За ЕГЭ! Против шерсти

Люблю я поругать ЕГЭ. Прямо руки чешутся порой. Вообще-то идея неплохая, даже есть очень положительные моменты и в некотором роде объективность, но поругать все равно надо. В этом году счастье поработать ответственным организатором меня обошло стороной, чему я бесконечно рада, но воспоминания свежи.

ЕГЭ… только самый дремучий человек в России сегодня не знает, что такое Единый Государственный Экзамен, дающий возможность каждому школьнику получить вожделенный аттестат и право на поступление в любой вуз. Если бы все было так просто.

Чтобы добраться до выпускных испытаний, нужно, конечно, хорошо учиться в 10-11 классе, зубрить до потери пульса, отгрызая от гранита науки увесистые булыжники знаний, порой даже приходится обращаться за помощью к репетиторам, так или иначе – на выходе результат будет зависеть только от самого выпускника. А вот тут начинается самое любопытное.

В процессе сдачи ЕГЭ заинтересованы больше не сами школьники, а определенные госструктуры, которые, собственно, организацией этого самого госэкзамена и занимаются. Школьникам, по сути, все равно, что и как сдавать, лишь бы получить заветный документ об образовании, а вся эта петрушка по поводу возможности поступления «умного мальчика из глубинки в МГУ» не более чем облегченный вариант русской рулетки в темной подворотне Лас-Вегаса – все всё понимают, но делают вид, что очень может быть. Ну да ладно, если у способного ребенка с действительными знаниями и высокими баллами это получилось, то это просто замечательно, и это огромный плюс ЕГЭ.

На деле имеем мы стандартных выпускников, в большей степени натасканных на сдачу ЕГЭ, как Бобик на котлету, – думать и не стоит в целом, достаточно иметь интуитивные способности и хорошую память, чтобы запомнить необходимый алгоритм решения, да, еще очень пригодится смекалка, без нее никуда. Необязательно тратить драгоценное личное время и читать крупномасштабные классические произведения, чтобы привести ряд аргументов к поставленной проблеме  в «егэшном» тексте по русскому языку – все уже давно прописано в разнокалиберных пособиях для подготовки, законспектировано и отработано на практике. Думают единицы! Остальные шпарят по шаблону, что неудивительно – надо просто ведь сдать ЕГЭ!

Математика - базовый и профильный уровни – весьма забавляет! Если продвинутый, то тебе на профиль для поступления, если просто хочешь созерцать на серванте аттестат и радоваться тому, что наконец-то окончил школу, то хватит с тебя и примитивных квадратных уравнений.

В общем, простор для творчества широк, для подготовки – необъятен, для поступления - стоит глубоко задуматься о смысле жизни и стать реалистом на момент подачи документов, так как рассылка результатов теоретически возможна и в пять вузов, а подлинники принимает только один. Поэтому думай, выпускник маленькой российской провинции где-нибудь на границе монгольских степей,  – а точно ли ты хочешь в МГУ!

Но русский человек ко всему приспособится, нам не страшна Америка с ее беспрецедентной системой тестирования, успешно внедряемой и у нас, среди березок. Мы в свое время БАМ построили – что нам какой-то Обама, так, около дела, поэтому за успешную сдачу ЕГЭ наша русская школа порвет любого, кто будет против, потому что, во-первых, это престиж учебного заведения (а у нас «двоек» нет, мы молодцы), во-вторых, это отличный шанс дать каждому выпускнику путевку в дальнейшую достойную жизнь, ну и, в-третьих, финансово интересно (не до конца понятно, правда, кому, но есть предположения).

Самое главное, что при всем этом замечательном со всех сторон раскладе интересы учителя не учитываются. Совсем. То есть учитель – по сути главное звено в процессе обучения детей – в ситуации сдачи ЕГЭ рассматривается через призму общественного отношения «подготовил-не подготовил», а также как бесплатная рабочая сила, используемая в полном стратегическом объеме для проведения этого самого ЕГЭ. Как так может быть, спросите вы. Да легко и добровольно-принудительно – ответим мы, учителя, которым по полной программе довелось поучаствовать в столь увлекательнейшей процедуре.

