной основе в течение определенного срока. Он включен в список туробъектов Израиля и ежедневно посещается туристами, которые не могут сдержать слов удивления и восхищения увиденным. Это — подарок бахаи всего мира людям всей Земли.
   

 




    Вместо эпилога
   
Как в ясном небе облака,
Года уходят вдаль.
В них проплывает жизнь моя,
Но прошлого не жаль

То было будто не со мной,
Все – тлен и суета:
Работа, мелких стычек звон
Да сердца маята.

Когда ж умолкнул шум страстей,
Открылся мир иной.
В нем бесконечность скоростей
Обращена в покой.

В нем нет границ и нет краев,
Не время правит там.
Там суть гармонии живет –
Любовь и Красота.

Душою вольной здесь парю
Над праздной суетой,
Судьбу свою благодарю
И не хочу иной.


Рецензии