Познание. Ощущение. Восприятие. Образ

ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.

Часть II. Природный дух.

 
Глава 1. Познание -> Ощущение -> Восприятие -> Образ.


Для тех, кто не читал предыдущей главы (четвёртой главы первой части), повторяю, что познание - более развитая форма поведения, в которой поведение направлено на отражение, т.е. не только на пассивный приём информации из окружающей среды, но и на активный, деятельный поиск информации, её добычу и переработку в виде анализа и синтеза. Можно ещё сказать, что познание - это отражение на более высоком уровне, который включает в себя память об отражаемых объектах в ситуациях взаимодействия с окружающей природной и социальной средой, ориентирование в динамично меняющейся обстановке и оценку ситуации в виде активирующихся и дезактивирующихся потребностей.

И здесь будет нелишним сопоставить  две тетрады (тетраэдра) из первого уровня природного тела (соматопсихики) и первого уровня природного духа (образного интеллекта):

Познание  -> Ощущение  -> Восприятие   -> Образ
Поведение -> Отражение -> Деятельность -> Опыт.

Можно ещё к этому добавить вспомогательную логическую цепочку:

Синкретизм -> Анализ -> Синтез -> Снятие.

Что можно извлечь из этого сопоставления?
 
Во-первых, то, что познание надстраивается над поведением, являясь информационным поведением. И оно во многом синкретично по отношению к следующим своим формам, ощущению и восприятию. Однако, как мы видим на схеме, познание испытывает влияние с их стороны. Синкрет - это такая целостность, которая является нерасчленённой смесью своих элементов. Через анализ эта целостность расчленяется, а через синтез расчленённое соединяется, но уже в определённом порядке, которого не было в синкрете. То есть, через синтез появляется целостность более высокого порядка, чем первичная целостность. Хотя и в ней тоже есть доля беспорядочности и хаотичности, что является стимулом для дальнейшего развития целостности до следующих уровней упорядочённости.

Во-вторых, то, что ощущение, являясь более высокой формой отражения, всё же, как и последнее, пассивно-рецептивно. Но на этом уровне приобретает способность анализа поступающей информации, т.е. разложения её синкретичного целого на части - каналы: тактильный, ольфакторный, вкусовой, слуховой, зрительный. Да и сами каналы дробятся, например, зрение ночное, чёрно-белое (палочковое), зрение дневное, цветное (колбочковое); элементы формы ощущаемого предмета (разные ориентации прямых линий); и т.п..

В-третьих, восприятие есть перцепция, перцептивная деятельность, основывающаяся на моторной активности (реакциях и проакциях). И оно есть процесс синтеза анализируемой в ощущениях информации. Поканально воспринимая предметы окружающей среды, живой организм их ощупывает, обнюхивает, пробует на вкус, выслушивает (слушает), осматривает (смотрит).

В-четвёртых, образ относится к восприятию как результат процесса, или продукт деятельности. Образ не есть восприятие, как и не есть ощущение. Образ - результат взаимодействия афферентной и эфферентной частей нервной системы, рецепции и перцепции. Иначе говоря, образ есть итог сенсорно-перцептивного опыта, т.е. научения, происходящего в опыте. Правда, это с.-п. научение - это не только результат объединения (снятия) противоположностей ощущения и восприятия, но и дальнейший процесс: образ не есть нечто статичное, он развивается: детализируется, укрупняется, уточняется, обобщается, становится ярче, чётче, яснее, и т.д..

Выражение "образы восприятия" создаёт такое впечатление, как будто образы находятся внутри самого восприятия, что в большой степени отождествляет образы с восприятием. Однако, все мы различаем смысл слов "смотреть" и "видеть". Так вот, смотреть - значит воспринимать, а видеть - это уже результат восприятия - образ предмета, который мы осматриваем. То же самое со слуховым каналом. Можно слушать, но не слышать. И в какой-то момент всё-таки услышать, то есть сформировать у себя в голове звуковой образ, например, мелодию. Тактильные ощущения (кожная чувствительность) с помощью ощупывания предмета дают кинестетический образ этого предмета.

Процессы ощущения и восприятия, как говорят, сукцессивны, т.е. представляют собой некоторую временнУю последовательность. Образ симультанен, т.е. в нём временнАя последовательность свёртывается в одномоментность присутствия в голове всех характеристик ощущаемого и ощупываемого предмета. И, как уже говорилось, симультанность образа не исключает последующего его развития, т.е. развёртывания образа в последовательность образов, в движение образа и его трансформацию в другие образы. Сам момент трансформации образа можно назвать обращением. Из этого можно извлечь следующую логическую цепочку:

Последовательность -> Свёртывание -> Развёртывание -> Обращение.   