Итак, февраль. Планомерно продвигается учебный процесс, все работают, не поднимая головы, но в это время просыпается мафия. Поскольку ЕГЭ не за горами, необходимо составить списки очень сильно желающих возложить на себя столь ответственную миссию – поработать организаторами на экзамене. Везет тем педагогам, кто преподает в 11 классах, их априори в ППЭ нельзя пускать, авось, не дай Бог, подшепнут из-за угла правильный ответ. Каждый здравомыслящий учитель, не работающий в 11 классе, отбрыкивается, как может, в ход идут любые отговорки, лишь бы тебя не вписали в эту команду «счастливчиков».

Индивидуальная работа с учителями проводится долгая и кропотливая при соблюдении всех принципов личностно-ориентированного подхода – это и уговоры, и посулы всего на свете, и банальный приказ «должен - иди», и даже обтекаемая формулировка «ну я по-человечески прошу, ну кого мне еще поставить!», бьющая прямо в яблочко и подкупающая своей новизной. В этой ситуации абсолютно не учитывается тот фактор, что заставить-то по закону никто никого не имеет права, но если ты, не дай Бог, проявил мягкость души, возникло временное помутнение рассудка, либо реально накосячил в чем-то – все! Ты под колпаком! Быть тебе организатором на ЕГЭ, дальнейших твоих метаний и отнекиваний никто всерьез воспринимать не будет.

После соблюдения ряда соответствующих формальностей, неоднократного инструктажа, плюс какого-нибудь «умного» апрельского вебинара и заполнения бланков инструкций можно немного передохнуть и заняться основной работой – учить детей, вести уроки и проверять тетради.

Наступает конец мая, а далее каждый попавшийся на удочку ЕГЭ учитель с ужасом и трепетом будет ждать приговора, куда его отправят «егэшить» и на сколько дней. Все не так просто. Чудеса начинаются сразу и по-крупному. Вот она – русская рулетка во всей своей красе и непредсказуемости! Кому сколько отведено – вопрос весьма занятный, ибо по неписаным правилам кто-то отстреляется за два дня, а кому-то приходится посетить пункт ППЭ раз девять.
 
«Везунчики» сидят вне аудитории, это почти шахматные «слоны», привилегированный рабочий класс, им кое-что будет можно, чего остальным нельзя. Другим рабочим лошадкам, то есть по определению «пешкам», достается организация и проведение экзамена в аудитории. Вот уж кому не позавидуешь! А элитарным «ферзям» полагается бонус – им нужно выполнять номинальную функцию «смотрящих», то есть прав у них побольше и льгот, соответственно, тоже. Например, телефоны и личные вещи у них никто не забирает. Ну и есть всякого рода начальники и иные наблюдатели, которые просто испытывают от проведения ЕГЭ нечто вроде морального удовлетворения.

Сбор в пункте ППЭ традиционно в 8.30, лица участников, как правило, хмурые и сонные, потому что никаких других эмоций предстоящее мероприятие, естественно, не вызывает. После импульсивной шаговой геометрии по коридорам с целью прогнать остатки сна и нежных дежурных «здрасьте» с коллегами из других школ начинается «процесс внедрения в процесс». Сумки, гаджеты и прочие прибамбасы светской жизни на период проведения экзамена изымаются (они остаются в аудитории, где шикуют «ферзи»), и вся траурная процессия «эгешников-добровольцев» направляется на очередной и очень важный инструктаж в актовый зал.

Испив свежевыжатую порцию утренних «ай-яяев», педагоги-организаторы получают разнарядку, кому и где «повезло» работать, и последние напутственные слова о том, чтобы Москва в онлайне ничего, не дай Бог, запрещенного не увидела, иначе всем будет невесело. Всем, в принципе, уже и так невесело, но до момента встречи с учениками есть еще несколько минут жизни. Не на Марсе.

