Маринка

                Моей трогательной,
                наивной доченьке

                Маринка была очень необычным ребенком. Ладненькая, с огромными карими глазами, она была всегда очень серьезна, любила поучать и делать совершенно неожиданные выводы. К тому же была абсолютно раскована, никогда не стеснялась. Если ее просили на детских утренниках что-то спеть или прочитать стихи, она тут же соглашалась и охотно выполняла просьбу. Дикция у нее была отменная, голос громкий, ее выступления неизменно имели огромный успех. Больше всех с ней возился дедушка. С самого ее рождения он души в ней не чаял, носил на руках. В нашем поселке их так и называли «дедушка с внучкой». Как это было трогательно – каждый вечер они встречали автобус, на котором я приезжала с работы – папа, а на руках у него маленькая совсем Маришка в зеленом комбинезончике и белом чепчике. Мое сердце таяло от нежности и благодарности.

Маринка обладала даром оригинального мышления, я записывала ее высказывания. Постараюсь вспомнить как можно больше.

1. Самое знаменитое.
 
Я с двоюродной сестрой Ириной и ее сыном Кириллом (он старше Маринки всего на 1,5 года) отдыхали в Турции. Ирка потеряла как-то золотую цепочку с ноги. Мы вчетвером бродили по тропинкам, пытались ее отыскать, а Ирка все причитала – какая она невезучая и несчастная.

Маринка слушала, недовольно хмурилась, потом повернулась к нам и очень строго сказала:

- Ира, не о красоте надо думать!

- А о чем же?

- О работе и о здоровстве!

С тех пор мы знаем главные ориентиры в жизни.


2. Дачное
 
Мы снимали дачу рядом со ст.Ильинское - комнату и веранду в большом деревянном доме в старинном дачном поселке. Хозяйка – Людмила Михайловна – очень добрая, скромная женщина, брала с нас совершенно мизерную плату триста долларов за весь сезон сезон. Маринка, бабушка и дедушкой жили там все лето в течение трех лет. Участок был огромный – 40 соток. Когда-то отец Людмилы Михайловны был лесником и поставил дом собственноручно из огромных сосновых бревен. Людмила Михайловна мыла их водой с мылом и за много лет они стали отполированы до блеска и цвет у них был такой приятный – желто-коричневый.

У хозяев была собака Санта – черная немецкая овчарка уже в солидном возрасте. В день нашего заезда нас официально представили Санте. Собака нас осмотрела, понюхала и удовлетворенно кивнула хозяйке.

- Теперь она вас не тронет.

И правда, Санта запомнила нас и ни разу не рыкнула. А собака эта была очень серьезная, боялись ее все соседи, соседские дети и соседские собаки. Мы же с ней очень подружились. Она даже приходила к нам на веранду прятаться от грозы, которую панически боялась. Помню, уже старенькая, карабкалась на трясущихся лапах по ступенькам крыльца, жалобно повизгивая и забивалась под диван. Боялась она также фотоаппарата, даже без вспышки, сфотографировать ее было невозможно. Да, служить на границу ее бы не взяли.

     Я приезжала на дачу на выходные на электричке с сумками, а на платформе встречали меня дедушка и Маринка. Это были самые счастливые моменты моей жизни! Два дня пролетали незаметно, вечером в воскресенье я собиралась домой в Москву, а мама, папа и Маринка меня провожали у калитки. Маринка страдала от предстоящей разлуки, гладила меня по руке и, от всей души желая мне легкого пути, воскликнула:

 - Скатертью тебе дорога, мамочка!


3. Комплимент.

       Мы отдыхали в Крыму.
       Я надела вечером в номере новый полупрозрачный пеньюарчик. Маринка восхитилась:
 
- Мамочка, ты в нем как нарядная уборщица!

Меня это до сих пор озадачивает…


4. За здоровье дедушки!

       Отмечали день рождения дедушки, ему исполнилось 79 лет. Узким семейным кругом сидели за столом. Надо сказать, Маринка очень любила произносить заздравные речи, тосты. Вот и тут она взяла в руку рюмочку с соком, и мы все заулыбались, приготовились услышать тост в честь дедушки. Когда мы его услышали, улыбки сначала застыли на наших лицах, а потом все разразились безудержным смехом. Дедушка смеялся до слез. А тост был таким:

 - Давайте выпьем за нашего дедушку, за то, что ему уже столько лет, а он все еще с нами!