Обращение - обратное движение от развёртывания к свёртыванию и созданию (рождению) нового образа. 

Созданный познанием образ становится регулирующим само познание центром.
Приблизительная внутренняя иерархия уровней познания может выглядеть так:
поиск (выслеживание) нужного (потребностного) предмета (объекта или живого существа: сородича или животного другого вида для того, чтобы его съесть), слежение, следование (преследование), поимка (схватывание). Если в процессе поиска встречается новый предмет, то: ознакомление (знакомство) с ним, любопытство, пытливость, любознательность. Понятно, что наблюдать за происходящим, проявляя любопытство, и пытаться изменить происходящее, активно вмешиваясь в него, - это два противоположных процесса.

Простое, поверхностное знакомство с предметом, может вызвать любопытство, но может и не вызвать его, если в этом предмете мало что нового для знакомящегося. Определённая степень новизны всё-таки возбуждает любопытство до тех пор, пока наблюдаемое событие не закончится. Пытливость - продолжение любопытства, поскольку наблюдатель активно вмешивается в наблюдаемое, пробует, экспериментирует, испытывает и наблюдаемый объект, и самого себя во взаимодействии с этим объектом.

Любознательность представляет собой синтез любопытства и пытливости, поскольку она позволяет субъекту познания лучше познакомиться с предметом через прямой контакт с ним. Любознательность ведёт к углублённому знакомству с предметом, к созданию более точного, чёткого и ясного образа познаваемого предмета. Такой образ предмета можно уже назвать некоторым знанием его. По крайней мере, субъективным знанием. Знанием предмета с тех сторон, которые были выявлены в экспериментах над ним и наблюдениях за результатами этих экспериментов. В какой-то мере, это уже установление субъектом некоторых причинно-следственных связей. 

Здесь же, на уровне обогащённого образами (знаниями) познания, протекают процессы распознавания, опознания уже знакомого и узнавания незнакомого, нового. Поскольку в основе познания находится интерес и его неотъёмлемый компонент - ориентировочный рефлекс, позволяющий организму оживлённо реагировать на появление новых предметов или сигналов из внешней или/и внутренней среды, то познание как распознавание есть процесс сравнения стимулов, раздражителей, сигналов, образов. "Всё познаётся в сравнении." 

Учитывая, что интерес находится на стыке ещё находящихся в соматопсихике духа и души, то появление чего-то или кого-то нового вызывает разной степени удивление - чувственно-эмоциональную реакцию. Появление чего-то раньше невиданного вызывает сильное удивление, когда люди открывают рот и таращат глаза. Что-то виданное, но не очень ожидаемое, вызывает лёгкое удивление. Как например, при неожиданной встрече со старым знакомым. Поэтому и говорят, что познание начинается с удивления.

Удивление - начало дивления, т.е. эмоционального восприятия. Здесь корень "див" - это контаминация (перестановка букв) слова "вид", от слова "видеть". Пример: показ современной моды. Когда зрители дивятся на проходящее мимо них по подиуму диво дивное, чудо в перьях. Или совсем без перьев, а только в разноцветных блестящих полосках, приклеенных на голое тело.

***

Поскольку понятие образа имеет исключительную важность  для описания и моделирования психики, отметим факт  многозначности слова «образ» и рассмотрим эти значения из некоторых источников.

Образ:
1. м.
1) а) Внешний вид, облик кого-л., чего-л.; б) Подобие кого-л., чего-л.; в) устар. Изображение.
2) а) Живое, наглядное представление о ком-л., чем-л.;  б) То, что видится, грезится, кажется в воображении;  в) Копия, слепок, отпечаток в сознании явлений объективной действительности.
3) а) Художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках и т.п.; б) Наглядное изображение какого-л. явления через другое, более конкретное; сравнение, уподобление; в) Созданный художником обобщенный характер, тип.
4) Вид, порядок, склад чего-л.
5) устар. Способ, прием.
2. м. Икона.
(Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.)