Жизнь на Марсе начинается с появлением школьников – тут уже дышать нельзя, ходить нельзя, стоять нельзя, говорить нельзя и молчать тоже нельзя, и руки чтобы были «на месте» и рот повернут в сторону камер – не дай Бог, Москва, будь она неладна, что-то заподозрит. Иными словами, пора начинать нам в школе изучать боевой Устав, как вести себя в карауле.

Итак, пришли дети. Оперативненько рассовав всех страждущих по аудиториям в соответствии с паспортными данными, организаторы еще имеют последний шанс ухватить глоток свежего воздуха свободы и размять заблаговременно разнывшиеся кости, поскольку последующие 3-4 часа это сделать будет весьма проблематично.

Экзамен начинается, все находятся в режиме полной боевой готовности, чуть что – сразу с низкого старта каждый готов спасать мир, в это время в аудиториях на камеру, прямо в Москву (в Кремль, наверное!) проводится инструктаж учащихся. У многих детей скрипят зубы или начинается беспричинный хохот – так сдают нервы то ли от холода, то ли от камер, то ли от натянуто-протокольных лиц организаторов, действующих в соответствии с требованиями и инструкциями, но иного выбора нет.

Также в это время организаторы вне аудитории, стараясь избрать уголок подальше от камер в режиме офф-лайн, шуршат под столом конфетами – это единственное, что не успели отобрать при массовой нейтрализации индивидуальности и принадлежности к какой бы то ни было социальной категории. Если ты организатор на ЕГЭ, то ты не личность, ты никто, и звать тебя никак, ты просто выполняешь механические функции, но случись чего, оштрафуют тебя на весьма приятную во всех отношениях кругленькую сумму.

Время на ЕГЭ для учителя-организатора тянется безумно долго. В аудиториях «пешкам» приходится сидеть по стойке смирно до тех пор, пока не покинет класс последний ученик и не будет прочитана мантра в Москву о том, что экзамен (да неужели!) благополучно закончился. При всей этой гламурной картине главный организатор в аудитории восседает за учительским столом, а второстепеннный на подтанцовке робко жмется на «камчатке» в конце класса, видимо, чтобы у сдающих наверняка создалось до конца стойкое ощущение безысходности – тотальный контроль сверху донизу. Не приведи господи что-то ребенку спросить или часть тела какую внезапно почесать – начинается такая метафизика на камеры!

В коридорах в это время зевают прочие организаторы, но у них имеется преимущество – им можно немного ходить и чуть-чуть шепотом общаться, есть даже своеобразное развлечение – сопроводить ребенка в туалет и постоять над душой за дверью, чтоб он (ребенок) там, в сортире, не задерживался. Даже в дверку постучать можно, а то вдруг он там из бачка шпаргалки втихаря вылавливает! Ну на этом, по идее, все разрешенные возможности исчерпываются.
 
Если у начальника ППЭ в день проведения экзамена наличествует хорошее настроение, то ответственных «этажных» организаторов по одному могут соизволить пригласить в «штаб» испить чашечку кофе «с ничем», поскольку колбасу с сахаром уже откушали «ферзи», но это тоже не факт, ибо нечего шататься по школе – работайте, а то вдруг Москва чего углядит криминального!

За час до конца экзамена начинается драйв – выпускники уже многие понаписали, что знали, посему у организаторов вне аудитории добавляется экстрима – проводить завершивших экзамен восвояси. Такая процедура вносит нотку оптимизма в тоскливое миросозерцание действительности, так как хоть чем-то позволяет разнообразить протокольный процесс тупого четырехчасового времяпрепровождения в режиме «сидеть-бояться» – собачий холод уже грызет не только нижнюю часть туловища, но и норовит подвиснуть предательскими субстанциями на кончике носа, поэтому легкий ненавязчивый фитнес как нельзя кстати.