5. Чем только не пожертвуешь ради компании

      Маринка была очень компанейским ребенком, любила гостей, застолья. И как это часто бывает у детей, старалась во всем походить на взрослых. И вот как-то она попросила налить ей в рюмочку не сок, а то, что мы пьем. А пили мы водку. Я где-то слышала, что в таком случае надо налить ребенку водку, он попробует, выплюнет и больше просить не будет. Мы с мамой решили попробовать. Налили в ее маленькую рюмочку несколько капель водки. Заправским приемом Маринка опрокинула рюмашку и сморщилась. Ничего не выплюнула.
 
- Ну как? – спросила я.

- Горько… но я привыкну!


6. Как завоевать мужчину.

       Когда мы переехали в трехкомнатную квартиру, Маринке было 4,5 года. Квартира была очень запущенная (бывшая коммуналка) и нам пришлось сразу же делать ремонт.

       Для укладки кафеля в ванной был нанят молоденький, но уже женатый парнишка Олег. Худенький, кареглазый, с тонкими усиками, он очень понравился Маринке. Она часами наблюдала за его работой в ванной, вела с ним пространные беседы и все больше проникалась к нему симпатией. Я стала свидетелем такой сцены: стоит Маринка в проеме ванной комнаты, накручивает пальчиком локон на лбу, смотрит взглядом с поволокой на Олега и говорит нежнейшим голосом:

- Ах, Олег!.. Вы такой Олег, что таких Олегов больше и во всем свете нет!

 Я увидела, как Олег стал просто-таки пунцовым!


7. Как мы изучали английский язык.

Изучение английского языка у Маринки началось во втором классе. Прошел месяц, и нас пригласили на родительское собрание. К моему изумлению, классный руководитель спросила – почему Марина не посещает уроки английского языка.(!!!) В полном недоумении я пришла домой и вызвала Маринку «на допрос».

- Марина, почему ты не ходишь на уроки английского языка?

Из глаз девочки брызнули слезы:

- Мамочка, я ничего там не понимаю! У меня ничего не получается. Вот я и решила -  я не буду изучать английский язык.

- Марина, ну разве так можно – не получается, так и заниматься этим не надо? Как такое тебе в голову-то пришло? Почему ты ко мне не обратилась за помощью?

- Мамочка, ты такая занятая, так устаешь. Но раз так - я обращаюсь. Помоги мне, пожалуйста!

И вот я начала заниматься с Маринкой языком.

Дело оказалось не простецкое. Кроме чтения и правописания надо было слушать кассеты и отрабатывать произношение. Учитель я строгий, может быть даже жесткий. Помнится, учили мы тему – различные цвета. Сначала читали, потом писали, потом слушали кассету, которая все время заедала в стареньком кассетном магнитофоне. Мне казалось – все идет хорошо. Но вот заглянула мама и попросила меня выйти.

- Оля, ну что ты с ней как генерал с солдатом! Ты ее не учишь, а муштруешь, сил нет это слушать!

Я растерялась. Зашла в комнату. Маринка смотрела на меня действительно как солдат на генерала. Мне стало ее ужасно жалко и мы завершили занятия. Я больше не предлагала Маринке свою помощь и очень удивилась, когда она сама подошла ко мне и сказала:

- Мамочка, позанимайся со мной, пожалуйста, английским языком.

- Марина, а тебе нравится со мной заниматься? Тебе не тяжело?

Маринка тяжело вздохнула:

- Тяжело, конечно… Но лучше так, чем без тебя. Без тебя я совсем ничего не понимаю.

Вскоре мы взяли Маринке репетитора, и проблема была решена.

Зато лучше всего она знает тему «Цвета» в английском языке!
 

8. О бережливости

Маринке было лет пять. Как-то мы возвращались из зоопарка, там я ей купила такую трубочку-свистульку, которая заворачивалась и разворачивалась, когда в нее дунешь. Едем в метро, Маринка все время дует в трубочку. Я ее предупреждаю:

- Марина, все кончится тем, что ты уронишь свистульку на пол, и мне придется ее выбросить.

Она не слушается и продолжает. В конце концов трубочка падает на пол. Я ее поднимаю, сминаю и бросаю в пакет. Смотрю – носик у Маринки покраснел, из глаз потекли крупные как горошины слезы.

- Ну и что же ты плачешь, я же тебя предупреждала.

- Мне тебя жалко…

- ?!!!

- Деньги на ветер…

Надо сказать, Маринка не раз поражала меня своей необъяснимой бережливостью. Не понимаю откуда это в ней, я совсем не отличаюсь этим качеством, да и в семье особо бережливых у нас не было… Наверное это все гороскоп – тельцы очень домовиты. И это не жадность, нет, ведь жадина старается все прибрать к своим рукам, Маринка же жалеет о тратах близких на себя.
 
