Журналистские байки. Часть 2

Журналистские будни – это вам не накропать заметку на коленке. Тут необходимо вдохновение в комплекте с устойчивой нервной системой, щедро приправленное литературным соусом.

Без соуса этого никак – пресно, невкусно, мысли разбредаются, а написанное получается в стиле «висит-стоит и было», что в принципе стилем никаким не является. А еще журналисту нужно время, желательно, чтобы его было побольше – и вот тогда…

«Почему я люблю писать статьи? Мне нравится сам процесс написания. А проходит он так. Сначала возникает вопрос: «А что же я делала до часу ночи?» Приходишь с дополнительных занятий, садишься за уроки, а потом… Вдохновение пришло, надо написать статью + 1 сообщение в ВКонтакте: «Ну-у и?» Отвечаешь: «В процессе». Сидишь за компьютером, твои пальцы быстро-быстро бегают по клавиатуре. Быстрым взглядом смотришь на часы. Ближе к трем часам ночи из вроде бы неприметненькой серенькой статейки получается вполне приличный материал. Доволен и счастлив настолько, что словами не передать. Глаза красные. Спать хочется. Зато у тебя есть отличная статья, написанная именно тобой!»

«Помню, как в шестом классе нам выдали листочки и попросили написать, почему я хочу быть журналистом. Тогда мне не очень понравилась эта идея, но уже в следующем году я поменяла свое представление. Мне очень нравится писать статьи на разные темы, несмотря на то, что иногда это дается очень сложно. Порой, чтобы пришла нужная мысль, требуется довольно много времени, но приходит азарт, и ты не замечаешь, как дописываешь последнее слово и ставишь точку.

Конечно, весело сидеть нашей дружной командой на занятиях, продумывать темы, вопросы, кто к кому пойдет, ведь часто даже предложить нечего. Но это только на первый взгляд. Оказывается, вокруг нас так много всего интересного! Каждый раз приходится расширять горизонты творческого поиска, чтобы это увлекло и учителей, и учеников в равной степени. А потом шлифовка текста, своего рода ювелирная филологическая операция. Но именно вся трудность и кропотливость этой работы мне нравится».

«Журналистика – это профессия, состоящая в передаче правдивой информации, позволяющая человеку быть в курсе каких-либо ситуаций или явлений. Журналист всегда узнаёт о чём-то интригующем и интересном первым, и чем эмоциональней будет история, тем ярче и занимательнее будет статья. Поэтому меня так и завлекло это дело, ты узнаёшь новое для себя, делишься познавательным интересом с читателями, стараешься, чтобы каждое твоё творение было всё лучше и лучше».

Это мнение наших юных корреспондентов. У каждого оно свое, но объединяет всех нас одна общая цель – совместный творческий продукт, над созданием которого работает целая команда. Бывают и разные забавные ситуации.
 
Голые факты.

Особую сложность представляет набор статистической информации. Это только кажется, что так легко написать о событии, которое когда-то и где-то проводилось, а перед тобой лежит сухая справка с фамилиями участников и датой проведения, написанная порой неразборчивым почерком. И все! Дальше журналистам приходится бегать – уточнять, сверять, систематизировать, ведь каждую букву и цифру необходимо проверить, иначе информация окажется недостоверной, а потенциальный читатель может не на шутку обидеться, когда, например, Данила становится Даниилом или какой-нибудь ученик случайно «выпадает» из списка.

При этом информацию необходимо набрать в соответствии с правилами оформления любого текстового документа – а вот тут возникают подводные камни: скобки и кавычки норовят улизнуть восвояси, разметка страницы плывет, строчки пляшут. И приходится начинать с нуля, с базовых принципов работы в текстовом редакторе.

Про кота.

Журналисты тоже люди. Даже если они умные, грамотные и их несколько. Несколько раз статья отредактирована, прочитана сверху вниз вдоль и поперек и практически выучена наизусть. Ура! В набор! И вот уже 1000 экземпляров газет на столе, а глаза предательски режет лишняя запятая.

Случай был перед Новым годом – потерялась буква в слове «кот». Первая полоса – а на подоконнике мурлычет «серый ОТ»! Исправляли недоразумение часа полтора, дописывая черной ручкой заблудшую «к».
 
Один раз вообще целую статью потеряли – стояла в редакторскую правку под номером 13. Искали долго и упорно – как сквозь землю материал провалился, пришлось заново находить, чистить, выравнивать. Распечатали. И вдруг статья находится - лежит себе наша проказница на самом видном месте. Мистика да и только!

О плагиате.

Золотое правило литератора – никогда и ни при каких обстоятельствах не воруй чужие мысли! Бывает так. Приходит к нам человек и приносит «информационную бомбу» - речь глянцевая, образная, эпитеты кудрявые, запятые как будто сам Розенталь расставлял. Не материал, а мечта редактора!

В чем же подвох? Вызывает сомнение стилистическое единство текста: речевые штампы, клише, речевая избыточность и прочие лингвистические «штучки», наличие которых сразу настораживает даже начинающего филолога. Обычно спорный текст прогоняется через специальную программу «Антиплагиат», которая не только выдает ссылки на настоящие источники, но и считает процент самостоятельно написанных авторских фраз в тексте.

Какая Лера?

Прошло 7 уроков. Нервы на пределе. Кушать хочется. Животы урчат. Журналисты обсуждают анонсы следующего номера. Пришли все, кроме Леры. Главред спрашивает: «А где у нас Лера?» «Задерживается!» Ну ничего страшного, позже придет. И так раза четыре.

Идей много, редакционные задания почти распределены, но висят две темы, никто не хочет за них браться, и так материала в работе много, устали все очень. Кто-то из журналистов выдает: «А давайте эти задания Лера выполнит!» Главред изумленно поднимает глаза: «Какая Лера?» «Ну наша Лера. Наша!» - задорно отвечают девочки. Молчание. Тишина. Время близится к 5 часам вечера. И тут: «А! Наша Лера! Нет, ну вы сразу бы так и сказали, что Наша Лера! А то непонятно, что говорите!»

Эта история частенько вспоминается, когда работа кипит ключом, а силы уже на исходе. В любом случае, скучать журналистам точно никогда не приходится. В нашем замечательном коллективе полных ходом идет ежедневная интенсивная работа. Все понимают, что муза не приходит постоянно, бывают ситуации, когда действительно трудно, не идет материал, не «клеится» редактирование, но это не повод отчаиваться, ведь наша основная задача – это поиск путей решения проблемы. А вот как это происходит – и есть наш маленький редакционный секрет. Но результат очевиден, когда каждую четверть наша газета, приятно пахнущая типографской краской, радует своих читателей.


Рецензии