Как обычно, находится какой-нибудь очень умный выпускник, сидящий до последней минуты экзамена, и, несмотря на то, что другие аудитории уже пусты и основные организаторы судорожно подергивают под столом ногами, этот гений будет сидеть «до звонка». В этот момент стоит просто на миг представить, что чувствует толпа «коридорных специалистов» около дверей злополучной аудитории, в которой зависло будущее ученое светило – атмосфера накалена до предела!

Небольшое лирическое отступление. Весьма улыбает и такой момент. Приходит на ЕГЭ, допустим, в субботу, один ученик, чаще всего выпускник прошлых лет - вот приспичило ему сдать именно в этот день именно этот предмет. Вокруг него с бубном дружно пляшет целая команда организаторов, наблюдателей, технических специалистов во главе с руководителем ППЭ в комплекте с представителем ГОРОО, соблюдая политес в режиме стоического напряжения. И бесподобная сюрреалистическая картина маслом пишется по уже отрепетированному сценарию.

Стоит ли озвучивать, в каком настроении и с какими эмоциями педагоги-«егэшники» покидают место казни? Наплевательское отношение со стороны чиновников – раз, впустую бездарно потраченное время – два, моральное унижение – три, отсутствие питания в течение 6-7 часов – четыре, ну и самое важное – оплата труда. В некоторых школах выплачивают по 500 рублей за проведение экзамена в аудитории, а за «коридорную возню» расщедриваются на 200.

В иных учебных заведениях напрямую говорят, что и денег никаких не положено, типа, это ваше рабочее время. Где-то откупаются отгулами, про которые потом все равно забывают, потому что у учителя этих отгулов столько на самом деле, что можно весь последующий учебный год гулять. Но чиновникам это индифферентно – никто не считает затрат рабочего времени, подготовку к урокам и проверку тетрадей за смешные проценты, никто не соизмеряет ворох никому не нужных отчетов с зарплатой учителя, которому порой некогда уроки вести – сплошные бумажки сверху.

Парадокс – не приснится в страшном сне здравомыслящему человеку, но это факт – если в школе есть двоечники, то школа пишет объяснительные, ну тут ладно, понятно – сами дураки, вовремя других дураков не выгнали! Но абсурд заключается в другом – если внезапно и внепланово, не дай Бог, получатся 100-балльники на ЕГЭ, то это уже не просто объяснительные, а активный чес всей документации и дотошная проверка прокуратуры.

Вот так и живем от ЕГЭ до ЕГЭ.


Рецензии
Эге, "за ЕГЭ", да еще "против шерсти"! - воскликнул было радостно я, заметив такое необычное название в обычном потоке словес. Даже почудилось мне сначала, что это будет как бы такая серьезная, профессиональная, но в то же время парадоксальная статья в защиту этого ужасного нового дитяти в нашей всё еще незрелой цивилизации возрастом в тысячу лет, имя какового дитяти нелегко и по-русски-то формально правильно произнести.

Однако оказалось, что в тексте названия Вашей изящной статьи Вы чуток одесситствуете речью помалу, заменяя предлогом "за" предлог "про", а на самом-то деле статья просто-напросто повествует нам про это самое зловредное ЕГЭ с такой позиции, откуда банальные ругатели да наивные бранители ЕГЭ, не будучи учителями, не имеют возможности сей предмет наблюдать. Что и придает всей статье особую ценность и вес.

После прочтения с естественным интересом "послевкусие" почему-то не отпускало меня, и что-то подсказывало мне, что в послевкусии этой статьи особое значение есть. (Прошу не пенять мне за это странное словечко "послевкусие", ибо Вы сами применили его в одной из Ваших статей.) Так и оказалось оно - ведь объект веселой, доброжелательной иронии не может же быть таким уж совсем беспросветным врагом, как кажется многим ЕГЭ. Так что получилось как надо теперь - за ЕГЭ!

Минчиткор   14.06.2016 17:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.