Ей было лет десять, когда я взяла ее с собой на работу – мы должны были вечером поехать на юбилей фирмы в г.Тарусу. На обед пошли с Маринкой вместе с нашим директором Андреем Николаевичем. Сидим в кафе за столиком, читаем меню.

Спрашиваю:

- Марина, что ты выбрала?

- Суп гороховый, каша гречневая, чай.

- Ты уверена? (все это она терпеть не может)

Видя мое крайнее изумление, Андрей Николаевич, смеясь, на ухо мне говорит:

- Она по цене выбирает.

Я не знала, куда деться от стыда.

Аналогичный эпизод произошел в Крыму. В первый вечер приезда мы с друзьями пошли в наше излюбленное кафе отметить приезд . Заказали себе по бокалу хорошего вина, Маринке – пепси-колу. Сидим, ждем заказ и изучаем как изменились цены за два года.

- Да, дороговато, цены стали как в Москве.

Маринка услышала и с готовностью воскликнула:

- Тогда снимите мой заказ!

Долго смеялись – единственный экономный среди нас человек, больше-то никто не отказался.

И еще запомнился случай.

Мы были в огромном торговом центре «Мега», я решила купить Маринке сразу много вещей, она подросла, и надо было обновить гардеробчик. Пробили чек, сумма оказалась ощутимой, но вполне приемлемой. Смотрю – у Маринки закапали слезы.

- Марина, мы что-то не то купили? Или не купили то, что ты хотела?

- Нет… Мне тебя очень жалко – ты работала, работала, а теперь все деньги отдала…
А ведь ей было лет 14, когда очень хочется быть модной, хорошо одетой, но ею владели совсем другие чувства. Я долго объясняла ей, что именно для таких трат я и зарабатываю деньги и мне совсем не жалко потратить их на мою единственную любимую дочь.
 
А Маринка до сих пор горячо благодарит меня за каждую покупку! Как радуется мое сердце, с каким удивлением и завистью смотрят на меня продавщицы…


9. Цирк

                Надо ли говорить, что  Маринка, с ее открытой душой и умением с наивной непосредственностью воспринимать окружающий мир, очень любила цирк. Как-то, когда Маришке было лет 5, я повела ее на представление в Цирк на Проспекте Вернадского.

                Вот мы расположились в своих креслах, Маринка в предвкушении сложила ручки лодочкой на груди и затаила дыхание. Медленно потух свет, утихли голоса… пауза… и вдруг грянул оркестр, со всех сторон хлынул свет, посыпалась блестящая мишура, на арену выбежали артисты. Публика зааплодировала.

                Рядом со мной творилось нечто невообразимое – Маринка хлопала в ладоши громче всех, хохотала, вскрикивала от восторга. Не в силах совладать с чувствами вдруг подпрыгнула, сиденье под ней захлопнулось, и Маришка бухнулась на пол. Я испугалась - конец веселью., Но не успела я за ней наклониться, как Маринка, словно пружинка, выпрыгнула вверх, не прекращая смеяться и аплодировать. Казалось, она не заметила своего падения. Такого восторга и абсолютного счастья я никогда не видела нигде и ни у кого.

И так длилось все первое отделение. Более благодарного зрителя невозможно себе и представить! Если я по ее мнению переставала хлопать слишком рано, она тянула меня за руку и требовала продолжать, а я не смела ей возражать – такие сильные и радостные чувства ею обуревали.

                Я в детстве тоже очень любила цирк и сопереживала и артистам, и особенно животным, но по своему складу я была более закрытым ребенком, стеснялась полностью раскрываться перед другими людьми. Маринка же была абсолютно открыта, даже страшно становилось – настолько вся ее тонкая, очень ранимая душа была ничем не прикрыта и не защищена.

                Но вот первое отделение закончилось, зажегся свет, зрители стали выходить в вестибюль. Мы тоже пошли к выходу.

                Маринка была очень возбуждена, ей хотелось увидеть как можно больше, и, стараясь протиснуться вперед поскорее, она выдернула у меня свою ручку и убежала вперед. Я тут же потеряла ее из виду и испугалась: потеряться в такой толпе ничего не стоит. На какое-то мгновение я увидела, как Маринка, поняв, что она меня потеряла, припустилась бегом куда-то направо.

Я кричала, звала ее, но где там – в гуле толпы меня было не слышно, и я опять потеряла Маришку из виду. Стала протискиваться в ту сторону, куда она убежала. Но среди снующей публики моя «погоня» была чудовищно неэффективна. Вокруг бегали дети, стояли очереди за свистульками и леденцами, туда-сюда ходили люди, все они шумели, галдели, а я все звала Маринку и волновалась все больше.