Образ:
1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
2. Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).
3. Живое, наглядное представление о ком-чем-н. Светлый образ матери.
4. В искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.
5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин - о. скупца. Артист вошел в о. (вжился в роль).
6. Порядок, направление чего-н., способ. О. жизни. О. мыслей. О. действий.  Главным образом - преимущественно. Работает главным образом в лаборатории. Каким образом? - как, при каких обстоятельствах, каким способом. Каким образом он здесь очутился? Таким образом - 1) так, таким способом. Поступай именно и только таким образом; 2) вводн. сл. и в знач. союза, выражает отношение связи, вывода, значит, следовательно. Он извинился, таким образом, все в порядке. И таким образом, в знач. союза - выражает следствие, результат. Зашли глубоко в лес и таким образом заблудились. Решительным образом - то же, что решительно (см. решительный в 5 знач.). Равным образом (книжн.) - в любом случае одинаково. По образу пешего хождения (разг. шутл.) - пешком.
(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.)

В этой связи  любопытно отметить и такое слово как "безобразие".

«Слово, известное с древнерусской поры в форме «безобразие», заимствованной из старославянского. Слово является сочетанием приставки без- и «образъ», восходящего к  общеславянскому obrazъ от raziti, rezati – «резать, обрезать, придавать форму». Слово является калькой со сложного греческого aschemosyne, состоящего из а- – «не»,  «без», schema – «образ, вид, форма» и окончания -syne («ие»). Современное значение слова развилось постепенно: от первоначального «бесформенность» далее к «уродство, некрасивая внешность» и «непристойное поведение». Производные: безобразный, безобразничать.»  (Этимологический словарь русского языка Семенова.)

 «1. Крайняя некрасивость, крайне некрасивая внешность.  2. Большой беспорядок, бесчинство, крайне неуместный поступок. 3. только ед. Восклицание, выражающее возмущение (разг.). Безобразие!»
(Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова).

«Форменное безобразие, значит, наверное - подлинное, самое настоящее безобразие.»
(Источник: Малый толковый словарь, В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина, 1990, Москва, "Русский язык").
 
«Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души  кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый  отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.»   (Готхольд Эфраим Лессинг)

В латинском языке есть два слова, переводимые на русский язык как "образ": imago и modus.
imago - изображение, образ, картина, портрет; перен. представление, понятие; 
imaginatio - воображение, представление.
imitatio - подражание, воспроизведение, изображение.
imitamen - подражание, копия, воспроизведение.
imitor - подражать, воспроизводить, подделываться; уподобляться,  быть похожим; представлять, изображать; выражать.
 
Можно заметить родственность слов imitor и imago. Имаго возникает  как следствие, как результат процесса имитации. Похоже, древние  римляне давно уже подметили как происходит формирование образа.  :)

Многим знакомы такие словосочетания как  modus vivendi  (лат.) - образ  жизни, и modus operandi  (лат.) - образ действия.
В одних латинских словарях modus  переводится как мера, образ  действия (модус, модуляция).  В других - как мера; объём, величина,  количество; мера-граница; образ, род, правило, предписание.
 
В философском энциклопедическом словаре указывается такие значения  латинского слова modus,  как: мера, способ, образ, вид;  - латинского слова modulus: мера, образец, норма.
 
Производные от слова modus:
modulus - мера, такт;
modulate - мерно, в такт, мелодически;
modulatio - соразмерность, размеренность, ритмичность, гармоничность, стройность;
modulator - соблюдающийся ритм, музыкант, певец;
moderatio - умерение, обуздывание, управление;
moderator - управляющий, правитель, руководитель;
moderor - умерять, ставить пределы, ограничивать, обуздывать; править, управлять.

Важное для нас ответвление от данного латинского слова - его французский дериват - modele,  т.е. образец, прообраз. Процессом моделирования называют воспроизведение характеристик некоего объекта на другом объекте, называемом моделью, специально созданном для их изучения. В науке различают модели физические, математические, словесно-концептуальные, графические, кибернетические, и т.д.   Нас же интересует случай, когда модели физических объектов производятся моделирующим  субъектом не во внешнем пространстве, из других физических объектов, а в себе, внутри самого субъекта, внутри его нервной системы, в виде  нейронных связей и бегущих по ним электрических импульсов. Такую модель советский нейрофизиолог Е.Н.Соколов назвал нервной моделью стимула, где стимул толковался в широком смысле. Собственно говоря,  нервная модель стимула - это и есть его образ.
 
Исследования Е.Н.Соколова использовал другой видный советский психолог П.Я.Гальперин, развивавший теорию ориентировочно-исследовательской деятельности как основы психики, а  также теорию и практику поэтапного формирования умственных действий.   

Вот некоторые выдержки из его лекций по психологии:

"Конечно, образ не единственное фундаментальное образование в психической жизни. Но образ есть такое начало психики, без которого все остальные компоненты психической жизни теряют свой смысл. Они оказываются бесфункциональными."
 
"Теперь поставим вопрос: "Зачем нам нужен образ?". Для ответа сначала надо рассмотреть некоторые свойства образа, чтобы это сделать, проведём очень важное различие между содержанием образа и самим образом. Содержание образа - это то, что в нём открывается. Это могут быть материальные вещи окружающей среды, преставления космического порядка, математические формулы и т.д. Но это объекты, которые открываются в образе благодаря его наличию. Образ - это не какая-нибудь вещь, а явление объекта в субъекте. Появление образа означает, что перед субъектом открывается поле окружающих вещей. Образ - это явление поля объектов субъекту."
 
"В образе вещи (не все, а те, которые попадают в поле данного образа) открываются перед субъектом и характерным образом перестают вызывать со стороны организма непосредственную реакцию. Они открываются как поле возможных действий (возможных, а не строго определённых), которые ещё надлежит установить, т.е. определить, какое действие будет выбрано и после этого выполнено. и это своеобразная черта образа: он открывает вещи, но при этом вещи перестают вызывать со стороны организма непосредственную реакцию, а выступают перед организмом, открываются перед ним как поле, в котором он может действовать и даже должен действовать, потому что если бы он не должен был действовать, тогда и не нужно было бы образа. Он должен действовать, но не может прямо, непосредственно действовать. Можно было бы так сказать: он не может действовать автоматически, он должен в этом поле разобраться. И вот это обстоятельство, вытекающее из самой природы образа, подтверждается исследованиями в области высшей нервной деятельности, непосредственно лежащей в основании психических процессов.
 
Когда начали изучать образование условных рефлексов, то обнаружили следующую закономерность: прежде чем образуется условный рефлекс, развёртывается ориентировочно-исследовательская деятельность животного. Обычно животное, помещенное в клетку, сначала оглядывается, принюхивается, осматривается и т.д. Потом, когда появляется подкрепление. т.е. что-то уже имеющее значение для животного, тогда на него переключается ориентировочный рефлекс. И это повторяется до тех пор, пока эта связь безразличного раздражителя и подкрепления не закрепится. По мере того как закрепляется эта связь, ориентировочный рефлекс начинает угасать, а вместо этого устанавливается условный рефлекс. Условный рефлекс есть всегда признак известной автоматизации - чем дальше, тем больше. Но если в этой обстановке, включая и безразличный раздражитель, наступает изменение, то условный рефлекс, т.е. автоматическая реакция, задерживается и снова развертывается ориентировочно-исследовательская деятельность."

"Сложилось учение о так называемой нервной модели стимулов. [Имеется в виду Е.Н.Соколов и его нервная модель стимула.] В результате опытов получается отображение условий и особенностей пускового раздражителя, и если поступающие раздражители совпадают с этой нервной моделью, тогда получается их согласование и реакция автоматически выпускается наружу.  Если же происходит рассогласование, т.е. что-то не совпадает, тогда, также автоматически, реакция задерживается и автоматически развертывается другая деятельность - исследовательская.
 
Значит,  в опытах тренируется картина ситуации и самого раздражителя, и если поступающие сигналы не совпадают с ней, тогда уже положенная связь на выход, на реакцию отключается и автоматически включается другая деятельность - ориентировочная деятельность в среде. Образ и означает, что возникает ситуация, требующая какой-то ориентировки, что возникло нечто новое, которое может нести опасность, хотя бы потому, что вы совершите автоматическую реакцию, а ситуация уже изменилась и поэтому эта реакция окажется неудачной. В связи с этим у животных в процессе эволюции выработался специальный нервный механизм, который предупреждает против совершения автоматического действия без учёта особенностей ситуации.
 
Значит, очень характерная вещь заключается в том, что когда возникает образ, то раскрывается поле вещей и прежняя автоматическая реакция задерживается, потому что нужно ещё разобраться, полезным ли будет повторение реакции, которая была в прошлый раз, будет ли эта реакция успешной или неуспешной в связи с изменением условий.
 
Так для чего нужен образ? А для того, чтобы организм, перед тем как действовать, мог разобраться в обстоятельствах, сориентироваться. Так мы приходим к простому и общему заключению, что образ есть один из важнейших компонентов, который ... помогает ориентировке, потому что подлинная действительность психической жизни - это ориентировка в ситуации, требующей нешаблонных действий. Это основная жизненная функция психической деятельности." (П.Я.Гальперин, Лекции по психологии. Москва, 2007. Стр. 31-34.)


Рецензии