                Вот прозвенел звонок и зрители стали возвращаться в зал, толпа стала редеть. Я остановилась в растерянности, надо было звать на помощь администрацию. Подошла к тетеньке в униформе, и вдруг услышала со стороны, противоположной той, куда убежала Маринка, громкий рев. Маринка?

                Цирк-то был круглый. Маринка обежала полный круг и теперь с такой же скоростью и громким ревом, словно заводной паровозик, неслась уже по второму кругу. Я чудом успела ее перехватить. Несчастная, мокрая от слез и пота, Маринка вся дрожала. Я сама чуть не расплакалась. Но представление началось, и Маринка мгновенно успокоилась. Она вновь хохотала, хлопала в ладоши,подпрыгивала на кресле.

                А я смотрела не на арену, а на Маринку и пыталась вспомнить себя, любила ли я так же цирк. Но в пору моего детства в Мелитополь приезжал только цирк-шапито. Я помню свое острое чувство жалости к животным, артистам, каким-то силачам-лилипутам. Помню, как мучительно стыдно мне было, что мало зрителей, что они мало хлопают и рано уходят. Нет, такого восторга я не испытывала. Но моя ли в том вина?
               
                Мне кажется, люди, которые любят цирк, до седых волос остаются детьми.


10. Русалочка

        У Маринки любимый фильм и любимый мультфильм – «Русалочка».

        Еще маленькой совсем девочкой она обливалась слезами, когда погибала Русалочка, превращаясь в морскую пену. Увидев эти рыдания, я попыталась утешить ее, но она так на меня посмотрела, что я тут же поняла, как нелепы и  бессмысленны мои аргументы. Как можно призывать ребенка к черствости? Как можно сделать нормой эту черствость? Зачем заставлять свое сердце быть равнодушным, если оно кричит от сострадания?  Когда-то, в детстве, я была точно такой же…  Я вспомнила это тогда. С тех пор я тоже всегда плачу, когда смотрю эти фильмы, и больше не стыжусь и не подавляю этих слез. Теперь я знаю, что есть человек, который чувствует так же, и который меня поймет. Ведь она - моя часть и мое продолжение.


11. Первая лыжня.

        Маринке было 3,5 года, Кириллу(по-домашнему Кике) почти 5, когда мы с моей двоюродной сестрой Ириной и детьми на новогодние праздники поехали в подмосковный пансионат «Поляны», бывшую резиденцию работников ЦК.  В начале 90-х там еще сохранился номенклатурный порядок и удобство. Был там и каток, и прокат спортинвентаря. Как было не воспользоваться.

        Мы решили для начала поставить детей на лыжи. Кике подошел самый маленький размер ботинок. Маринке он был на 4 размера велик. Я натолкала ей пол ботинок газеты и таким образом экипировала девочку. Прицепили им лыжи и поставили на лыжню. Сами решили посидеть на лавочке за елками. Дети скрылись за ельником.

        Не прошло и 10 минут, как появился Кика: он нес лыжи под мышкой, сказал, что ему надоело. Я побежала смотреть, что там с Маринкой. Вижу такую картину: по лыжне медленно шагает мой ребенок, отмахивая лыжными палками и высоко поднимая ноги в лыжах. Зрелище было очень комичное. На мое предложение пойти отдохнуть, Маринка ответила категорическим отказом: «Я же не дошла!» Лицо ее светилось такой решимостью и силой, что я не стала настаивать, и она дошагала до нашей скамейки – вся мокрая, красная, но довольная.

        После обеда по требованию детей мы пошли на каток. Стоит ли говорить, что по катку Маринка точно так же шагала, но уже в коньках. Удивительно, но она ни разу не упала!

        В дальнейшей жизни Маринка всегда занималась спортом – плаваньем, баскетболом, катанием на коньках, лыжах, горных лыжах, сноуборде, конным спортом. Конечно, у нее для этого были очень хорошие физические данные, но главное – это упорство, с каким она шла к цели. Без этого даже самых лучших способностей не хватит для преодоления препятствий и взятия вершин.

12. Как выбрать профессию.

        Удивительные сочинения писал мой ребенок в школе. Больше всего жалею, что не сумела их сохранить, хоть и пыталась – куда-то прибрала, да так основательно, что найти невозможно.

        Муж до сих пор цитирует дочкино сочинение в пятом классе на тему «Какой я человек». Там надо было описать свои черты характера. Маринка со свойственной ей прямотой и «скромностью» перечислила свои основные достоинства: «я деловая, целеустремленная, трудолюбивая и организованная». Муж вспоминает об этих качествах, конечно, в ситуациях полностью опровергающих наличие этих черт у Маринки. Впрочем, она нисколько не смущается.

         Меня же потрясло ее произведение в 9-м классе, где заданием было описать критерии выбора профессии, и, как заключение, – сделать собственный выбор на основании изложенного.

         Было у Маринки приблизительно так: «Выбирать профессию можно, руководствуясь разными принципами. Некоторые выбирают самый легкий путь – выбирают профессию и ВУЗ, куда надо сдавать самые легкие предметы. Некоторые ищут институт поближе к дому. Есть такие, которые рассчитывают на помощь родителей в дальнейшем трудоустройстве и карьерном росте. Но лучше всего, выбирая профессию, учитывать свои способности и интерес к будущей профессии, очень важно, чтобы будущая профессия приносила тебе не только достаток, но и удовольствие. Мне очень нравится приносить людям радость, посвятить свою жизнь служению им, хочется выбрать творческую, интересную профессию».

         Далее следовал довольно неожиданный вывод:

        «Я долго думала, какую выбрать специальность и решила стать бухгалтером, как мама.

Во-первых, мама мне поможет освоить эту профессию и устроит меня на работу после получения диплома.

Во-вторых, бухгалтеры всегда востребованы и высокооплачиваемы.

В-третьих, для поступления надо сдавать математику, русский язык и обществознание, а эти предметы я знаю хорошо.

Кроме того, специальность экономист-бухгалтер преподают почти во всех ВУЗах и можно выбрать что-то поближе к дому».

Мда... Странный вывод после таких размышлений. Но это ее выбор.

Теперь Маринка - профессиональный бухгалтер. И вы знаете, ее резоны оказались верными.


13. Сказка.

      Дедушка читал Маринке сказки, как и мне в детстве. Очень много читал и привил к ним любовь на всю жизнь. Сказки – вещь, в общем-то, нехитрая, сюжеты у них не очень разнообразны , вся тонкость – как рассказать и какие подробности добавить. Маринка была мастерица в этом жанре. Вот начало одной из ее сказок. Оцените обороты речи.

        Жили-были старик со старухой. И не было у них детей. Всю жизнь. Скучно им было. Ночью собрались они и пошли в лес. Пришли на опушку – там избушка. Вот и стали там жить. И вот однажды УЧУЯЛА СТАРУХА, ЧТО РОДИЛАСЬ У НЕЕ ДОЧЬ! Росла она росла и, как только выросла, пошла в лес. А на встречу ей на лошади едет молодой красавец. Девушка и говорит ему:

 - Здравствуй, красавец молодой! Поженишься на мне?..

        К сожалению, продолжение я не помню, но сдается мне, дело закончилось тем, что через какое-то время девушка с удивлением вдруг учуяла - родился у нее кто-то…


Рецензии
Замечательный рассказ! УЧУЯЛА СТАРУХА....

А по бережливости - действительно, большая редкость. Чудесный ребенок. Не как многие... Таким сложно бывает. По себе помню. Тоже плакал по Русалочке.

С уважением,

Валерий Павлович Гаврилов   14.08.2019 16:09     Заявить о нарушении
Боже мой! Вы тоже плакали по Русалочке?!! Знаете, это для меня тест на "Свой\чужой". Бесконечно рада этому факту!
Да, Маринка у меня девочка необыкновенная. Очень люблю ходить с ней на концерты симфонической музыки. Там она переживает настоящий катарсис. Я наблюдаю за ней и сама возношусь в запредельные выси. Она словно проводник и катализатор. Очень эмоционально развитый человек. Очень за нее тревожно - какого ей в этом жестоком мире...

С глубокой признательностью,

Ольга Горбач   14.08.2019 23:47   Заявить о нарушении
Плакал, тайком... Я же мальчишка - не должен плакать... Суровым нужно быть и девчонок за косички дергать! Но я не дергал. И портфелем по голове ни бил...Хотя очень рано стал на них внимание обращать.

Эмоциональным людям трудно сейчас.. Время жесткое и практичное. Эмоции не в тренде. Ну кроме эмоций типа" ВАУ !!! ". Эмоциональным людям нужно свою нишу искать. Везде и во всем. Помню, дочка в садик пошла... Кошмар. Хорошо тогда в городе был садик, где заведующая диссертацию писала и работала по экспериментальной программе. И воспитатели были соответствующие. Так дочка рвалась туда! Теперь от того садика руины..

Спасибо!

Валерий Павлович Гаврилов   15.08.2019 08:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.